Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 августа 2016 г. N Ф01-2925/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
6 апреля 2016 г. |
А79-10330/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.02.2016
по делу N А79-10330/2015,
принятое судьей Красновым А.М.
по заявлению открытого акционерного общества "Водоканал" (ОГРН 1072130006376, ИНН 2130017760, г. Чебоксары, Мясокомбинатский пр., д. 12)
о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 08.10.2015 по делу N 28/04-АМЗ-2015,
при участии:
от открытого акционерного общества "Водоканал" - Майкова И.В. по доверенности от 11.01.2016 N 02/30,
и установил:
открытое акционерное общество "Водоканал" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) от 08.10.2015 по делу N 28/04-АМЗ-2015.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Отделфинстрой" (далее - ООО "Отделфинстрой").
Решением от 15.02.2016 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил требования Общества.
Управление не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.02.2016 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как усматривается из материалов дела, 20.03.2015 в антимонопольный орган поступила жалоба ООО "Отделфинстрой" на действия Общества о нарушении антимонопольного законодательства, выраженном в понуждении к заключению договоров на технологическое присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, а также в навязывании платы за присоединение к системам водоснабжения и канализации.
09.04.2015 Управление вынесло Обществу предупреждение о необходимости прекращения в срок до 20.04.2015 указанных действий путем исключения из договоров о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения от 09.02.2015 N 10/13-15 и о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения от 09.02.2015 N 11/13-15 платы за технологическое присоединение (подключение).
Поскольку указанное предупреждение не было исполнено заявителем, Управление приказом от 28.04.2015 N 96 возбудило в отношении Общества дело N 28/04-АМЗ-2015 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения данного дела Управление установило, что постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурсной политике и тарифам от 27.11.2014 N 37-18/и "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства заявителей к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения ОАО "Водоканал" на территории города Чебоксары", зарегистрированного в Минюсте Чувашской Республики от 05.12.2014 N 2207 и вступившего в силу 16.12.2014 (далее - постановление), установлены тарифы за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку на покрытие расходов по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, за исключением расходов на прокладку (перекладку) сетей холодного водоснабжения и водоотведения, и тарифы за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства до точки подключения водопроводных и канализационных сетей к объектам централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения.
29.11.2005 ООО "Отделфинстрой" утверждены и выданы Технические условия на присоединение к системам водоснабжения и канализации N 5487/17 на объект "Микрорайон "Центр VII "Радужный" (далее - ТУ 2005) со сроком действия в течение всего периода проектирования и строительства объекта, но до начала проектирования срок их действия не должен превышать трех лет.
02.02.2015 ООО "Отделфинстрой" направило в Общество заявление о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения объекта "Жилой дом переменной этажности со встроенно-пристроенными объектами обслуживания и пристроенной котельной, поз. 15 в I очереди 7 микрорайона центральной части г.Чебоксары".
05.02.2015 Общество выдало ООО "Отделфинстрой" новые Технические условия на подключение объекта "Жилой дом переменной этажности со встроенно-пристроенными объектами обслуживания и пристроенной котельной, поз. 15 в I очереди 7 микрорайона центральной части г.Чебоксары" (далее - ТУ 2015).
09.02.2015 между ООО "Отделфинстрой" и Обществом заключены договоры: N 10/13-15 - о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения; N 11/13-15 - о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, по которым была произведена оплата по платежным поручениям от 09.02.2015 N 229 в размере 1 924 401 руб. 82 коп., от 09.02.2015 N 228 в размере 1 661 459 руб. 47 коп.
Комиссия Управления посчитала, что включение Обществом в указанные договоры платы за технологическое присоединение (подключение) является необоснованным.
По результатам рассмотрения дела N 28/04-АМЗ-2015 Управление 08.10.2015 приняло решение, которым признало Общество нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Кроме того, Обществу выдано предписание от 08.10.2015, в соответствии с которым ему предписано в срок до 10.11.2015 прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции путем исключения из договоров о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения от 09.02.2015 N 10/13-15 и о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения от 09.02.2015 N 11/13-15 платы за технологическое присоединение (подключение).
Общество не согласилось с решением и предписанием Управления и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).
В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Статьей 22 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями с целью соблюдения антимонопольного законодательства. При этом функции и полномочия антимонопольного направлены исключительно на защиту конкуренции.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Из системного толкования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона о защите конкуренции следует, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребляющих доминирующим положением достаточно любого из перечисленных последствий, а именно ограничения конкуренции или ущемления прав лиц.
Следовательно, для состава указанного правонарушения необходимы следующие условия: действие хозяйствующего субъекта, его доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и наступление (угроза наступления) одного из перечисленных последствий.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры является деятельностью субъектов естественных монополий.
Поскольку Общество является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим подключение объектов к принадлежащим ему сетям холодного водоснабжения и водоотведения, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что оно занимает доминирующее положение на рынке по предоставлению услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г. Чебоксары и на него распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 18 Закона о водоснабжении предусмотрено, что лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Сроки подключения (технологического присоединения) такого объекта устанавливаются с учетом плановых сроков реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы (часть 5 статьи 18 Закона о водоснабжении).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила предоставления технических условий), в соответствии с пунктом 9 которых организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 указанных Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.
Пунктом 10 Правил предоставления технических условий установлено, что технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
В соответствии с пунктом 12 Правил предоставления технических условий в случае обращения правообладателя земельного участка, который намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если технические условия на его подключение отсутствовали либо истек срок их действия, или в случае обращения органа местного самоуправления в целях получения информации о земельных участках, находящихся в границах застроенных территорий, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия.
Обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение 1 года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 16 Правил предоставления технических условий).
В рассматриваемом случае суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что на присоединение к системам водоснабжения и канализации на объект "Микрорайон "Центр VII "Радужный" ООО "Отделфинстрой" получены ТУ 2005 со сроком действия в течение всего периода проектирования и строительства объекта, но до начала проектирования срок их действия не должен превышать трех лет.
ООО "Отделфинстрой" к проектированию микрорайона "Радужный" приступило сразу после выдачи ТУ 2005 и до настоящего времени строительство микрорайона "Радужный" не завершено.
На основании выданных ТУ 2005 в период с 2012 года по 01.01.2015 в I очереди VII микрорайона центральной части г. Чебоксары введено в эксплуатацию 7 многоквартирных домов (поз. 9, поз. 11, поз. 29 (1 и 2 пусковой), поз. 28, поз. 20).
Наружные сети водоснабжения и водоотведения объекта "Жилой дом переменной этажности со встроено-пристроенными объектами обслуживания, пристроенной котельной, с магистральными инженерными сетями поз. 15 в I очереди VII микрорайона центральной части города Чебоксары" выполнены в соответствии с ТУ 2015, выданными взамен ТУ 2005 в связи с истечением срока их действия.
При этом установлено, что в течение 1 года с момента получения ТУ 2005 ООО "Отделфинстрой" не обратилось в Общество с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в связи с чем Общество выдало ТУ 2015 на объект "Жилой дом переменной этажности со встроено-пристроенными объектами обслуживания, пристроенной котельной, с магистральными инженерными сетями поз. 15 I очереди VII микрорайона центральной части города Чебоксары", которые были необходимы для заключения договоров о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и централизованной системе водоотведения.
Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики-Чувашии от 29.12.2014 N 03/1-03/623 утверждена Инвестиционная программа Общества по развитию муниципальных систем водоснабжения и водоотведения города Чебоксары на 2014-2017 годы, которая направлена на увеличение пропускной способности для создания возможности подключения новых нагрузок к системам холодного водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства г. Чебоксары, в том числе жилого дома переменной этажности со встроенно-пристроенными объектами обслуживания и пристроенной котельной, поз.15 в I очереди 7 микрорайона центральной части г.Чебоксары.
Из приложения N 1 к Инвестиционной программе следует, что в 2015 году предусмотрено финансирование мероприятий по увеличению пропускной способности водоводов, проходящих по ул. Лебедева и пр. М. Горького, в размере 10 643,46 тыс. руб. (столбец 13).
Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - Чувашии от 02.10.2015 N 03/1-03/573 внесены изменения, в частности, в столбце 8 "Реализация мероприятий по годам - 2015 год" ошибочно проставлены нулевые показатели.
Согласно приложению N 2 к договорам срок выполнения мероприятий по развитию систем водоснабжения предусмотрен до конца 2 квартала 2016 года. Таким образом, указанный срок является ориентировочным и может отличаться от фактической даты подключения. Подключение объекта ООО "Отделфинстрой" к системам холодного водоснабжения и водоотведения осуществлено до его окончания, 10.02.2015.
Выполнение мероприятий по увеличению пропускной способности водоводов, проходящих по ул. Лебедева и пр. М.Горького, в пункте 21 приложения к техническому заданию на разработку инвестиционной программы предусмотрено в 2014-2015 годах.
В соответствии с пунктом 11 Правил предоставления технических условий, если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
Плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, определяется в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Исходя из пункта 86 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства от 29.07.2013 N 644, и подпункта 15 статьи 18 Закона о водоснабжении, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Единый типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения/водоотведения утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
Разделом V типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения/водоотведения предусмотрено установление платы и порядок внесения таковой за технологическое присоединение. Возможности бесплатного (безвозмездного) подключения указанные типовые договоры не предусматривают.
Обязательное условие о внесении платы за подключение (технологическое присоединение) предусмотрено подпунктом 13 статьи 18 Закона о водоснабжении. Взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается (подпункт 14 статьи 18 Закона о водоснабжении).
Как установил суд и подтверждается материалами дела, при заключении договора на подключение объекта "Жилой дом переменной этажности со встроено-пристроенными объектами обслуживания, пристроенной котельной, с магистральными инженерными сетями поз. 15 в I очереди VII микрорайона центральной части города Чебоксары" из расчета платы за подключение к системам холодного водоснабжения и водоотведения плата за протяженность была исключена. При расчете платы за подключение к системам холодного водоснабжения и водоотведения учитывалась только подключаемая нагрузка по холодному водоснабжению и водоотведению.
Обязательное условие о внесении платы за подключение (технологическое присоединение) предусмотрено типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения/водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
Таким образом, как верно указал суд, заключение договора на подключение является обязательным этапом в процессе подключения объекта капитального строительства к системам холодного водоснабжения и водоотведения в рамках выполнения мероприятий Инвестиционной программы Общества по увеличению пропускной способности сетей, водоснабжению и водоотведению объекта "Жилой дом переменной этажности со встроено-пристроенными объектами обслуживания, пристроенной котельной, с магистральными инженерными сетями поз. 15 в I очереди VII микрорайона центральной части города Чебоксары".
В рассматриваемом случае антимонопольный орган не представил доказательств совершения Обществом каких-либо действий, которые могли бы рассматриваться как навязывание невыгодных условий договора или неотносимость данных условий к предмету договора (экономически и технологически необоснованные требования, прямо не предусмотренные действующим законодательством), либо связанных с понуждением ООО "Отделфинстрой" к заключению договоров на технологическое присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения.
В этой связи выводы Управления о нарушении Обществом пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в навязывания ООО "Отделфинстрой" невыгодного условия договора о плате за подключение к системам холодного водоснабжения и водоотведения, являются необоснованными.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к итоговому выводу о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Управлением не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Управления по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.02.2016 по делу N А79-10330/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-10330/2015
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 августа 2016 г. N Ф01-2925/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Водоканал"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии
Третье лицо: ООО "Отделфинстрой"