г. Самара |
|
11 апреля 2016 г. |
Дело N А65-25484/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 04 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 11 апреля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Филипповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Публичного акционерного общества "МИКАН - Инвест"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2016 года по делу N А65-25484/2015 (судья Гилялов И.Т.), принятое по заявлению Публичного акционерного общества "МИКАН - Инвест", г. Казань, (ОГРН 1021603625405, ИНН 1653008039), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань, третьи лица: ОАО "Сетевая компания", Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, об обязании снять с государственного кадастрового учета земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "МИКАН - Инвест" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (далее - ответчик), третьи лица: ОАО "Сетевая компания", Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, (далее - третьи лица), об обязании снять с государственного кадастрового учета земельные участки.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2016 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт. Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:050202:58 и 16:50:050202:59, расположенные по адресу: г.Казань, ул.Халитова, д.4.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:050202:59 и 16:50:050202:58 на местности не определены, они полностью накладываются на земельные участки, принадлежащие ПАО "МИКАН - Инвест", наличие в ГКН сведений об указанных земельных участках препятствует истцу, как собственнику земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:050202:83 и 16:50:050202:68, владеть, пользоваться и распоряжаться землей.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
При проведении кадастровых работ по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:050202:83 и 16:50:050202:68, расположенным по адресу: г. Казань. ул. Халитова, д. 4, принадлежащими обществу на праве собственности, выявилось картометрическое пересечение указанных участков с земельными участками с кадастровыми номерами 16:50:050202:59 и 16:50:050202:58.
Право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:050202:59 и 16:50:050202:58 не зарегистрировано, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
Как пояснил заявитель, на указанных земельных участках находились линии электропередач, которые демонтированы, фактически не существуют.
Решением кадастровой палаты от 19.11.2015 N 1600/501/15-1477881, от 20.11.2015 N1600/501/15-147252 в удовлетворении заявления о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:050202:59 и 16:50:050202:58 отказано, поскольку согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:050202:59 и 16:50:050202:58 имеют статус "ранее учтенный".
Поскольку наличие в государственном кадастре недвижимости (ГКН) сведений об этих земельных участках с кадастровыми номерами 16:50:050202:59 и 16:50:050202:58 препятствует осуществлению обществом правомочий собственника принадлежащих ему земельных участков, в том числе для государственного кадастрового учета изменений сведений о земельных участках, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" до вступления в силу с 1 марта 2008 года Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков, при этом данный закон не предусматривал порядок снятия с учета таких объектов недвижимости.
С вступлением в силу с 1 марта 2008 года Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрен порядок постановки на учет и снятия с учета объекта недвижимости; при этом данный закон распространяется на отношения, возникшие до дня его вступления в силу, в части прав и обязанностей, которые возникают после его вступления в силу. В то же время, нормы данного Закона не исключают и возможность снятия с кадастрового учета земельных участков, поставленных на учет ранее.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных названным Федеральным законом, сведений о недвижимом имуществе.
Частью 1 статьи 16 Закона о кадастре недвижимости установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Судом установлено, что спорные земельные участки не являются преобразуемыми. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим законодательством не предусмотрены.
Частью 3 статьи 20 Закона о кадастре предусмотрено, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Согласно уведомлениям об отсутствии в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним запрашиваемых сведений в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорные земельные участки.
Как пояснил заявитель, в ответ на обращение ОАО "Сетевая компания" пояснило, что на указанных спорных земельных участках находились линии электропередач, однако, они демонтированы до создания общества и на сегодняшний день фактически не существуют.
В отзыве ОАО "Сетевая компания" подтвердило, что спорные земельные участки под опорами N 30 и N 31, расположенные на территории истца по адресу: г. Казань. ул. Халитова, д. 4, не принадлежат на праве собственности ОАО "Сетевая компания".
Истцом не представлены доказательства принадлежности ему спорных земельных участков на праве собственности или ином вещном праве.
В силу пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 Кодекса. Перераспределены в определенных пунктом 3 статьи 11.7 ЗК РФ случаях могут быть сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Закона (01.03.2008) или в переходный период его применения (до 01.01.2013) с учетом определенных статьей 43 Закона о государственной кадастре недвижимости особенностей, признается юридически действительным. Такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о государственной кадастре недвижимости. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.
Следовательно, сведения в отношении спорных земельных участков, имеющиеся в государственном кадастре объектов недвижимости, не носят временный характер.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что снятие спорных земельных участков с кадастрового учета по правилам статьи 24 Закона о кадастре не представляется возможным.
В силу положений Земельного кодекса РФ, спорные земельные участки находятся в муниципальной собственности.
Федеральное законодательство не предусматривает право лица обращаться в орган кадастрового учета с заявлением об аннулировании сведений (снятии с кадастрового учета) о земельном участке, правообладателем которого данное лицо не является.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и пояснения сторон в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции считает, что истцом заявлено требование, влекущее прекращение права муниципальной собственности на спорные земельные участки, что недопустимо. По существу исковые требования направлены на обход действующей процедуры приобретения прав на земельные участки.
Таким образом, поскольку снятие земельных участков с кадастрового учета не является способом защиты нарушенного права, а лишь определенной кадастровой процедурой, выполняемой уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при исполнении решения суда, являющегося основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заявленный истцами способ защиты права не ведет к их восстановлению.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Поскольку ПАО "МИКАН - Инвест" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, с него в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 руб.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2016 года по делу N А65-25484/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Публичного акционерного общества "МИКАН - Инвест" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей.
Исполнительный лист выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г.Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-25484/2015
Истец: ПАО "МИКАН-Инвест", г. Казань
Ответчик: Филиал Федерального Государственного Бюджетного учреждения "Федеральная Кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, ОАО "Сетевая компания", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ