город Ростов-на-Дону |
|
11 апреля 2016 г. |
дело N А32-13342/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
от Администрации муниципального образования города Краснодара: представитель не явился, извещен;
от акционерного общества "НЭСК-Электросети": представитель по доверенности от 01.01.2016 Амельченко И.Л.;
от закрытого акционерного общества "Оптово - розничной торговой и производственной фирмы "Кубаньоптпродторг": представитель по доверенности от 08.12.2015 Овсянников Р.В.;
от Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар: представитель не явился, извещен;
от Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования города Краснодара и акционерного общества "НЭСК-Электросети" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2015 по делу N А32-13342/2015 по заявлению закрытого акционерного общества "Оптово-розничной торговой и производственной фирмы "Кубаньоптпродторг", заинтересованные лица: Администрация муниципального образования город Краснодар; Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар; Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар; акционерное общество "НЭСК-электросети",
принятое в составе судьи Левченко О.С.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Оптово - розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг" (далее - общество, ЗАО "Кубаньоптпродторг") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просило суд:
- признать незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (КН 23:43:0205013) по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул.Ведомственная, 8/2, для эксплуатации здания, выраженного в письме департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) от 10.03.2015 N 29/743-1;
- обязать департамент подготовить и выдать обществу постановление администрации муниципального образования город Краснодар об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (КН 23:43:0205013) по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Ведомственная, 8/2, для эксплуатации здания в границах и площадью согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласованной департаментом 03.12.2013.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2015 заявленные требования общества удовлетворены. Суд признал незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (КН 23:43:0205013) по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Ведомственная, 8/2, для эксплуатации здания, изложенный в письме департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 10.03.2015 N 29/743-1. Суд обязал администрацию муниципального образования город Краснодар подготовить и выдать ЗАО "Оптово-розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг" схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (КН 23:43:0205013) по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Ведомственная, 8/2, для эксплуатации здания в границах и площадью согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласованной департаментом 03.12.2013. В остальной части требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что отказ департамента в утверждении обществу схемы расположения на кадастровой карте (плане) земельного участка является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд указал, что расположение спорного земельного участка в охранной зоне инженерных коммуникаций не препятствует утверждению схемы расположения земельного участка. Доказательств, свидетельствующих о том, что охранная зона, в пределах которой находится испрашиваемый земельный участок, установлена в отношении электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, в материалах дела не имеется.
Администрация муниципального образования города Краснодара и акционерное общество "Нэск-электросети", не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, обжаловали его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просили решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
Апелляционная жалоба Администрации муниципального образования города Краснодара мотивирована тем, что спорный земельный участок находится в охранной зоне РП-34, установленной постановлением Правительства Российской Федерации N 160 от 24.02.2009. На испрашиваемом земельном участке расположены объекты электросетевого хозяйства. Податель жалобы ссылается на статью 11.9. Земельного Кодекса Российской Федерации, которая не допускает образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Кроме того, согласно пункту 20 Административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", утвержденного постановлением Администрации муниципального образования город Краснодар N 5634 от 06.04.2012 определено, что разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в предоставлении муниципальной службы.
Апелляционная жалоба акционерного общества "Нэск-электросети" мотивирована тем, что выделение земельного участка для дальнейшего оформления в собственность не соответствует законодательству Российской Федерации и в дальнейшем может привести к спорным ситуациям между сетевой организацией и заявителем. На испрашиваемом земельном участке расположены объекты электросетевого хозяйства как подземные, так и надземные мощностью 4000 вольт. Кроме того, податель жалобы обращает внимание на то, что нежилое помещение заявителя составляет 117.7 кв.м., при этом площадь истребуемого земельного участка, необходимого для эксплуатации здания, составляет 220 кв.м., что значительно превышает площадь самого здания. При этом участок земли, входящий в охранные зоны инженерных коммуникаций, не препятствует эксплуатации нежилого помещения, составляет всего лишь 35 кв.м. и может быть исключен из истребуемого земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу закрытое акционерное общество "Оптово - розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг" просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения, ссылаясь на то, что возможное расположение испрашиваемого земельного участка в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства само по себе не препятствует составлению и утверждению схемы размещения объекта.
В судебном заседании, состоявшемся 28.03.2016, представитель акционерного общества "НЭСК-Электросети" пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель закрытого акционерного общества "Оптово - розничной торговой и производственной фирмы "Кубаньоптпродторг" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционных жалоб отказать.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 04.04.2016 г. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда http://15aas.arbitr.ru. О возможности получения такой информации лицам, участвующим в деле, было разъяснено в определении о принятии апелляционной жалобы к производству, полученном всеми участниками процесса.
После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество является собственником объекта недвижимости - нежилого здания, площадью 117,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Ведомственная, 8, на основании соглашения об отступном от 04.05.2009, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.05.2013 серии 23-АЛ N 753931.
В целях выкупа расположенного под нежилым зданием земельного участка общество обратилось в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью 220 кв. м по ул. Ведомственной, 8/2, в г. Краснодаре для эксплуатации здания.
В письме от 10.03.2015 N 29/743-1 департамент отказал заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на отсутствие согласования инспектирующих служб инженерных коммуникаций.
Заявитель, полагая, что департамент незаконно отказал в утверждении схемы расположения земельного участка, обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации Кодекс и изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Частью 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объёме, что и прежний их собственник.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений (пункт 1).
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5).
В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 указанного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6).
В случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, обязанность утвердить и выдать такую схему у органа местного самоуправления возникает в случае, если лицо, обратившееся с заявлением об утверждении схемы, осуществляет оформление прав на земельный участок, занятый принадлежащими ему объектами недвижимости.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 06.07.2012 N 5634 утвержден Административный регламент предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории" (далее - Административный регламент).
Пунктом 10 Административного регламента в редакции, действующей на момент подачи обществом заявления, предусмотрено, что органом администрации муниципального образования город Краснодар, предоставляющим муниципальную услугу по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории в случае утверждения схем земельных участков различного целевого назначении является департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
В силу пункта 12 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является постановление администрации муниципального образования город Краснодар об утверждении схемы расположения земельного участка или отказ в предоставлении муниципальной услуги.
В пункте 16 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами при утверждении схем расположения земельных участков для эксплуатации зданий, строений, сооружений, помещений.
Основанием для начала административной процедуры является получение органом, предоставляющим муниципальную услугу, заявления и пакета документов из МКУ "МФЦ" (пункт 27.2 Административного регламента).
В данном случае при обращении с заявлением общество представило уполномоченному органу перечень документов для принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, что подтверждается распиской в получении документов от 18.02.2015 N 18022015-4677377-23-04.
На момент принятия оспариваемого решения действовал Административный регламент в редакции постановления администрации от 02.03.2015 N 1896.
Пунктом 20 Административного регламента в указанной редакции предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории;
6) основания, предусмотренные законом Краснодарского края.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок находится в охранной зоне РП-34, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположены в границах таких земельных участков". Кроме того, на испрашиваемом земельном участке расположены объекты электросетевого хозяйства.
Правила утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположены в границах таких земельных участков" устанавливают, что в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетивого хозяйства, в том числе размещать любые объекты, возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства.
Согласно статьи 11.9. Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Пунктом 20 Административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар N 5634 от 06.04.2012 определено, что разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, требований к образуемым земельным участкам, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной службы.
Вывод суда первой инстанции о не доказанности о том, что охранная зона, в пределах которой находится испрашиваемый земельный участок, установлена в отношении электрических сетей напряжением свыше 1 000 вольт, признается судебной коллегией не обоснованным, поскольку суд полно не исследовал фактические обстоятельства дела.
В материалы дела представлены доказательства о том, что линии электрических сетей, расположенных на испрашиваемом земельном участке, мощностью более 4 000 вольт.
Во исполнение определения Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2016 АО "НЭСК-электросети" был осуществлен осмотр спорного объекта, который расположен по адресу: г. Краснодар, ул. Ведомственная, 8-8/2. В результате осмотра было выявлено, что нежилое здание площадью 117,7 кв.м., которое принадлежит ЗАО "Кубаньоптпродторг", находится в охранной зоне РП-34 (распределительная подстанция). Охранная зона РП составляет 10 метров - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте наивысшей точки подстанции), ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими от всех сторон ограждения подстанции по периметру на расстоянии (постановление Правительства N 160 от 24.02.2009 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон") далее - Правила N 160).
Через спорный земельный участок проходят ВЛ-0,4 кВ (воздушные линии), находящиеся под напряжением 6 000 вольт, охранная зона которых в силу закона составляет 2 метра по горизонтали от крайнего провода при наибольшем отклонении.
Охранная зона КЛ-6-10-0,4 кВ (кабельные линии), находящихся под землей составляет 1 метр с обеих сторон, согласно ПУЭ п.2.3.13. и отображены на топографической схеме.
Согласно статье 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Согласно пункту 9 Правил N 160, в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 указанных Правил, запрещается складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных материалов; размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); использовать (запускать) любые летательные аппараты, в том числе воздушных змеев, спортивные модели летательных аппаратов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Распределительная подстанция 34, общей площадью 83,3 кв.м. принадлежит на праве собственности АО "НЭСК-электросети", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АМ N 133447.
Земельный участок, необходимый для эксплуатации трансформаторной подстанции, общей площадью 141 кв.м. также принадлежит на праве собственности АО "НЭСК-электросети", что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АМ N 263160.
Кроме того, РП-34 введено в 1974 году, напряжение в котором составляет 6/0,4 кВ (6 000 вольт), что подтверждается паспортной картой РП-34.
Оснований полагать, что здание, принадлежащее обществу, общей площадью 117,7 кв.м., расположенное на испрашиваемом земельном участке, возведено до 1974 года, не имеется, соответствующие доказательства материалы дела не содержат.
В пункте 8 Правил N 160 установления охранных зон предусмотрено, что в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи; размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов; находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи; размещать свалки; производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).
Следовательно, из вышеизложенного следует, что наличие охранной зоны на определенном земельном участке установлено в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположены в границах таких земельных участков" об установлении охранных зон.
В соответствии с пунктом 1 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя Российской Федерации от 17.08.1992 N 197 (далее - Типовые правила N 197), охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать стоянки всех видов машин и механизмов (пункт 5 Типовых правил N 197).
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда от 29.09.2015 N 303-КГ15-11931.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание то, что обеспечение выбора земельного участка и утверждение его схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является промежуточным этапом процедуры предоставления земельного участка для строительства, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур необходимых согласований.
Наличие объектов линий электропередач является препятствием и основанием для ограничения земельного участка в обороте.
Соответственно выделение спорного земельного участка, для дальнейшего оформления в собственность не соответствует законодательству Российской Федерации и в дальнейшем может привести к спорным ситуациям, между сетевой организацией и заявителем.
Как верно указывает третье лицо, предоставление земельного участка заявителю в дальнейшем ограничит доступ сетевой организации к объекту электроснабжения, для устранения возникших неполадок и для проведения планового обслуживания объекта, ограничит возможность сетевой организации осуществлять контроль за объектом электроснабжения и увеличит риски возникновения чрезвычайных ситуаций на объекте электроснабжения, по причине допуска сторонних лиц.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
С учетом изложенного, судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значения для дела, в результате чего сделаны ошибочные выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, что в силу пунктов 1 и 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения и принятия по делу нового судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине относятся на ЗАО "Кубаньоптпродторг".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2015 по делу N А32-13342/2015 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13342/2015
Истец: ЗАО "Кубаньоптпродторг", ЗАО "Оптово -розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг", Майор Иван Геннадьевич
Ответчик: Администрация муниципального образования город Краснодар, АО "НЭСК-ЭЛЕКТРОСЕТИ", Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
Третье лицо: Администрация МО г Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации МО г. Краснодар, ОАО "НЭСК-электросети" в лице филиала "Краснодарэлектросеть"