Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 апреля 2016 г. N 18АП-2697/16
г. Челябинск |
|
04 апреля 2016 г. |
Дело N А34-2162/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Данат" на решение Арбитражного суда Курганской области от 01.02.2016 по делу N А34-2162/2015 (судья Григорьев А.А.).
В судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Данат" - Пантелеева М.В. (доверенность от 26.05.2015), Вожиков А.С. (доверенность от 29.10.2015);
Правительства Курганской области - Бабунова О.П. (доверенность от 22.09.2015 N 01-35).
Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области - Бирюкова Е.П. (доверенность от 12.01.2016 N 03-01-17).
Общество с ограниченной ответственностью "Данат" (далее - ООО "Данат", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Правительству Курганской области (далее - Правительство, заинтересованное лицо), Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - Департамент имущества, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Департамента имущества в предварительном согласовании места размещения здания поликлиники на земельном участке площадью 0,1877 га, расположенном по адресу: г. Курган, ул. Карельцева, 54, содержащегося в распоряжении от 09.02.2015 N 44-р; об обязании Департамента имущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем внесения изменений в распоряжение от 09.02.2015 N 44-р в части пункта 1: "Согласовать обществу размещение здания поликлиники на земельном участке площадью 0,1877 га, местоположение земельного участка: г. Курган, ул. Карельцева, 54", а также выполнить действия, направленные на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 45:25:070213:4803, в районе ул. Карельцева в г. Кургане с последующим его заключением (с учётом уточнений заявленных требований, принятых судом, т. 3, л. д. 1-4).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Кургана (далее также - Администрация, третье лицо), государственное бюджетное учреждение "Курганская больница N 5" (далее также - ГБУ "Курганская больница N 5", третье лицо), Департамент здравоохранения Курганской области (далее также - Департамент здравоохранения, третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.01.2016 (резолютивная часть объявлена 01.02.2016) в удовлетворении заявления отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "Данат" (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права. Податель жалобы считает, что отсутствовали основания для отказа заявителю Департаментом имущества в предварительном согласовании места размещения здания поликлиники на земельном участке площадью 0,1877 га, расположенном по адресу: г. Курган, ул. Карельцева, 54. Так, общество отмечает, что заявление Департамента здравоохранения не может являться основанием к такому отказу, так как в данном заявлении лишь высказано мнение о целесообразности размещения на испрашиваемом земельном участке поликлиники. Заявление ГБУ "Курганская больница N 5" было представлено только 23.01.2015 в результате запроса руководящего Департамента здравоохранения и вызвано не намерением воспользоваться участком для строительства, а запросом Департамента имущества и попытками не допустить создания в будущем частного медицинского учреждения, конкурирующего с городской больницей. В данном случае к указанному заявлению подлежат применению нормы статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации об отказе лицу в защите его прав, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу (злоупотребление правом). Судом не принято во внимание, что на 23.01.2015 органом местного самоуправления была проведена процедура публичного информирования (июль 2014 года), выдана справка об отсутствии иных обращений и возражений, подготовлено постановление об утверждении схемы расположения земельного участка от 03.09.2014 N 5859. Кроме того, из заявления ГБУ "Курганская больница N 5" от 23.01.2015 следует, что земельный участок необходим для иных целей, не связанных со строительством, и на ином праве, в связи с чем указанные заявления (Департамента здравоохранения и ГБУ "Курганская больница N 5") не создают конкуренцию для ООО "Данат" в отношении испрашиваемого земельного участка. Также, по мнению подателя жалобы, письмо ГБУ "Курганская больница N 5" от 23.01.2014 N 120 не является соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка для эксплуатации поликлиники и не могло быть рассмотрено как Департаментом имущества, так и Администрацией в рамках положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, так как заявление не соответствует требованиям законодательства, из него невозможно установить испрашиваемый земельный участок, к заявлению не были приложены необходимые документы. Кроме того, податель жалобы отмечает, что Департаментом имущества не представлены доказательства поступления и регистрации в книге учета входящий корреспонденции заявления ГБУ "Курганская больница N 5" от 23.01.2015.
От Департамента и Правительства поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых указано на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители третьих лиц не явились. С учетом мнения представителей заявителя и заинтересованных лиц и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц.
Приняв участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи в порядке, предусмотренном статьёй 1531 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представители заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представители заинтересованных лиц возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзывах.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.03.2014 общество обратилось в Правительство с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения здания поликлиники (амбулатории врачей общей практики) на 100 посещений в смену на земельном участке площадью 0,1 га в г. Кургане в районе ул. Карельцева, 54, испрашиваемое право - аренда (т. 1, л. д. 15).
19 марта 2014 года Департамент имущества на основании указанного заявления общества обратился в Администрацию с письмом от 19.03.2014 N 10-01-1532 с целью рассмотрения возможности формирования земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования (т. 1, л. д. 26).
26 июня 2014 года в газете "Курган и курганцы" N 69 опубликована информация о предоставлении в аренду земельного участка для размещения здания поликлиники в районе ул. Карельцева, 54. В течение 30 дней с момента публикации замечания и предложения по этому вопросу не поступили, что подтверждается справкой Администрации от 29.07.2014 N 55 (т. 1, л. д. 29).
06 августа 2014 года постановлением Администрации N 5859 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана площадью 0,1877 га на землях населенных пунктов для размещения здания поликлиники в районе ул. Карельцева, 54 и оформлен акт о выборе земельного участка для размещения здания поликлиники в районе ул. Карельцева, 54 (т. 1, л. д. 16).
03 сентября 2014 года комиссией составлен акт N 134 о выборе земельного участка для строительства здания поликлиники в районе ул. Карельцева, 54 в г. Кургане (т. 1, л. д. 123-126).
11 сентября 2014 года Комитет по архитектуре и строительству Курганской области отказал обществу в согласовании предварительного размещения здания поликлиники на земельном участке площадью 0,1877 га по адресу: г. Курган, ул. Карельцева, 54 (т. 1, л. д. 31).
16 октября 2014 года земельный участок с кадастровым номером 45:25:070213:4803, площадью 1877 кв. м, расположенный по адресу: г. Курган, в районе ул. Карельцева, 54, на землях населенных пунктов, с разрешенным использованием - для размещения здания поликлиники был поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 16.10.2014 N 45/201/2014-289930 (т. 1, л. д. 33, 34).
Заявителем процедуры постановки земельного участка на кадастровый учет являлся кадастровый инженер Абросимов А.С., действующий на основании договора подряда от 18.09.2014 N 101, заключенного с ООО "Данат" (т. 3, л. д. 8, 9).
30 декабря 2014 года Департамент имущества письмом N 10-01-9040 сообщил заявителю - ООО "Данат", что принял к рассмотрению схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории г. Кургана, а также сообщил обществу, что в связи с тем, что предполагаемое место размещения здания поликлиники находится в непосредственной близости от ГБУ "Курганская больница N 5", Департаментом имущества направлены обращения в Департамент здравоохранения и Управление Роспотребнадзора по Курганской области с просьбой высказать мнение о целесообразности строительства здания поликлиники на испрашиваемом земельном участке (т. 1, л. д. 32).
30 декабря 2014 года письмом N 10-01-9037 Департамент имущества запросил мнение Департамента здравоохранения о возможности формирования земельного участка для строительства здания поликлиники на указанной территории (т. 2, л. д. 2-5).
20 января 2015 года ООО "Данат" обратилось в Департамент имущества с заявлением о предварительном согласовании места размещения здания поликлиники на земельном участке площадью 0,1877 га, расположенном в г. Кургане, в районе ул. Карельцева, 54 (т. 1, л. д. 86).
В Департамент имущества поступило обращение от 23.01.2015 N 04-08/420 Департамента здравоохранения (т. 1, л. д. 89), в котором сообщалось о том, что площадь земельного участка, занимаемая ГБУ "Курганская больница N 5", составляет 2944 кв. м, в то время как в соответствии с подпунктом 2.12 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" нормативная площадь земельного участка составляет 5000 кв. м. Таким образом, земельного участка, предоставленного ГБУ "Курганская больница N 5", не хватает для обеспечения нормативов для существующей поликлиники. В обращении указано на нехватку парковочных мест в непосредственной близости от существующего учреждения и, соответственно, ухудшение подъезда автомобилей неотложной помощи.
В материалах дела имеется распоряжение Департамента имущества от 11.12.2013 N 590-р "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка ГБУ "Курганская больница N 5", согласно которому указанному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 2944 кв. м, с кадастровым номером 45:25:070213:137, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: г. Курган, ул. Карельцева, 54, разрешенное использование земельного участка - для эксплуатации и обслуживания здания поликлиники (т. 3, л. д. 49).
Также в материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ГБУ "Курганская больница N 5", соответственно, от 07.09.2011 серии 45 АА N 293469 и от 13.01.2014 серии 45-АА N 696676 (т. 3, л. д. 50, 51).
Кроме того, в Департамент имущества поступило заявление от 23.01.2015 N 120 (в тексте допущена опечатка в указании года - "2014" вместо "2015") от ГБУ "Курганская больница N 5" о предоставлении больнице земельного участка площадью 0,2 га, расположенного по адресу г. Курган, ул. Карельцева, 54, для обслуживания поликлиники в соответствии с СанПин 2.1.3.2630-10 (т. 1, л. д. 88).
06 февраля 2015 года Департамент имущества письмом N 09-01-566 (т. 2, л. д. 76) на основании заявления ГБУ "Курганская больница N 5" и обращения Департамента здравоохранения предложил Администрации рассмотреть возможность предоставления спорного земельного участка с кадастровым номером 45:25:070213:4803.
09 февраля 2015 года Департамент имущества распоряжением N 44-р отказал ООО "Данат" в размещении здания поликлиники на земельном участке площадью 0,1877 га, местоположение: г. Курган, ул. Карельцева, 54 (т. 1, л. д. 14). Данный отказ мотивирован Департаментом ссылкой на пункт 6 статьи 30 и пункт 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, а также обращением ГБУ "Курганская больница N 5" и Департамента здравоохранения о предоставлении спорного земельного участка. Кроме того, Департамент имущества указал, что 16.10.2014 спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Не согласившись с названным отказом Департамента имущества, общество обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок испрашивается как обществом, так и ГБУ "Курганская больница N 5", соответственно, не может быть предоставлен под строительство в порядке предварительного согласования места размещения объекта. Также суд отметил, что заявителем нарушен порядок предоставления земельного участка, так как участок поставлен на кадастровый учет 16.10.2014. Ввиду постановки земельного участка на кадастровый учет он также не может быть предоставлен под строительство без торгов.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на неё, заслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 198 названного Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 названного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителей.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, был установлен в статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлениями о выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта, а также вынесения оспариваемого решения об отказе в выборе земельного участка).
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 названного Кодекса).
На основании пункта 2 указанной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьёй 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 указанной статьи).
Приведённое нормативное положение призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10).
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию, предшествующий реализации последующих этапов процедуры.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.09.2010 N 4224/10, порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, земельным законодательством не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 названного Кодекса.
Действовавшим в спорный период законодательством не была урегулирована ситуация, при которой в отношении предоставления земельного участка поданы заявки от бюджетного учреждения, претендующего на предоставление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования для цели, не связанной со строительством, и общества с ограниченной ответственностью, основной целью деятельности которого в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации является систематическое извлечение прибыли, которое не может быть субъектом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, и претендующее на предоставление этого участка в аренду.
В настоящем случае ГБУ "Курганская больница N 5" является государственным бюджетным учреждением, созданным для реализации определенных целей и задач.
На основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 названного Кодекса (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (пункт 1 статьи 269 названного Кодекса).
В пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В силу пункта 2.4 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственным или муниципальным учреждениям, учреждениям, созданным государственными академиями наук и (или) подведомственным им, на иных правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, ГБУ "Курганская больница N 5" может получить земельный участок только на праве постоянного (бессрочного) пользования в специальном порядке, исключающем проведение торгов.
Общество же относится к хозяйствующим субъектам, основная цель его деятельности - систематическое извлечение прибыли, в силу действующего законодательства не может быть субъектом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Кроме того, заявитель и ГБУ "Курганская больница N 5" просили о предоставлении земельного участка для разных целей: общество - под строительство, а указанное учреждение - для размещения поликлиники.
Таким образом, ГБУ "Курганская больница N 5" и ООО "Данат" не являются конкурентами в вопросе о предоставлении земельного участка.
Также арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как отмечено ранее, в обращении от 23.01.2015 N 04-08/420 Департамент здравоохранения сообщил о том, что площадь земельного участка, занимаемая ГБУ "Курганская больница N 5" (2944 кв. м), недостаточна для обеспечения нормативов для существующей поликлиники (5000 кв. м). В обращении указано на нехватку парковочных мест в непосредственной близости от существующего учреждения и, соответственно, ухудшение подъезда автомобилей неотложной помощи.
В заявлении от 23.01.2015 N 120 ГБУ "Курганская больница N 5" просит предоставить больнице земельный участок площадью 0,2 га, расположенный по адресу г. Курган, ул. Карельцева, 54, для обслуживания поликлиники также в соответствии с СанПин 2.1.3.2630-10.
Так, в соответствии с пунктом 2.12 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58, рекомендуемый размер земельного участка поликлиники рассчитывается на число посещений в смену: 0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,5 га на один объект.
В силу пункта 2.13 указанных требований территория лечебно-профилактической организации должна быть благоустроена с учетом необходимости обеспечения лечебно-охранительного режима, озеленена, ограждена и освещена.
В силу изложенного не может быть признан обоснованным довод подателя жалобы о том, что в действиях ГБУ "Курганская больница N 5" имеются признаки злоупотребления правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общество в апелляционной жалобе указывает, что арбитражным судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание, что на 23.01.2015 (подача заявления ГБУ "Курганская больница N 5") органом местного самоуправления была проведена процедура публичного информирования, выдана справка об отсутствии иных обращений и возражений, подготовлено постановление об утверждении схемы расположения земельного участка от 03.09.2014 N 5859.
Между тем, как верно указали заинтересованные лица в отзывах на апелляционную жалобу, из содержания пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что само по себе наличие акта выбора земельного участка и схемы расположения участка не является безусловным основанием для их утверждения.
Заявитель в апелляционной жалобе ссылается также на то, что заявление ГБУ "Курганская больница N 5" не соответствует требованиям законодательства, из него невозможно установить испрашиваемый земельный участок, к заявлению не были приложены необходимые документы. Кроме того, податель жалобы отмечает, Департаментом имущества не представлены доказательства поступления и регистрации в книге учета входящий корреспонденции заявления ГБУ "Курганская больница N 5" от 23.01.2015.
Между тем, из содержания заявления ГБУ "Курганская больница N 5" ясно место расположения испрашиваемого земельного участка, его ориентировочная площадь, цель предоставления.
Заинтересованными лица представлены доказательства регистрации заявления ГБУ "Курганская больница N 5" как водящей корреспонденции (т. 3, л. д. 25-27). При этом представители заинтересованных лиц в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции пояснили, что указанное заявление было зарегистрировано совместно с названным ранее обращением Департамента здравоохранения.
Также факт получения заинтересованными лицами заявления ГБУ "Курганская больница N 5" подтверждается письмом Департамента имущества от 06.02.2015 N 09-01-566, адресованным Администрации, содержащим ссылку на данное заявление (т. 2, л. д. 76).
Кроме того, арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что, как указано ранее, 11.09.2014 Комитет по архитектуре и строительству Курганской области отказал обществу в согласовании предварительного размещения здания поликлиники на земельном участке площадью 0,1877 га по адресу: г. Курган, ул. Карельцева, 54 по следующим основаниям: испрашиваемый земельный участок находится в плотно застроенном жилом квартале ул. Пушкина - ул. Карельцева - ул. Криволапова, ул. Больничная, 4, в настоящее время на земельном участке размещены индивидуальные гаражи для инвалидов и ветеранов, площадка для мусорных контейнеров для дома 52 по ул. Криволапова, подъезд к хозяйственному двору поликлиники N 5. В соответствии с пунктом 3 СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в кварталах и микрорайонах жилых зон не допускается размещение объектов городского значения; на смежном земельном участке располагается городская поликлиника N 5, в 50 м от которой (по ул. Карельцева, 105) открыт новый диагностический центр медицины "Импульс"; появление нового объекта недвижимости создаст дополнительную нагрузку на улично-дорожную сеть, район Шевелевка имеет высокий уровень автомобилизации и в час-пик пропускная способность ул. Карельцева значительно уменьшается; в условиях реконструкции сложившейся застройки для обеспечения улучшения санитарно-гигиенических и экологических условий проживания населения, а также снижения пожарной опасности застройки необходимо выполнение пункта 7.7 СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"; начало работ по отводу земельного участка послужило поводом для обращения жителей жилого дома N 24 по ул. Пушкина в Департамент строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области и Комитет по архитектуре и строительству Курганской области. Необходимо проведение публичных слушаний с жителями прилегающих домов (т. 1, л. д. 31).
В приведенном ранее пункте 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что выбор земельного участка под строительство осуществляется на основе документов государственного кадастра недвижимости с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории.
Доказательства, подтверждающие, что изначально земельный участок планировалось предоставить в собственность или в аренду исключительно для коммерческих целей для строительства, в материалах дела отсутствуют.
Названные выше обстоятельства свидетельствуют о правомерности оспариваемого отказа в предварительном согласовании места размещения здания поликлиники на земельном участке площадью 0,1877 га, расположенном по адресу: г. Курган, ул. Карельцева, 54, содержащегося в распоряжении Департамента имущества от 09.02.2015 N 44-р.
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы нельзя признать обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
С ООО "Данат" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 01.02.2016 по делу N А34-2162/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Данат" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Данат" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-2162/2015
Истец: ООО " Данат"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, Правительство Курганской области
Третье лицо: Администрация города Кургана, Государственное бюджетное учреждение "Курганская больница N 5", Департамент здравоохранения Курганской области, Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, ООО "Данат", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курганской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2016 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7453/16
07.09.2016 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7453/16
13.07.2016 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7453/16
16.06.2016 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7453/16
04.04.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2697/16
01.02.2016 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-2162/15