Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 июля 2016 г. N Ф05-9552/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
08 апреля 2016 г. |
Дело N А41-73979/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей: Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от акционерного общества "Кордиант" - Царькова О.А., по доверенности от 21 января 2016 года N 1/16; Кудрявцев М.И., по доверенности от 14 января 2016 года N 181/15,
от Шереметьевской таможни - Зенкина Е.Н., по доверенности от 11 января 2016 года N 04-40/00236,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Кордиант"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 02 декабря 2015 года по делу N А41-73979/15, принятое судьей Гапеевой Р.А.,
по заявлению акционерного общества "Кордиант"
к Шереметьевской таможне
об обязании возвратить денежные средства.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Кордиант" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об обязании Шереметьевской таможни (далее - таможня) возвратить на расчетный счет общества денежные средства (авансовые платежи) в сумме 248 021 рубля 66 копеек.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 декабря 2015 года по делу N А41-73979/15 в удовлетворении заявления отказано (л.д. 131-133 т. 1).
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители общества в полном объеме поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель таможни возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, обществом в соответствии с платежными поручениями от 30 января 2012 года N 509 и от 14 февраля 2012 года N 847 на счет таможни зачислены авансовые платежи в общей сумме 600 000 рублей.
Расход авансовых платежей составил по ДТ N 10005022/030212/0004901 и N 10005022/160212/0007484 составил 351 978,34 руб.
Соответственно, остаток денежных средств составил 248 021,66 руб.
В соответствии актами списания денежных средств от 04 февраля 2015 года N 10005000/37 и от 01 апреля 2015 года N 10005000/19 вышеуказанные остатки денежных средств списаны со счета Шереметьевской таможни на счет Федерального казначейства Российской Федерации и учтены таможенным органом в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета, в связи с истечением трехлетнего срока со дня их уплаты, на основании части 2 статьи 122 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ).
В ответ на заявление о возврате авансовых платежей, датированное 21 апреля 2015 года, таможенный орган известил общество об оставлении заявления без рассмотрения в связи с непредставлением необходимого пакета документов (письмо от 29 апреля 2015 года N 19-21/23525).
09 июня 2015 года общество повторно обратилось к Шереметьевской таможне с заявлением о возврате авансовых платежей.
Письмом от 25 июня 2015 года N 19-21/30683 Шереметьевская таможня отказала обществу в возврате денежных средств, сославшись на истечение установленного частью 1 статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 N311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" трехлетнего срока.
Полагая, что право общества на возврат сумм авансовых платежей в судебном порядке не утрачено, АО "Кордиант" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в связи со следующим.
Федеральным законом N 311-ФЗ установлен порядок уплаты ввозных, вывозных таможенных пошлин, налогов, в соответствии с которым плательщик может использовать различные механизмы уплаты, предусмотренные статьями 116, 119, 121 данного Закона, включая внесение авансовых платежей.
Согласно положениям статьи 121 Федерального закона N 311-ФЗ авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, авансовая форма внесения денежных средств в счет предстоящих таможенных операций является одной из форм исполнения субъектами таможенных отношений своих обязанностей, возникающих в связи с уплатой таможенных платежей, и направлена на рационализацию взаимоотношений плательщиков с таможенными органами, в частности, при осуществлении ими множественных таможенных операций.
Использование данного механизма уплаты является также гарантией реализации публичного интереса, связанного со своевременной и полной уплатой таможенных пошлин и сборов.
Согласно части 2 статьи 121 Федерального закона N 311-ФЗ авансовые платежи уплачиваются на счета Федерального казначейства, а их использование производится как по распоряжению лица, внесшего авансовые платежи, путем представления таможенной декларации, так и таможенного органа, наделенного правом производить зачет и принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе и за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей (статья 150 настоящего Закона).
При этом обязанность по администрированию внесенных плательщиком авансов в счет уплаты предстоящих вывозных пошлин возложена на таможенный орган (часть 4 статьи 121 Федерального закона N 311-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с платежными поручениями от 30 января 2012 года N 509 и от 14 февраля 2012 года N 847 на счет таможни были зачислены авансовые платежи в размере 600 000 рублей.
Статьей 122 Федерального закона N 311-ФЗ закреплен порядок возврата авансовых платежей, аналогичный правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником) в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
Из содержания данной нормы Закона следует, что исчисление срока на возврат авансовых платежей с даты поступления денежных средств на счет Федерального казначейства производится только в том случае, когда данные суммы не были востребованы ввиду отсутствия соответствующего распоряжения лица, внесшего такой аванс.
В случае использования авансовых средств для целей исполнения обязанностей в рамках таможенных отношений, указанный срок исчисляется с последнего распоряжения об использовании авансовых платежей, под которым понимается, исходя из положений Федерального закона N 311-ФЗ, не только представление таможенной декларации, но и списание либо взыскание данных средств таможенным органом.
Следовательно, в ситуации, когда плательщик осуществляет внешнеэкономические операции, вступая в таможенные отношения с соответствующим таможенным органом, независимо от формы списания авансовых платежей - по распоряжению плательщика либо в результате действий таможенного органа, авансы утрачивают признак невостребованных средств и подлежат возврату в течение трех лет с момента последнего распоряжения авансовыми средствами плательщика, имеющимися на счете Федерального казначейства, безотносительно даты зачисления отдельных платежей.
Иное толкование положений статей 121 - 122 Федерального закона N 311-ФЗ нарушает баланс между частными и публичными интересами в сфере таможенных отношений, возлагая на плательщика, внесшего авансовые платежи на счет Федерального казначейства и осуществившего декларирование, дополнительную обязанность по контролю за действиями таможенного органа, производящего списание средств в пределах лимита внесенного аванса, в целях исключения случаев необоснованного первоочередного зачета авансовых платежей по платежным документам, имеющим более позднюю дату.
В рассматриваемом случае последние распоряжения обществом денежными средствами, внесенными на основании платежных поручений от 30 января 2012 года N 509 и от 14 февраля 2012 года N 847, были произведены 03 февраля 2012 года и 16 февраля 2012 года, соответственно, что подтверждается отчетом о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей и по существу лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
С заявлениями о возврате излишне уплаченных авансовых платежей в таможенные органы общество обратилось 21 апреля 2015 года (т. 1 л.д. 26-27), следовательно, трехгодичный срок для возврата указанных платежей с момента последнего распоряжения денежными средствами, внесенными плательщиком в качестве аванса, обществом пропущен.
Доказательств того, что распоряжение авансовыми платежами в спорной сумме имело место после 16 февраля 2012 года, заявителем в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности осуществления их возврата в установленный срок ввиду объективных и непредотвратимых обстоятельств обществом также не представлено.
Довод общества о том, что срок на обращение в суд за защитой нарушенного права на возврат авансовых платежей надлежит исчислять с 25 мая 2015 года, то есть с даты отказа таможенного органа в возврате обществу денежных средств (срок исковой давности), арбитражным апелляционным судом отклоняется.
В судебных актах, приведенных обществом в качестве обоснований своей позиции по указанному доводу, предметом споров являлись отказы таможенных органов в возврате излишне уплаченных денежных средств; решения таможенных органов признавались судами незаконными и суды признавали факт неправильного исчисления таможенными органами сроков, установленных таможенным законодательством на возврат денежных средств. При этом возврат денежных средств являлся способом восстановления нарушенных прав лиц, обратившихся за возвратом излишне уплаченных таможенных платежей.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, требование о признании незаконным решения таможенного органа об отказе в возврате авансовых платежей обществом не заявлялось, а материалами настоящего дела подтвержден факт подачи обществом заявления о возврате авансовых платежей за пределами трехлетнего срока, установленного частью 1 статьи 122 Федерального закона N 311-ФЗ, в силу чего возможность реализации права на возврат авансовых платежей к моменту обращения в таможенный орган АО "Кордиант" уже утратило.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 декабря 2015 года по делу N А41-73979/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-73979/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 июля 2016 г. N Ф05-9552/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Кордиант"
Ответчик: Шереметьевская таможня