Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2016 г. N Ф05-9342/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
11 апреля 2016 г. |
Дело N А40-213342/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Мосэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2016 по делу N А40-213342/15, принятое судьей Корогодовым И.В. (шифр судьи 139-1786)
по заявлению ПАО "Мосэнергосбыт"
к УФАС по Московской области
третье лицо - Шиндель О.А.
о признании недействительным решения от 24.08.2015 по делу N 05-15/113-14,
при участии:
от заявителя: |
Гаврилов А.Г. по доверенности от 07.07.2015 N 91-09-47; |
от ответчика: |
Михалевич Л.С. по доверенности от 16.02.2015; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Мосэнергосбыт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 24.08.2015 по делу N 05-15/113-14.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал апелляционную жалобу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители антимонопольного органа поддержал решение суда первой инстанции, с доводами жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении жалобы - отказать.
Законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу об оставлении оспариваемого решения без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, в антимонопольный орган поступила жалоба третьего лица Шиндель О.А. на неправомерные действия общества в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по поставке (реализации) электрической энергии в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, выразившегося в ущемлении интересов собственников и пользователей помещений многоквартирного дома путем неправомерного взимания платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Из материалов антимонопольного дела следует, что общество в период с 01.03.2014 по 01.05.2015 направляло в адрес собственников и пользователей помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Мадонская, д. 14, счета на оплату электрической энергии, потребленной как индивидуально в квартирах, так и при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Согласно протоколу N 1 от 22.11.2013 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, уд. Мадонская, д. 14, в качестве управляющей организации собственниками помещений выбрано МУП г. Орехово-Зуево "Дирекция Единого Заказчика Жилищно-Коммунального Хозяйства" (далее - МУП г. Орехово-Зуево "ДЕЗ ЖКХ").
На основании указанного протокола общего собрания собственников помещений 22.11.2013 между собственниками помещений и МУП г. Орехово-Зуево "ДЕЗ ЖКХ" заключен договор управления многоквартирным домом, расположенному по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул Мадонская, д. 14.
На основании пункта 3.2 договора управления многоквартирным домом, предметом договора является выполнение управляющей организацией, в течение согласованного с собственниками срока за плату, услуг по управлению, услуг и работ по надлежащему содержанию, ремонту общего имущества и обеспечению предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме.
Решением антимонопольного органа от 24.08.2015 N 05-15/113-14, общество признано нарушившим положения ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Предписание в адрес общества антимонопольным органом не выдавалось.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в Арбитражный суд с требованием о признании его недействительным. Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 331, установлено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", антимонопольный орган в рамках своих полномочий определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
С учетом приведенных норм оспариваемое решение правомерно принято антимонопольным органом в рамках реализации полномочий определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции на основании сведений и материалов, полученных антимонопольным органом в результате проведенных контрольных мероприятий по проверке соблюдения Закона о защите конкуренции заявителем.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о конкуренции хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке определенного вида товара, запрещено совершать действия (бездействие), которые имеют или могут иметь своим результатом ущемление интересов других хозяйствующих субъектов. В том числе такие действия, как установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара. Данная норма Закона содержит общий запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своего доминирующего положения на товарном рынке.
В соответствии с распоряжением Минэнерго Московской области от 30.01.2015 N 05-Р "Об определении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков Московской области" общество является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Московской области в административных границах Московской области, за исключением границ зон деятельности других гарантирующих поставщиков, осуществляющих деятельность на территории Московской области.
Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по поставке (реализации) электрической энергии в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 14 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правилами предоставления коммунальных услуг) управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Пункт 17 Правил предоставления коммунальных услуг предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда для ресурсоснабжающей организации заключение договора с потребителем является обязательным:
- если собственниками помещений в качестве способа управления выбрано непосредственное управление;
- если не выбран способ управления или не наступили события для его реализации;
- если потребителями выступают собственники и пользователи жилых домов.
В остальных случаях, в соответствии с пунктами 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный кооператив.
Согласно материалам и сведениям, представленным при рассмотрении дела N 05-15/113-14 о нарушении антимонопольного законодательства, между МУП г. Орехово-Зуево "ДЕЗ ЖКХ" и обществом договор энергоснабжения многоквартирного дома расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, л. Мадонская, д. 14, не заключен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила, обязательные при заключении управляющей организацией).
Пунктом 11 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией, установлено, что в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Вопреки требованиям законодательства общество не обращалось в суд с иском к МУП г. Орехово-Зуево "ДЕЗ ЖКХ" о понуждении заключить договор энергоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Мадонская, д. 14. В период с 01.03.2014 по 01.05.2015 направляло в адрес собственников и пользователей помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Мадонская, д. 14, счета на оплату электрической энергии, потребленной как индивидуально в квартирах, так и при содержании общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (редакция от 21.07.2014, действующая в рассматриваемый период) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном ломе и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взимать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать от собственников и пользователей помещений многоквартирного дома, заслуживаемого управляющей организацией, напрямую плату за потребленные при содержании общего имущества, поскольку они не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи, с чем не отвечают за качество коммунальной услуги и услуг по содержанию общедомовых сетей.
Таким образом, общество нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по поставке (реализации) электрической энергии в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, выразившегося в ущемлении интересов собственников и пользователей помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Мадонская, д. 14, путем неправомерного взимания платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Мадонская, д. 14, обслуживаемого управляющей компанией.
Согласно ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания оспариваемого решения незаконным, отсутствует, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи, с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.01.2016 по делу N А40-213342/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-213342/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2016 г. N Ф05-9342/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "Мосэнергосбыт"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по МО, Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области
Третье лицо: Шиндель О. А, Шиндель Ольга Алексеевна