Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2016 г. N Ф05-8205/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
11 апреля 2016 г. |
Дело N А41-96020/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от управления Росреестра по МО - Фирсов А.В., по доверенности 16 декабря 2015 года N 484-Д
от ТУ Росимущества в Московской области - Хомякова В.М., по доверенности от 24 апреля 2015 года N 180/Д-07,
от третьего лица ПАО "Газпром" - Казакова Н.П., по доверенности от 05 декабря 2015 года N 857
от третьего лица администрации Лотошинского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 17 февраля 2016 года по делу N А41-96020/15, принятое судьей Уваровым А.О.,
по заявлению территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации и обязании зарегистрировать право,
третьи лица: ПАО "Газпром", администрация Лотошинского муниципального района Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Росимущества по Московской области обратилось (далее - заявитель, ТУ Росимущества в МО) в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - управление), в котором просило суд:
- признать незаконным отказ управления от 08 сентября 2015 года N 50-50/001-50/001/004/2015-6261 в государственной регистрации права собственности Российской федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0040224:9;
- обязать управление произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0040224:9 (л.д. 42).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в деле участвуют - Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство), администрация Лотошинского муниципального района Московской области (далее - администрация), публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром").
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2016 года по делу N А41-96020/15 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, в котором просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей министерства и администрации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель управления в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заявителя по делу возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ПАО "Газпром" также возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПАО "Газпром" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - газопровод-отвод и газораспределительная станция п. Лотошино, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:02:0040224:9, площадью 2 688 кв.м (л.д. 95).
Согласно кадастровому плану указанного земельного участка, он имеет вид разрешенного использования "для размещения и эксплуатации наземных объектов обслуживания газопровода-отвода к п. Лотошино (от 0,0 км. до 0, 8 км., подключенный на 210 км магистрального газопровода "Серпухов-Ленинград") и ГРС "Лотошино". Согласно разделам В1-В6 кадастрового плана, на земельном участке расположено пять наземных объектов обслуживания газопровода-отвода: КП 153/1 (10 кв.м.), КП210/1 (37 кв.м.), Свеча лот/0.2/с (4 кв.м.), опора ЛЭПЛОТ/1 (11 кв.м.), Тр.будка (16 кв.м.) и здание ГРС Лотошино (2610 кв.м.).
17 июля 2015 года ПАО "Газпром", на основании доверенности от Территориального управления Росимущества в Московской области, обратилось в управление Росреестра по Московской области заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0040224:9 с приложением необходимых документов.
Сообщением от 31 августа 2015 года N 50-50/001-50/001/004/2015-6261 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права собственности Российской федерации на указанный выше земельный участок со ссылкой на то, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0040224:9, а так же документы, подтверждающие, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, входящие в состав единой системы газоснабжения.
Полагая, что данный отказ нарушает права и законные интересы заявителя, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Апелляционный суд согласен с выводом суд первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее закон о регистрации) в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статьям 16-18 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 69-ФЗ газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 Федерального закона N 69-ФЗ федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно части 4 статьи 87 ЗК РФ, земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно кадастровому плану указанного земельного участка, он имеет вид разрешенного использования "для размещения и эксплуатации наземных объектов обслуживания газопровода-отвода к п. Лотошино (от 0,0 км до 0, 8 км), подключенный на 210 км магистрального газопровода "Серпухов-Ленинград") и ГРС "Лотошино". Согласно разделам В1-В6 кадастрового плана, на земельном участке расположено пять наземных объектов обслуживания газопровода-отвода: КП 153/1 (10 кв.м.), КП210/1 (37 кв.м.), Свеча лот/0.2/с (4 кв.м.), опора ЛЭПЛОТ/1 (11 кв.м.), Тр.будка (16 кв.м.) и здание ГРС Лотошино (2610 кв.м.).
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:02:0040224:9 относятся к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью, поскольку на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения.
В связи с тем, что в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, содержавшие полную и необходимую информацию о данном объекте недвижимого имущества в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации прав, суд перовой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований ТУ Росимущества в Московской области.
Допущенное судом первой инстанции нарушение положений части 2 статьи 137 АПК РФ, выраженное в не указании в определении о назначении дела к судебному разбирательству о привлечении к участию в деле Министерства имущественных отношений Московской области и ПАО "Газпром" в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, не повлекло принятия неправосудного решения. Выводы, сделанные судом первой инстанции, являются обоснованными. В решении верно указан состав лиц, участвующих в деле.
Учитывая изложенное выше, в удовлетворении заявления следует отказать, а апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2016 года по делу N А41-96020/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-96020/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2016 г. N Ф05-8205/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальное управление Росимущества по Московской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Администрация Лотошинского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений, ОАО "Газпром", Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области