г. Томск |
|
08 апреля 2016 г. |
Дело N А27-20399/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной
судей О.Б. Нагишевой, О.Ю. Киреевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Бабенковой
при участии представителей:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Мысковский городской округ" в лице муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа" (07АП-1328/16) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2015 по делу N А27-20399/2015 (судья А.Л. Потапов) по иску ООО "Теплоснаб" (ОГРН 1124205004197, ИНН 4205239830) к муниципальному образованию "Мысковский городской округ" в лице муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа" (ОГРН 1144214000589, ИНН 4214036481) о взыскании 42 753 811,56 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Теплоснаб" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском о взыскании с муниципального образования "Мысковский городской округ" в лице муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа" (далее МКУ "УЖКХ") задолженности по оплате субсидии из бюджета Мысковского городского округа на возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат, возникших в результате приведения размеров платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом по услугам теплоснабжения в размере 42 753 811,56 руб., расходов по оплате госпошлины в размере 200 000 руб.
Решением арбитражного суда от 30.12.2015 (резолютивная часть объявлена 24.12.2015) иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, МКУ "УЖКХ" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что суд первой инстанции не применил п. 3 ст. 307 ГК РФ, не учел недобросовестность действий ООО "Теплоснаб". Суд также не применил нормы о деликтной ответственности, об обязательствах вследствие причинения вреда, разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 87 от 06.12.2013 о межтарифной разнице.
ООО "Теплоснаб" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на то, что размер задолженности по оплате субсидии составил 42 753 811,56 руб. за период с 01.01.2015 по 30.06.2015, ответчиком не оспаривается и подтверждается подписанными сторонами актами сверки взаимных расчетов.
Дело рассмотрено на основании ч.3 ст.156 АПК РФ без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Материалами дела установлено, что ООО "Теплоснаб", являясь энергоснабжающей организацией, осуществляло производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), предоставляло услуги по отоплению и горячему водоснабжению населению г. Мыски Кемеровской области.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области N 549 от 24.10.2014 с 01.01.2015 по 30.06.2015 для общества были установлены тарифы на горячую воду - 131,51 руб./м.3, с 01.07.2015 - 31.12.2015 - 139,40 руб./м.3 (без НДС). Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области N 547 от 24.10.2014, Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области N 79 от 20.04.2015 с 01.01.2015 по 30.06.2015 для общества были установлены тарифы на тепловую энергию - 2 335,70 руб./м.3, с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 2 353, 22 руб./м.3.
Решениями Совета народных депутатов Мысковского городского округа N 75-н от 16.12.2014, N 28-н от 05.06.2014, N 38-н от 24.06.2014, N 58-н от 23.10.2014 "О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом" установлен размер платы граждан за коммунальные услуги.
Поскольку тариф реализации услуг населению был установлен ниже экономически обоснованного, то у истца возникли потери.
Постановлением администрации Мысковского городского округа от 20.06.2014 N 1263-нп был утвержден "Порядок предоставления субсидии из бюджета Мысковского городского округа, организациям на возмещение недополученных доходов и финансовое обеспечение затрат, возникших в результате приведения размеров платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом по услугам теплоснабжения".
Согласно п. 4 указанного Порядка размер субсидии по услугам теплоснабжения определяется исходя из разницы между утвержденными в установленном порядке экономически обоснованными тарифами, принятыми государственным регулирующим органом для населения, и размером платы граждан за отопление, горячее водоснабжение, установленным при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом.
Пунктом 5 Порядка определен главный распорядитель бюджетных средств в виде соответствующих субсидий - Комитет жилищно-коммунального, дорожного хозяйства, строительства и благоустройства, который впоследствии реорганизован в МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа".
В соответствии с указанным Порядком 28.01.2015 МКУ "УЖКХ" заключило с Администрацией Мысковского городского округа и ООО "Теплоснаб" соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Мысковского городского округа с протоколом разногласий от 03.08.2015 (далее - Соглашение).
По условиям Соглашения в редакции указанного протокола разногласий:
- Администрация Мысковского городского округа является гарантом предоставления субсидии из бюджета Мысковского городского округа на возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат, возникших в результате приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом по услугам теплоснабжения (п.2.5)
- Управление УЖКХ получателем субсидий предоставляются документы по расчету субсидии ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа до 15 числа месяца, следующего за отчетным, проводит проверку представленных документов и на основании заявки, расчета субсидии производит оплату субсидии на возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат получателю субсидий до 25 числа месяца следующего за отчетным (п.3.3);
- главный распорядитель бюджетных средств, предоставляющий субсидии, и орган муниципального финансового контроля осуществляют проверку соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления. В случае смены в текущем финансовом году главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего субсидии, обязанность по предоставлению субсидии из бюджета Мысковского городского округа, а так же задолженность по субсидии, сложившаяся на момент смены главного распорядителя бюджетных средств, переходит к Администрации Мысковского городского округа (п. 8.7).
В спорный период истцом оказаны услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению населению, однако обязательства по выплате субсидий ответчиком не исполнены. Сумма невыплаченной субсидии составила 42 753 811,56 рублей.
Обществом в адрес ответчика направлена письменная претензия от 07.10.2015 с просьбой погасить задолженность в указанном размере.
Ненадлежащее исполнение обязанности по оплате сумм субсидии в полном объеме, явилось основанием для обращения ООО "Теплоснаб" с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что выплата субсидий не произведена, доказательства перечисления истцу задолженности в сумме 42 753 811,56 руб. ответчиком не представлены.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Согласно абз.5 ст. 69 Бюджетного кодекса РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Из п. 2 ч.1 ст. 2 ГК РФ следует, что в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
В силу правил, изложенных в ст.124 ГК РФ, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К ним, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (статья 8 ГК РФ). По смыслу положений статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
Статьей 153 ГК РФ установлено, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Исходя из положений ст.421 ГК РФ стороны правоотношений свободны в заключении договора, они могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 23 от 22.06.2006 разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков, в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статей 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п.п. 1, 19).
Следуя содержанию п.18 ч.1 ст.15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 53 Закона N 131-ФЗ).
Статьей 18 Закона N 131-ФЗ установлен принцип, согласно которому по общему правилу финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).
Неисполнение муниципальным образованием своих обязательств по компенсации затрат, произведенных в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение убытков и, как следствие, неосновательное сбережение средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению лицу в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с обеспечением вопросов местного значения.
Из материалов дела следует, что Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Мысковского городского округа от 28.01.2015 заключено в соответствии с Постановлением Администрации Мысковского городского округа N 1263-нп от 20.06.2014 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета Мысковского городского округа, возникших в результате приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленным предельным индексом", п.2 которого предусмотрено, что субсидия предоставляется на основании договоров (соглашений), заключенных между главным распорядителем бюджетных средств, в пределах установленных полномочий, и иными лицами. Вопрос выплаты субсидии урегулирован в пункте 5 Порядка.
Аналогичные положения содержатся в п.п. 2.1, 2.3 заключенного соглашения.
Поскольку в качестве основания требований истца указан факт неисполнения ответчиком обязательств по сделке - соглашению от 28.01.2015, судом первой инстанции обоснованно о квалифицированы заявленные требования как задолженность по сделке.
Расчет субсидии проверен и подписан уполномоченными лицами МКУ УЖКХ без замечаний, о чем свидетельствуют подписи на документах по расчету субсидии. Размер задолженности по оплате субсидии составил 42 753 811,56 руб. за период с 01.01.2015 г. по 30.06.2015, ответчиком не оспаривается и подтверждается подписанными сторонами актами сверки взаимных расчетов.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что истцом предоставлены справки об общей площади и численности (приложение N 10 к Порядку предоставления субсидии из бюджета Мысковского городского округа) без согласования с ООО "УК Центр".
Данный довод подлежит отклонению, поскольку сверка по численности лиц, зарегистрированных в квартирах, производится с ООО "УК "Центр" ежемесячно на основании информации о прописанных и выписанных гражданах Центральной части г. Мыски предоставленных паспортным столом ООО "УК "Центр", что подтверждается списками граждан, зарегистрированными в квартирах в Центральной части г. Мыски.
Ответчиком сведения и документы, представленные истцом согласно п. 3.3. соглашения (в редакции протокола разногласий от 03.08.2015) проверены и приняты без каких-либо замечаний, о недостоверности указанных сведений в ходе проверки документов МКУ УЖКХ не заявляло.
Исполнение обязательства, закрепленного в соглашении от 28.01.2015 (в редакции протокола разногласий от 03.08.2015) о предоставлении субсидии из бюджета Мысковского городского округа за 2015 г. возложено на ответчика соответствующим нормативным актом как на главного распорядителя бюджетных средств.
В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (в том числе уплатить деньги), либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в ГК РФ.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает несостоятельным довод апелляционной жалобы о неприменении судом п.3 ст. 307 ГК РФ, недобросовестности действий ООО "Теплоснаб".
Поскольку обязательства ответчика по выплате субсидий за период с 01.01.2015 по 30.06.2015 в размере 42 753 811,56 руб. перед истцом не исполнены, суд правомерно удовлетворил исковые требования.
Принимая во внимание указанное выше, апелляционная жалоба по приводимым в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2015 по делу N А27-20399/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20399/2015
Истец: ООО "Теплоснаб"
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа"