г. Самара |
|
11 апреля 2016 г. |
Дело N А55-18126/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "ПБ "Кряжское" - не явился, извещен,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
от Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен,
от Департамента градостроительства городского округа Самара (прежнее наименование - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара) - Ртищев Д.О., доверенность от 11.01.2016 г. N Д05-01/3,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства городского округа Самара, прежнее наименование - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2015 года по делу N А55-18126/2015 (судья Филатов М.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПБ "Кряжское", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Администрации городского округа Самара, г. Самара,
с участием третьих лиц:
Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ПБ Кряжское" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом принятого судом на основании ст.49 АПК РФ уточнения, о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области, Администрации городского округа Самары, выразившегося в непринятии решений по предоставлению земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д. 28, строения 5, 3, 4, 6, 8, 9, 1 и обязании Администрации городского округа Самара устранить нарушения прав и законных интересов заявителя. От заявителя поступило уточнение, которое было принято судом на основании ст.49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2015 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд решил: признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению от 30.11.2010 ООО ПБ "Кряжское" о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д. 28, строения 5, 3, 4, 6, 8, 9, 1; признать незаконным бездействие Администрации городского округа Самара, выразившееся в непринятии решения по заявлению от 30.11.2010 ООО ПБ "Кряжское" о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д. 28, строения 5, 3, 4, 6, 8, 9, 1;
обязать Администрацию городского округа Самара по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО ПБ "Кряжское" путем принятия решения по заявлению от 30.11.2010 ООО ПБ "Кряжское";
в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Не согласившись с выводами суда, Департамент градостроительства городского округа Самара (прежнее наименование - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара) подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что на основании действующего Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.08 N 539, часть объекта принадлежит к территории общего пользования, предназначенной для размещения автомобильной дороги - ул. Утевской в г.Самаре.
Податель жалобы ссылается на то, что установленный действующим законодательством Российской Федерации запрет на приватизацию земельных участков является основанием для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящих в государственной и муниципальной собственности (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации), и что из представленных уполномоченным органом документов следует, что имеется пересечение границ спорного земельного участка с красными линиями, определенными нормативным актом - Генеральным планом городского округа Самара.
Также, по мнению подателя жалобы, удовлетворяя обществу его требования об оспаривании бездействия должностного лица, суд неправомерно исходил из доказанности обществом оспариваемого бездействия, поскольку, как следует из материалов дела, на обращение заявителя компетентными лицами даны ответы, и по существу, оспаривание обществом бездействия должностного лица представляет собой несогласие общества с данными ответами.
В судебном заседании представитель Департамента градостроительства городского округа Самара доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента градостроительства городского округа Самара, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31.11.2010 ООО "ПБ "Кряжское" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-2/0874/10 о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д. 28, строения 5, 3, 4, 6, 8, 9, 1, площадью 15541,00 кв.м., занимаемого нежилыми зданиями и прилегающей территорией.
Министерство до момента передачи документов в Администрацию городского округа Самара не приняло окончательного решения по указанному заявлению.
Заявитель, считая бездействие заинтересованных лиц в течение длительного времени нарушающим его права и законные интересы, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с положениями ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно ч. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент подачи заявления, орган местного самоуправления в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с приложением необходимых документов, а этот орган в нарушение требований п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в установленный срок не принял решение по заявке общества о предоставлении земельного участка на праве собственности либо об отказе в предоставлении.
При этом абзацем 3 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент подачи заявления, установлено, что исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
16.06.2011 за N 12/7555 из Министерства имущественных отношений Самарской области поступило письмо о предоставлении сведений, согласно которого Министерством подготовлен проект решения о предоставлении ООО "ПБ "Кряжское" в собственность указанного земельного участка.
28.02.2012 в газете "Волжская коммуна" было официальное опубликование что, в соответствии с п.1 ст. 34 Земельного кодекса РФ Министерство имущественных отношений Самарской области информирует о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д.28, строения 5, 3, 4, 6, 8, 9, 1 площадью 15 541,00 кв.м., занимаемого нежилыми зданиями и прилегающей территорией.
29 февраля 2012 за N 613 Министерство имущественных отношений Самарской области подготовило приказ "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д.28, строения 5, 3, 4, 6, 8, 9, 1, в соответствии с п.4 которого управлению распоряжения государственным имуществом департамента распоряжения государственным имуществом и корпоративной политики после предоставления обществом с ограниченной ответственностью Производственная База "Кряжское" кадастрового паспорта земельного участка подготовить документы для заключения договора купли-продажи земельного участка.
06 июня 2012 ООО "ПБ "Кряжское" предоставило в Министерство имущественных отношений кадастровый паспорт.
В связи с тем, что договор купли-продажи Министерством имущественных отношений Самарской области подготовлен не был, из ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области поступило письмо от 23.10.2012 N 28502 о том, что согласно п.4.с.24 ФЗ от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" в связи с тем, что по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права, сведения о земельном участке в ГКН с кадастровым номером 63:01:0415002:523, местоположение: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д.28, строения 5, 3, 4, 6, 8, 9, 1, аннулированы 19.10.2012.
29.12.2012 за N 12-2/0874/10 из Министерства имущественных отношений Самарской области поступило письмо о предоставлении документов, согласно которого для принятия решения Министерством об установлении льготной цены выкупа земельного участка необходимо заверить все листы предоставленных документов.
Указанное нарушение ООО "ПБ "Кряжское" было незамедлительно устранено.
В связи с тем, что сведения бо испрашиваемом земельном участке аннулированы 19.10.2012, ООО "ПБ "Кряжское" вновь вынуждено было обратиться в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области по вопросу постановки участка на кадастровый учет.
26 сентября 2014 года был подготовлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415002:714, местоположение: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д.28, строения 5, 3, 4, 6, 8, 9, 1.
05.10.2014 ООО "ПБ "Кряжское" приобщило кадастровый паспорт, к входящему N 12-2/0874/10.
14.01.2015 ООО "ПБ "Кряжское" получило уведомление от 03.10.2014 N 12-2/0874/10 и приказ от 19.08.2014 N 2433 об отмене приказа от 29.02.2012 N 613.
Судом первой инстанции правильно указано на то, что из-за указанных действий Министерства имущественных отношений Самарской области были аннулированы сведения из ГКН с кадастровым номером 63:01:0415002:523, местоположение: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д.28, строения 5, 3, 4, 6, 8, 9, 1.
ООО "ПБ "Кряжское" приняло все возможные меры для повторной постановки на кадастровый учет земельного участка, 26 сентября 2014 года был подготовлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415002:714, местоположение: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д.28, строения 5, 3, 4, 6, 8, 9, 1.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14 Постановления от 24.03.2005 N 5, под бездействием понимается длительное непрекращающееся невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Судом правомерно приняты во внимание положения статьи 36 ЗК РФ, разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в Постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанным с применением земельного законодательства", пункт 4 которого предусматривает, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Судом верно отмечено в решении, что Министерством указанные требования нарушены и не выполнены в установленные законом сроки.
При этом судом установлено и подтверждается материалами дела, что обращение ООО ПБ "Кряжское" с пакетом приложенных документов 01.07.2015 было передано Министерством в Администрацию городского округа Самара, в связи со следующими обстоятельствами.
26.02.2015 был принят Закон Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и статью 5.1 Закона Самарской области "О земле" (далее - закон).
Согласно указанному закону полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе Самара с 01.03.2015, осуществляются органами местного самоуправления г.о. Самара.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 22 Устава г.о. Самара, исполнительно-распорядительным органом г.о. Самара является Администрация г. о. Самара.
Согласно подпункту "з" пункта 3 статьи 25 Устава г.о. Самара, Администрация г. о. Самара осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральным законодательством и законодательством Самарской области к полномочиям исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований и настоящим Уставом, решениями Думы городского округа Самара, постановлениями Администрации городского округа Самара - к полномочиям Администрации городского округа Самара.
До настоящего времени какого-либо ответа по заявке ООО ПБ "Кряжское" от государственных органов, уполномоченных на предоставление земельных участков, заявителю не поступило.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что как Министерством имущественных отношений Самарской области, так и администрацией г.о. Самара было допущено бездействие, которым нарушены права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что согласно положениям ст.200 АПК РФ является основанием для признания его незаконным.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 и части 1 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом недействительными.
Таким образом, судом правомерно удовлетворены заявленные обществом требования о признании незаконным бездействия Министерства и администрации.
Довод подателя жалобы о том, что наличие бездействия является недоказанным, поскольку на обращение заявителя компетентными лицами даны ответы, опровергается материалами дела, поскольку решения по заявлению общества о предоставлении земельного участка либо отказе в его предоставлении принято не было.
Ссылка подателя жалобы на то, что часть земельного участка принадлежит к территории общего пользования, не может послужить основанием для отмены решения в связи со следующим.
Как правильно указано судом первой инстанции, по смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу.
Судом учтено, что в ходе судебного разбирательства были представлены сведения из ИСОГД Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара (N 38-Д0501-01/9381), из которых следует, что часть испрашиваемого земельного участка принадлежит к территории общего пользования.
Однако данные обстоятельства не были окончательно установлены уполномоченными органами в ходе рассмотрения заявки общества о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Исходя из указанного, учитывая установленные судом в ходе рассмотрения дела обстоятельства, в том числе наличие сведений о возможном нахождении части испрашиваемого земельного участка в красных линиях на территории общего пользования, а также, принимая во внимание положения правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", с учетом того, что в данном конкретном случае суд не вправе подменять уполномоченный орган и не предрешать существо решения по спорному вопросу о предоставлении заявителю в собственность испрашиваемого им земельного участка, поскольку данный вопрос должен быть решен на текущий период Администрацией городского округа Самара, суд пришел к правильному выводу о том, что в качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов ООО ПБ "Кряжское" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности надлежит обязать Администрацию городского округа Самара по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО ПБ "Кряжское" путем принятия решения по заявлению от 30.11.2010 ООО ПБ "Кряжское".
При принятии указанного решения могут быть учтены все обстоятельства, в том числе сведения о возможном нахождении части земельного участка на территории общего пользования.
Другие доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2015 года по делу N А55-18126/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18126/2015
Истец: ООО "ПБ "Кряжское"
Ответчик: Администрация г. о.Самары
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры г. о. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области