г. Самара |
|
08 апреля 2016 г. |
Дело N А49-12509/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 апреля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06.04.2016 в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Жилье-15" по обслуживанию жилого фонда на решение Арбитражного суда Пензенской области от 02.02.2016 по делу N А49-12509/2015 (судья Голованова Н.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Жилье-15" по обслуживанию жилого фонда (ИНН 5835080260, ОГРН 1095835000392), г.Пенза, к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, г.Пенза, об оспаривании предписания,
в судебном заседании приняла участие представитель ОАО "Жилье-15" по ОЖФ Постнова И.А. (доверенность от 11.01.2016),
представитель Госжилстройтехинспекция Пензенской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Жилье-15" по обслуживанию жилого фонда (далее - ОАО "Жилье-15" по ОЖФ, общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - Госжилстройтехинспекция) от 29.09.2015 N ПР-234.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 02.02.2016 по делу N А49-12509/2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Жилье-15" по ОЖФ просило отменить указанное судебное решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению общества, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Госжилстройтехинспекции, которая была надлежащим образом извещена о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель ОАО "Жилье-15" по ОЖФ поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выступлении представителя общества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании поступившего 04.09.2015 в Госжилстройтехинспекцию обращения граждан, проживающих в доме N 13 по ул.Онежская в г.Пенза, по вопросу необоснованного повышения с 01.08.2015 размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (т.1, л.д.124) исполняющим обязанности начальника Госжилстройтехинспекции издан приказ от 07.09.2015 N ПУ-1000 о проведении в отношении ОАО "Жилье-15" по ОЖФ внеплановой документарной проверки с целью проверки фактов, изложенных в указанном обращении (т.1, л.д.125).
В ходе проведения проверки должностным лицом Госжилстройтехинспекции было установлено нарушение обществом требований части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), выразившееся в необоснованном начислении с 01.08.2015 собственникам помещений в доме N 13 по ул.Онежская в г.Пенза платы за содержание и ремонт общего имущества МКД в повышенном размере.
Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки от 29.09.2015 N 866, копия которого направлена в адрес общества заказным письмом (т.1, л.д.147-148).
По результатам проведенной проверки должностным лицом Госжилстройтехинспекции обществу выдано предписание от 29.09.2015 N ПР-234, в соответствии с которым ОАО "Жилье-15" по ОЖФ необходимо в срок до 20.11.2015 произвести собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном жилом доме N 13 по ул.Онежская в г.Пенза перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения за август 2015 года, исходя из размера платы, утвержденного собственниками помещений на общем собрании протоколом от 16.06.2014 N1 (т.1, л.д.149).
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал ОАО "Жилье-15" по ОЖФ в удовлетворении заявления об оспаривании указанного предписания.
В соответствии с пунктом 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемый период Госжилстройтехинспекция осуществляла деятельность на основании Положения об Управлении государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 24.03.2011 N 167-пП (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения Госжилстройтехинспекция является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ, пункту 4.2.5 Положения должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Как видно из материалов дела, в рассматриваемый период управление многоквартирным домом N 13 по ул.Онежская в г.Пенза осуществляло ОАО "Жилье-15" по ОЖФ.
Протоколом от 16.06.2014 N 1 общего собрания собственников жилого помещения МКД N 13 по ул.Онежская в г.Пенза утвержден размер платы за содержание и ремонт общего имущества дома в сумме 18,11 руб. за 1 кв.м.в месяц, а также утверждены условия договора управления многоквартирным домом (МКД) от 01.08.2014 (т.1, л.д.34-35).
Между тем, как было установлено Госжилстройтехинспекцией, с 01.08.2015 собственникам помещений в доме N 13 по ул.Онежская в г.Пенза плата за содержание и ремонт общего имущества МКД начислена в повышенном размере, а именно: 19,82 руб. за 1 кв.м (т.1, л.д.37,129).
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должен быть предусмотрен порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В силу статьи 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Частью 4 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Из совокупности указанных выше правовых норм следует, что ЖК РФ не предусматривает возможность одностороннего и самостоятельного изменения управляющей компанией размера платы за содержание и ремонт общего имущества дома.
Однако, как уже указано, ООО "Жилье-15" по ОЖФ в одностороннем порядке изменило с 01.08.2015 размер платы в сторону увеличения с 18,11 руб. за кв.м до 19,82 руб. за кв.м (т.1, л.д.129). При этом решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в сумме 19,82 руб. за кв.м общим собранием собственников помещений не принималось.
При рассмотрении настоящего дела обществом не доказано, что изменение размера указанной платы произведено им на законных основаниях.
Ссылку ООО "Жилье-15" по ОЖФ на то, что увеличение размера платы основано на пункте 5.2 договора управления МКД, условия которого утверждены на общем собрании собственников помещений в МКД 16.06.2014, суд первой инстанции правомерно отклонил как противоречащую императивным требованиям статьи 156 ЖК РФ.
Процедура изменения платы за содержание жилого помещения регулируется нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства. Названные нормы призваны, в первую очередь, гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ к существенным условиям договора управления многоквартирным домом относятся порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. При этом порядок определения цены за содержание и ремонт помещений должен быть четко сформулирован.
Действующее законодательство не предусматривает право управляющей компании на одностороннее изменение размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества по договорам, заключенным с гражданами-потребителями. Такое изменение возможно только решением общего собрания собственников.
Условие об одностороннем увеличении размера платы, предусмотренное пунктом 5.2 договора управления МКД, ущемляет права потребителей, а в соответствии с частью 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, являются недействительными.
Кроме того, положения договора управления об увеличении размера платы на величину коэффициента инфляции не могут применяться без учета требований жилищного законодательства, в силу которых новый конкретный размер платы в любом случае должен быть согласован с собственниками помещений в установленном порядке (рассмотрен на собрании собственников). Условие договора о применении коэффициента инфляции может использоваться лишь в качестве критерия установления нового размера платы.
Таким образом, общество не вправе было в одностороннем порядке с 01.08.2015 изменять размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома без соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
С учетом изложенного Госжилстройтехинспекция сделала правильный вывод о нарушении обществом требований части 7 статьи 156 ЖК РФ при начислении платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Утверждения общества в апелляционной жалобе о том, что оспариваемым предписанием Госжилстройтехинспекция фактически применяет последствия недействительности ничтожной сделки и понуждает общество к заключению договора на иных условиях, противоречат содержанию предписания.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Выводы, сделанные судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, согласуются с выводами содержащимися в судебных актах судов первой и апелляционной инстанций по делу N А49-12507/2015 с участием тех же лиц, обстоятельства которого схожи с обстоятельствами настоящего дела.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 02 февраля 2016 года по делу N А49-12509/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-12509/2015
Истец: ОАО "ЖИЛЬЁ-15" ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ЖИЛОГО ФОНДА, ОАО "Жилье-15" по ОЖФ, ОАО "Жилье-15" по обслуживанию жилого фонда
Ответчик: Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием машин и других видов техники Пензенской области, Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области