г.Самара |
|
11 апреля 2016 г. |
Дело N А72-691/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мавлютов Р.Ф. - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 апреля 2016 года апелляционную жалобу министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 февраля 2016 года по делу N А72-691/2016 (судья Чернышова И.В.), принятое по исковому заявлению министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (ОГРН 1077325000257, ИНН 7325067064), г.Ульяновск, к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мавлютову Равилю Фяритовичу (ОГРНИП 304731126600011, ИНН 731100043826), Ульяновская область, Николаевский район, с.Большой Чирклей,
о взыскании 408 100 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мавлютову Равилю Фяритовичу (далее - предприниматель, ответчик) о взыскании 408 100 руб. субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, в том числе 296 800 руб. - из федерального бюджета, 111 300 руб. - из областного бюджета Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15 февраля 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, поскольку предприниматель нарушил условие получения субсидии, установленное при ее предоставлении, а именно: уменьшил размер посевной площади в 2014 году по сравнению с 2013 годом. Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, либо установления факта представления ложных либо намеренно искаженных сведений министерство обеспечивает возврат субсидий в областной бюджет.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, предметом спора является возврат полученных ответчиком субсидий в размере 408 100 руб. 00 коп., выделенных из областного бюджета Ульяновской области на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.
В рассматриваемый период действовало постановление правительства Ульяновской области от 06 марта 2014 года N 83-П "О Порядке предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" (далее - Порядок N 83-П), разработанное в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1231 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку развития консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям", регламентирующие предоставление из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
Исходя из положений Порядка N 83-П, получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - получатели субсидий). Субсидия предоставляется с целью возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, улучшение плодородия и качества почв.
Условием предоставления субсидии в текущем финансовом году является наличие посевной площади сельскохозяйственной культуры (далее - посевная площадь) в предшествующем финансовом году. Субсидия выплачивается по ставкам на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, определяемым министерством единовременно из расчета 100 процентов посевной площади сельскохозяйственных культур предшествующего финансового года.
Министерство осуществляет проверку представленных документов и принимает решение о выдаче субсидий или об отказе в предоставлении субсидии.
Как видно из материалов дела, министерством было принято решение о выдаче субсидий в размере 408 100 руб. 00 коп.; указанные денежные средства перечислены ответчику по платежным поручениям от 20 марта 2014 года N 36933 на 296 800 руб. и от 21 апреля 2014 года N 112200 на сумму 111 300 руб.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как указано выше, в соответствии с Порядком N 83-П субсидия предоставляется с целью возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, улучшение плодородия и качества почв.
Пункт 3 части 3 статьи 78 БК РФ предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Заявленные требования истец обосновывает нарушением ответчика пункта 6 Порядка, согласно которому условием предоставления субсидии в текущем финансовом году является наличие посевной площади сельскохозяйственной культуры (далее - посевная площадь) в предшествующем финансовом году.
Вместе с тем основания для возврата субсидии указаны в пункте 12 Порядка N 83-П, согласно которому в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, либо установления факта представления ложных либо намеренно искаженных сведений министерство обеспечивает возврат субсидий в областной бюджет Ульяновской области путем направления получателю субсидии в срок, не превышающий 10 календарных дней с момента установления нарушений, требования о необходимости возврата субсидии в течение 10 календарных дней с момента получения указанного требования.
Анализ указанного пункта позволят сделать вывод, что основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, во-вторых, представления недостоверных сведений.
Иными словами, на основании пункта 12 Порядка N 83-П истец имеет право требовать возврата субсидии только в том случае, если условия, установленные при ее предоставлении, были нарушены ответчиком, а не органом, предоставившим субсидию, либо получателем субсидии представлены недостоверные сведения.
Ответчик является сельскохозяйственным товаропроизводителем, для получения субсидии ответчиком были представлены соответствующие Порядку документы, что истцом не оспаривается.
Условием предоставления субсидии в текущем финансовом году является наличие посевной площади сельскохозяйственной культуры (далее - посевная площадь) в предшествующем финансовом году.
Субсидии предоставлены в 2014 году, цель предоставления - возмещение затрат, а не будущее финансирование. Наличие посевной площади в предшествующем году - 2013 подтверждается формой 2-фермер, эти документы должны быть проверены министерством в момент выдачи субсидии.
Доказательств того, что ответчиком были представлены недостоверные сведения, не представлено.
Цели субсидии ответчиком соблюдены, что не оспаривается истцом.
Довод истца об изменении ответчиком посевной площади в 2014 году не является
основанием к взысканию с ответчика ранее выданной субсидии.
Доказательства того, что ответчиком субсидии использованы на иные цели, а не на затраты на проведение комплекса агротехнологических работ, истцом в материалы дела не представлены, довод не заявлялся.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом не доказано наличие условий для возврата субсидии, и в удовлетворении исковых требований отказал.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предприниматель нарушил условие получения субсидии, установленное при ее предоставлении, а именно: уменьшил размер посевной площади в 2014 году по сравнению с 2013 годом, не принимаются, так как данное обстоятельство не являлось условием предоставления субсидии. Так, в силу п.6 Порядка N 83-П условием предоставления субсидии в текущем финансовом году является наличие посевной площади сельскохозяйственной культуры в предшествующем финансовом году.
При этом ссылка министерства на пункт 12 Порядка N 83-П необоснованна, поскольку нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, отсутствуют.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 15 февраля 2016 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на министерство, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 февраля 2016 года по делу N А72-691/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-691/2016
Истец: Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области
Ответчик: ИП Глава КФХ Мавлютов Р. Ф., Мавлютов Равиль Фяритович