г. Москва |
|
11 апреля 2016 г. |
Дело N А40-184897/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2016 по делу N А40-184897/15, принятое судьей Михайловой Е.В. (шифр судьи 133-1469)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности в ЕГРП, обязании осуществить государственную регистрацию права,
при участии:
от заявителя: |
Атаманов Р.С. по доверенности от 0.12.2015 N 33-Д-708/15; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2016, принятым по данному делу, отказано Департаменту городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы (далее - Департамент, заявитель) в удовлетворении заявления о признании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (далее - Управление, ответчик), оформленного письмом от 10.07.2015 N 77/012/213/2015-415 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - вынос газопровода с территории иловых площадок Люберецкой станции протяженностью 1 888 м., расположенный по адресу: Москва, ЮВАО, р-н. Некрасовка, Люберечкие поля аэрации; обязании Управление зарегистрировать право собственности г. Москвы на данный объект недвижимости.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика явился без доверенности, присутствовал в качестве слушателя, дело рассмотрено в порядке ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя ответчика.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителя заявителя, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом 27.05.2015 Департамент обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности города Москвы на объекты недвижимого имущества - вынос газопровода с территории иловых площадок Люберецкой станции протяженностью 1 888 м., расположенный по адресу: Москва, ЮВАО, р-н. Некрасовка, Люберечкие поля аэрации.
В силу положений п.1 ст.25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Пунктом 1 ст. 18 Закона о регистрации установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, том числе должны содержать описание недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества, на момент совершения сделки.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации).
В соответствии со статьями 9, 13 Закона о регистрации прав в проведение государственным органом регистрации прав включается правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 17 проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Согласно пункту 32 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов Управление установило, что в материалы регистрационного дела в качестве основания для государственной регистрации права собственности представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 19.12.2013 N RU77166000-005327, выданное Казенному предприятию города Москвы "Казенное предприятие города Москвы "Управление гражданского строительства" Комитетом государственного строительного надзора города Москвы. Документы, свидетельствующие о выделении в установленном законом порядке земельного участка под строительство заявленного к регистрации объекта, не представлены.
Согласно пп.4 п.2 ст.7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об объекте недвижимости, в том числе кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства.
По сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) представленный к государственной регистрации объект недвижимости, а именно, вынос газопровода с территории иловых площадок Люберецкой станции, расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами: 50:22:0010105:30, 50:22:0010105:943, 77:03:0010010:1002.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
ЕГРП информацию о правообладателях земельного участка с кадастровым номером 77:03:0010010:1002 не содержит, Управлению не представляется возможным сделать вывод о наличии оформленных земельно-правовых отношениях на данный земельный участок.
Согласно статье 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Представленное на регистрацию разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не содержит информации о заявленном на государственную регистрацию объекте недвижимого имущества со схожими характеристиками в части протяженности, а именно, в части заявленной протяженности объекта -1888 п.м., что не соответствует требованиям п. 1 ст. 18 Закона о регистрации.
О наличии препятствий для проведения государственной регистрации Управление информировало заявителя письмом от 10.06.2015 N 77/012/213/2015-415 (уведомление о приостановлении - л.д.57-59). Поскольку после истечения приостановления государственной регистрации причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации дополнительными документами устранены не были, а полученные от уполномоченных органов ответы на запросы не позволяли в полном объеме установить наличие прав заявителя, регистрирующий орган отказал заявителю в государственной регистрации прав на основании абз.4, 8, 10, п.1 ст.20 Закона о регистрации (л.д.46-48).
В ходе проведения экспертизы Управлением получено письмо Мосгосстройнадзора, в котором указано, что документы на газопровод протяженностью 1888 п.м. в Комитет не представлялись.
Поскольку данные документы заявителем в Управление не представлены, оспариваемое решение - отказ в государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - вынос газопровода с территории иловых площадок Люберецкой станции протяженностью 1 888 м., расположенный по адресу: Москва, ЮВАО, р-н. Некрасовка, Люберечкие поля аэрации соответствует закону.
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований и не допустил нарушений норм процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Кроме того, коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Часть 1 ст. 27 АПК РФ предусматривает, что к юрисдикции арбитражных судов относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 ст. 27, ст. 28 АПК РФ установлено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке; случаи рассмотрения арбитражным судом дела с участием гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, должны быть предусмотрены АПК РФ или федеральным законом.
Таким образом, одним из критериев отнесения того или иного дела к компетенции арбитражных судов наряду с экономическим характером требования является субъектный состав участников спора.
Данный спор ни по субъектному составу, ни по требованию (отсутствие экономической составляющей) не относится к компетенции арбитражного суда.
Фактически, в данном случае Департамент и Управление, входящие в структуру правительства Москвы, разрешают свои разногласия в судебном порядке, являясь структурными подразделениями одного исполнительного органа субъектного уровня, что противоречит целям и задачам арбитражного судопроизводства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.01.2016 по делу N А40-184897/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-184897/2015
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Управление Росреестра по г. Москве, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ