г. Москва |
|
04 апреля 2016 г. |
Дело N А41-103598/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации N 22 по г. Москве и Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от садоводческого некоммерческого товарищества "Горьковец" - представитель не явился, извещено надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании в порядке статьи 272.1. АПК РФ апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 22 по городу Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08 февраля 2016 года по делу NА41-103598/15, принятое судьей Кудрявцевой Е.И. по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 22 по городу Москве и Московской области к садоводческому некоммерческому товариществу "Горьковец" о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 22 по городу Москве и Московской области (далее - Пенсионный фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу "Горьковец" (далее - СНТ "Горьковец", заинтересованное лицо) о взыскании штрафа за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в сумме 583 руб. 26 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 февраля 2016 года по делу N А41-103598/15 в удовлетворении заявления отказано (т.1, л.д.59-60).
Не согласившись с данным судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о времени и месте проведения судебного заседания размещена на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, СНТ "Горьковец" зарегистрировано в ГУ - УПФР N 22 по городу Москве и Московской области в качестве страхователя.
В связи с представленной Пенсионный фонд РФ отчетностью за 9 месяцев 2013 года, управлением составлен акт от 27 мая 2015 года N 3650 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, и вынесено решение от 29 июня 2015 года N 3650 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (т.1 л.д.39, 42).
В соответствии с указанным решением общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 583 руб. 26 коп.
В связи с неисполнением заинтересованным лицом требования об уплате финансовой санкции от 21 июля 2015 года N 3650 управление обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением по настоящему делу (т.1, л.д.45).
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 10 данного пункта: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Данные Формы документов утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 года N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" (зарегистрировано в Минюсте России 23 октября 2006 года за номером 8392, опубликовано в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" от 27 ноября 2006 года N 48, от 04 декабря 2006 года N 49).
В силу абзаца 1 статьи 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из диспозиции вышеуказанной нормы, она устанавливает ответственность за два отдельных состава правонарушений:
- непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
- представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Согласно положениям статей 40, 42 Федерального закона N 212-ФЗ, регулирующего отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, нарушением законодательства признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (далее - правонарушение). При этом, виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
В соответствии с требованиями статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Таким образом, привлекая СНТ "Горьковец" к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона о персонифицированном учете, орган ПФР должен был определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе виновность заинтересованного лица.
Как установлено судом первой инстанции, основанием для привлечения СНТ "Горьковец" к ответственности послужили следующие обстоятельства.
Согласно сведениям, представленным заявителем, в отчетах, представленных заинтересованным лицом, содержались ошибки.
Пенсионным фондом РФ в адрес СНТ "Горьковец" были направлены протоколы ошибок, в ответ на которые 27 мая 2015 года заинтересованным лицом были представлены уточненные сведения, в связи с чем составлен акт от 27 мая 2015 года N 3650, на основании которого вынесено решение от 29 июня 2015 года N 3650.
Таким образом, данные действия страхователя, вопреки доводам управления, не могут быть квалифицированы как представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Кроме того, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ ответственность наступает за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, а не за непредставление в установленный срок корректирующих сведений применительно к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Какой - либо ответственности страхователей за невыполнение положений Приказа Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987-н не предусмотрено.
Непредставление страхователем органу Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующих корректирующих сведений и исправленных документов индивидуального (персонифицированного) учета в установленный Приказом двухнедельный срок под действие пункта 3 статьи 17 указанного Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ не подпадает.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Таким образом, в силу прямого указания закона, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности должно содержать конкретные обстоятельства вменяемого в вину этому лицу правонарушения, а также указание в чем выразились противоправные деяния этого лица (то есть какие конкретно недостоверные сведения указал страхователь в представленных документах, как в отношении конкретных застрахованных лиц, так и в отношении конкретных сумм страховых взносов именно у этих лиц).
Однако ни акт, ни решение заявителя не содержат подробного описания правонарушения в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, данные документы не позволяют установить выявленные органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки при оформлении страхователем сведений, а также застрахованного лица, в отношении которого выявлены ошибки.
Однако в акте от 27.05.2015 N 3650 и в решении от 29.06.2015 N 3650 отсутствуют данные о конкретных обстоятельствах совершенного правонарушения, в связи с чем не представляется возможным установить, в чем именно заключается недостоверность представленных сведений и в результате каких виновных действий представлены недостоверные сведения.
При указанных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что заявленные требования являются необоснованными - правомерен.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 февраля 2016 года по делу N А41-103598/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Диаковская Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-103598/2015
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ N22 по г. Москве и Московской области
Ответчик: Садоводческое некоммерческое товарищество "Горьковец"
Третье лицо: Садоводческое некоммерческое товарищество "Горьковец"