04 апреля 2016 г. |
Дело N А83-4277/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей Карева А.Ю., Полынкиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Букуевой М.А., при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Заубер" - директор Спасенков А.Н., решение N 1 от 09.09.2014; от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ялте Республики - Грязнова Г.М., по доверенности от 21.03.2016 N 06-17/0328@ и по доверенности от 15.03.2016 N 04-10/04707; в отсутствие Службы финансового надзора Республики Крым; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заубер" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 декабря 2015 года по делу N А83-4277/2015 (судья Куртлушаев М.И.) по заявлению Службы финансового надзора Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "Заубер"; заинтересованные лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Ялте Республики Крым о взыскании задолженности в бюджет Республики Крым по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года,
установил:
Служба финансового надзора Республики Крым (далее - Служба финнадзора, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "Заубер" (далее - общество) о взыскании суммы задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года, в размере 473 100,00 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24 декабря 2015 года требования Службы финнадзора удовлетворены, взыскана с общества задолженность по налогам, сборам, обязательным платежам по состоянию на 01.01.2015, образовавшаяся в переходном периоде, в виде пени за нарушение сроков расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности в размере 473100,00 рублей, а также государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 12 462,00 руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем доказано возникновение задолженности по уплате пени в указанной сумме, образовавшейся в переходный период в силу неотмененного налогового уведомления-решения N 0003822205 от 19.08.2014.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 декабря 2015 года, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В частности заявитель жалобы полагает, что у суда отсутствовали основания для взыскания заявленной суммы, поскольку сумма пени необоснованно включена в дополнительный реестр налогоплательщиков и не была задолженностью по состоянию на 31.12.2014. Более подробно доводы общества содержатся в апелляционной жалобе и пояснениях к ней, которые представитель общества поддержал в судебном заседании.
Представитель заинтересованных лиц - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым и Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ялта Республики Крым возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в представленных письменных пояснениях на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Служба финнадзора отзыв на апелляционную жалобу не представила, своего представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества и представителя заинтересованных лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции находит жалобу обоснованной, а принятый по делу судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. В свою очередь, частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возложена на заявителя.
Служба финансового надзора Республики Крым создана указом Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" в соответствии со статьей 64 Конституции Республики Крым и Законом Республики Крым от 29.05.2014 N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", и является исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере осуществления внутреннего государственного финансового контроля.
Согласно статье 15 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года. До 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым от 29.12.2014 N 56-ЗРК "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" (далее - Закон N 56-ЗРК).
В силу статьи 2 Закона N 56-ЗРК органом, уполномоченным на взыскание с 1 января 2015 года задолженности, образовавшейся в переходный период, установленный Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым, определена Служба финансового надзора Республики Крым.
Таким образом, Служба финнадзора является уполномоченным органом на взыскание с 1 января 2015 года задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходный период.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Службе финнадзора в апреле 2015 года был передан Управлением ФНС по Республике Крым реестр юридических лиц, которые в текущем году приобрели статус плательщиков Российской Федерации с внесением сведений о них в январе-феврале 2015 года в ЕГРЮЛ, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 01 января 2015 года по результатам контрольно-проверочной работы, согласно которому за ООО "Заубер" числится задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 473 100,00 руб.
В связи с указанным, в адрес общества было направлено предписание от 28.05.2015 N 05-14/2859 о необходимости в течение 20 рабочих дней возместить сумму задолженности в бюджет Республики Крым, которое было получено им 13 июля 2015 года. Однако обществом требование предписания исполнено не было, что стало причиной обращения Службы финнадзора в суд с настоящим заявлением, которое было удовлетворено судом первой инстанции.
Между тем, при разрешении спора судом не было учтено следующее.
Статьей 5 Закона Республики Крым N 56-ЗРК установлено, что порядок зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года, определяет Совет министров Республики Крым.
В развитие данной нормы закона Советом Министров Республики Крым 12 мая 2015 года принято постановление N 254 "Об утверждении Порядка зачета переплаты, или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 01 января 2015 года" (далее - Порядок N 254).
Пунктом 3 данного постановления рекомендовано Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Крым до 20 мая 2015 года сформировать учетные данные о налогоплательщиках, прошедших в период с 1 января по 1 марта 2015 года процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, но имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся в переходный период на дату перерегистрации и не погашенную по состоянию на 1 января 2015 года, сформировать до 20 мая 2015 года реестр налогоплательщиков, предусмотрев в нем общую сумму задолженности и общую сумму переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам, и обеспечить предоставление указанных данных Службе финансового надзора Республике Крым.
Пунктом 8 Порядка N 254 определено, что задолженность по налогам (сборам), определенная в ходе формирования единого сальдо расчетов с бюджетом по состоянию на 31 декабря 2014 года (за период с 18 марта по 31 декабря 2014 года), подлежит взысканию в бюджет в соответствии с настоящим Порядком.
В соответствии с пунктом 9 Порядка N 254 Служба финнадзора на основании реестров, полученных от Налоговой службы Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (как держателя информации), в соответствии с Законом Республики Крым N 56-ЗРК по каждому отдельному налогоплательщику определяет единое сальдо расчетов с бюджетом Республики Крым путем суммирования общей суммы задолженности и общей суммы переплаты, а также сумм, перечисленных налогоплательщиком самостоятельно в период с 1 января 2015 года до даты определения сальдо.
Таким образом, из названных правовых норм следует, что УФНС по Республике Крым может формировать дополнительный реестр только в отношении тех налогоплательщиков, которые были перерегистрированы после 01.01.2015 и имели задолженность перед бюджетом по состоянию на 01.01.2015.
В свою очередь Служба финнадзора наделена правом на взыскание только той задолженности, которая образовалась в переходный период с 18 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года, значится за налогоплательщиком в сформированном налоговым органом реестре и не уплачена плательщиком в добровольном порядке.
Как следует из материалов дела, сведения о перерегистрации ООО "Заубер" (ОГРН 1149102040230), зарегистрированном как юридическое лицо на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, внесены в ЕГРЮЛ 09.09.2014, то есть до 01 января 2015 года.
Следовательно, включать общество в дополнительный реестр юридических лиц, перерегистрированных после 01.01.2015, Управление ФНС по Республике Крым, исполняя рекомендации пункта 3 Постановления N 254, не имело оснований.
Кроме того, по состоянию на 01.01.2015 ООО "Заубер" не имело задолженности перед бюджетом Республики Крым, поскольку начисленное денежное обязательство не было согласовано налогоплательщиком и оспаривалось им в судебном порядке (стало задолженностью 03.04.2015), что также не давало налоговому органу оснований для включения юридического лица в указанный реестр налогоплательщиков, имеющих задолженность по состоянию на 01.01.2015, а Службе финнадзора, в свою очередь, не дает оснований для взыскания данной суммы в силу требований п.8 вышеупомянутого Порядка N 254, в соответствии с которым взысканию подлежит только та задолженность, которая возникла по состоянию на 31.12.2014, а не после этой даты.
Согласно положениям п. 56.18 ст. 56 Налогового кодекса Украины (действовавшего в переходный период до 01.01.2015 на территории Республики Крым) при обращении плательщика налогов в суд с иском относительно признания недействительным решения контролирующего органа денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу.
Так, налоговое уведомление-решение N 0003822205 от 19.08.2014, которым контролирующим органом была начислена обществу пеня за нарушение расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности в размере 473 127,99 руб., было обжаловано обществом в судебном порядке, поэтому денежное обязательство приобрело статус согласованной задолженности только 03.04.2015, с момента вступления решения Окружного административного суда Республики Крым от 10.12.2014 по делу N 1054/2014 в законную силу.
Следует отметить, что по этим причинам указанное денежное обязательство не было включено в первоначальный реестр налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым за период с 18.03.2014 по 31.12.2014, сформированный по состоянию на 01.01.2015 Налоговой службой Республики Крым, о чем свидетельствует письмо Службы финансового надзора за подписью руководителя от 20.03.2015 N 05-14/858, направленное в адрес общества в ответ на его обращение, а также подтверждается судебным актом Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015 по делу N 1054/2014 (л.д.48-49, 69-72, т. 1).
Таким образом, наличие само по себе неотмененного налогового уведомления-решения не является достаточным основанием для взыскания заявленной к взысканию суммы задолженности без проверки судом всех указанных выше обстоятельств, чего судом первой инстанции сделано не было.
Помимо этого, суд апелляционной инстанции полагает, что у суда первой инстанции не было оснований для взыскания с общества начисленного денежного обязательства по налоговому уведомлению-решению N 0003822205 от 19.08.2014 и в силу положений части 2 статьи 3 Закона Республики Крым N 56-ЗРК.
Частью 2 статьи 3 Закона Республики Крым N 56-ЗРК и пунктом 8 Порядка N 254 установлено, что задолженность по налогам (сборам), образованная по состоянию на 18 марта 2014 года и не погашенная и/или не уплаченная в переходном периоде, не учитывается для определения суммы задолженности (излишне уплаченной суммы) по налогам и сборам на конец переходного периода. Такая задолженность считается списанной и взысканию не подлежит.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Налоговой инспекцией в г. Ялте Налоговой службы Республики Крым в период с 15.07.2014 по 21.07.2014 была проведена документальная внеплановая выездная проверка ЧП "Заубер" по вопросу соблюдения им требований валютного законодательства Украины при осуществлении экспортно-импортных операций в период до 21.03.2014, по результатам которой установлено нарушение ст. 2 Закона Украины от 23.09.1994 N 185/94-ВР "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте", выразившееся в несвоевременном поступлении импортного товара в сумме 209502,00 евро на 24 дня (с 14.01.2014 по 06.02.2014), и в сумме 100 000,00 евро на 2 дня (с 05.02.2014 по 06.02.2014) по импортному контракту б/н от 16.05.2012, заключенному с фирмой "Trade Hous Dias" Ltd (United Kingdom), что зафиксировано актом N 174/22.5/25149559/3 от 29.07.2014.
На основании данного акта налоговым органом Налоговой службы Республики Крым было принято налоговое уведомление-решение N 0003822205 от 19.08.2014 о начислении пени на основании ст.4 Закона Украины от 23.09.1994 N 185/94-ВР "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" в размере 0,3% от стоимости несвоевременного поступления импортного товара за указанные периоды в сумме 473 127,99 руб.
Таким образом, денежное обязательство в размере 473 127,99 руб., вошедшее в реестр, сформированный УФНС по Республике Крым на основании постановления Совета министров Республики Крым от 12.05.2015, возникло у общества в период до 18.03.2014, а не в момент проведения проверки, и потому в силу статьи 3 Закона N 56-ЗРК задолженность считается списанной и взысканию не подлежит.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении заявления в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельства дела.
Судебные расходы общества по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на Службу финансового надзора Республики Крым.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 декабря 2015 года по делу N А83-4277/2015 отменить.
В удовлетворении требований Службы финансового надзора Республики Крым отказать.
Взыскать со Службы финансового надзора Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью "Заубер" в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4277/2015
Истец: Служба финансового надзора Республики Крым
Ответчик: ООО "ЗАУБЕР"
Третье лицо: ИФНС по г. Ялте Республики Крым, УФНС России По Республике Крым