г. Москва |
|
11 апреля 2016 г. |
Дело N А40-152759/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.Б. Цымбаренко, Э.В. Якутова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Ш. Сатаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.01.2016 по делу N А40-152759/15, принятое судьей Ю.Б. Павлюком (40-1254),
по заявлению Администрации поселения Московский (ОГРН 1055011352186)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822)
третьи лица: 1) Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423); 2) Администрация муниципального образования - Ленинский муниципальный район Московской области (ОГРН 102500066)
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Макарова Е.А. по дов. от 19.01.2016; |
от ответчика: |
Пенькова А.Ю. по дов. от 31.12.2015; |
от третьих лиц: |
1-2) не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
Администрация поселения Московский (заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве) от 08.05.2015 N 17/099/2014-614 об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое здание по адресу: г. Москва, Московский, мкр-н 1, д. 49. Также заявитель просил обязать Управление Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости.
Решением от 15.01.2016 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования в полном объеме. Суд пришел к выводу о не соответствии оспариваемого отказа требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушении прав заявителя.
Не согласившись с решением суда, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд. Просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на отсутствие регистрации ранее возникшего права муниципальной собственности на спорное недвижимое имущество, полагает, что оспариваемым отказом не нарушается право пользования заявителя названным объектом недвижимости.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою правовую позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представители Департамента городского имущества города Москвы и Администрации муниципального образования - Ленинский муниципальный район Московской области, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьих лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения лиц, участвующих в деле, не усматривает оснований для изменения (отмены) оспариваемого судебного акта, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Администрация поселения Московский обратилась в Управление Росреестра по Москве с заявлением от 01.12.2014 о регистрации права собственности поселения Московский на нежилое здание (дом культуры "Московский"), расположенное по адресу: г. Москва, Московский, мкр-н 1, д. 49.
К заявлению приложены необходимые документы (л.д. 68).
Решением от 19.01.2015 Управление Росреестра по Москве на основании заявления Администрация поселения Московский приостановило государственную регистрацию сроком на три месяца.
Заявителем 17.04.2015 представлены дополнительные документы (переписка с Департаментом городского имущества города Москвы) (л.д. 49-55).
Решением от 08.05.2015 N 17/099/2014-614 Управление Росреестра по Москве отказало в государственной регистрации права собственности на здание по адресу: г. Москва, Московский, мкр-н 1, д. 49, на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Регистрирующий орган указал, что наличие права муниципальной собственности на недвижимое имущество в границах города Москвы возможного только в случае его регистрации в предусмотренном законом порядке до присоединения соответствующего муниципального образования к границам города Москвы. Право собственности на Дом культуры по указанному адресу в Едином государственном реестре прав не зарегистрировано. Кроме того, в представленных на регистрацию документах имеется противоречие в площади здания.
Полагая отказ от 08.05.2015 незаконным, Администрация поселения Московский обратилась в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно посчитал соблюденным.
Полномочия регистрирующего органа установлены Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457).
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают такие обстоятельства, в том числе: акты, изданные органами государственной власти и органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшем в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения, иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Как установлено нормой п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные документы отвечают требованиям ст. 18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 и п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
В соответствии с нормами абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Суд апелляционной инстанции, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, включая дело правоустанавливающих документов, считает обоснованным вывод суда, что отказ по указанным в нем основаниям не соответствует законодательству в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Судом достоверно установлено, что Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.11.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" с 01.07.2012 территория, на которой расположен Дом культуры "Московский" включена в границы города Москвы.
До 01.07.2012 городское поселение Московский входило в состав Ленинского муниципального района Московской области.
В соответствии с пп. 2, 4 п. 1, п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (ред. действовавшая на момент возникновения спорных правоотношений) гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В силу норм п. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях обеспечения выполнения требований Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями производится в следующем порядке.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу.
Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Закона Московской области от 26.07.2007 N 144/2007-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Ленинским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав" право собственности на муниципальное имущество Ленинского муниципального района Московской области, передаваемое в собственность городскому поселению Московский Ленинского муниципального района Московской области, указанное в приложении 3.1 к настоящему Закону, возникает с 1 января 2009 года.
В п. 2.1 Приложения 3.1 к Закону Московской области от 26.07.2007 N 144/2007-ОЗ "Перечень муниципального имущества Ленинского муниципального района Московской области, передаваемого в собственность городскому поселению Московский Ленинского муниципального района Московской области" указано здание ДК "Московский".
Из совокупного смысла приведенных норм следует, что право собственности на нежилое здание (дом культуры "Московский"), расположенное по адресу: г. Москва, Московский, мкр-н 1, д. 49, передано поселению Московский на основании закона Московской области. Право собственности на указанный объект недвижимого имущества в силу норм п. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и ст. 6 Закона Московской области от 26.07.2007 N 144/2007-ОЗ возникло с 01.01.2009.
Между муниципальным образованием Ленинского муниципального района Московской области и муниципальным образованием городское поселение Московский Ленинского муниципального района Московской области подписан передаточный акт от 20.01.2009 N 3/2, согласно которому Ленинский муниципальный район Московской области передал в собственность муниципальному образованию городское поселение Московский Ленинского муниципального района Московской области здание дома культуры "Московский" (пункт 2.1. Перечня).
Распоряжением Администрации городского поселения Московский от 30.01.2009 N 17а-р/о здание дома культуры "Московский" с 01.01.2009 принято в муниципальную собственность городского поселения Московский, как имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры в соответствии с передаточным актом от 20.01.2009 N 3/2.
Учитывая изложенное, отказ регистрирующего органа по данному основанию противоречит приведенным нормативным правовым актам.
В части представления в регистрирующий орган документов, в которых указана разная площадь дома культуры "Московский".
Согласно п. 2.1 Приложения N 3.1 к Закону Московской области от 26.07.2007 N 144/2007-ОЗ площадь названного здания 9428 кв.м., в то время как согласно выписке из реестра муниципальной собственности поселения Московский от 05.11.2014 N 02-01-07-1732/14 площадь упомянутого дома культуры составила 7285,8 кв.м.
Между тем регистрирующим органом не учтено, что в целях уточнения площади объектов недвижимого имущества принято распоряжение Администрации городского поселения Московский от 15.07.2011 N 192-р/о о технической инвентаризации объектов, в том числе дома культуры "Московский".
По результатам технической инвентаризации составлен кадастровый паспорт от 08.08.2014, согласно которому общая площадь здания дома культуры "Московский" составила 7285,8 кв.м.
Названные документы вместе с выпиской из реестра муниципальной собственности, в которой также указана упомянутая площадь согласно расписке были представлены в регистрирующий орган (л.д. 68).
Таким образом, заявителем представлены в регистрирующий орган все необходимые для проведения государственной регистрации права собственности документы.
Следовательно, отказ Управления Росреестра по Москве в государственной регистрации права собственности на нежилое здание по адресу: г. Москва, Московский, мкр-н 1, д. 49, не соответствует законодательству в сфере государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним и нарушает права и законные интересы заявителя.
В данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц совершить определенные действия, направленные на устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Следовательно, суд правомерно возложил на Управление Росреестра по Москве обязанность произвести государственную регистрацию права собственности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.01.2016 по делу N А40-152759/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.Б. Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-152759/2015
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКИЙ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Управление федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по г. Москве
Третье лицо: Администрация Ленинского муниципального района МО, ДГИ г. Москва, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ