Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2016 г. N Ф05-10080/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
11 апреля 2016 г. |
Дело N А41-54476/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ханашевича С.К.,
судей Ивановой Л.Н., Мальцева С.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Каменецкой Я.Д.,
при участии в заседании:
от истца, Администрации Городского округа Балашиха Московской области (ИНН: 5001106672, ОГРН: 1165001050026): Кондратенкова Ю.Б. - представитель по доверенности от 25.02.2016 N 279исх., Перкина Ю.В. - представитель по доверенности от 25.03.2016 N 521исх.,
от ответчиков:
от общества с ограниченной ответственностью "Веста-2001" (ИНН: 5012021090, ОГРН: 1035002453562): Соловьёв А.Н. - представитель по доверенности от 01.06.2015 N 180, Шляндин Е.А. - представитель по доверенности от 11.12.2015,
от Министерства строительного комплекса Московской области (ИНН: 5000001589, ОГРН: 1037739058653): Молчанова Л.Г. - представитель по доверенности от 07.09.2015 N 111,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Веста-2001" на решение Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2014 года по делу N А41-54476/14, принятое судьей Закутской С.А., по иску Администрации Городского округа Балашиха Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Веста-2001", Министерству строительного комплекса Московской области об обязании совершить действия и внести изменения в договор,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Железнодорожный Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Веста-2001" (далее - ООО "Веста-2001"), Министерству строительного комплекса Московской области (далее - Минмособлстрой), со следующими требованиями:
- 1) Признать инвестиционный контракт N 54-и от 01.10.2003 на выполнение Программы переселения граждан из ветхого жилищного фонда в благоустроенные квартиры, ремонта аварийного жилищного фонда и строительства жилого комплекса по ул. Кооперативная г. Железнодорожный Московской области, заключенный между Министерством строительного комплекса Московской области, Администрацией г.Железнодорожного Московской области и обществом с ограниченной ответственностью "Веста-2001", договором о развитии застроенной территории в соответствии со статьей 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
- 2) Признать инвестиционный контракт N 75Л от 14.06.2007 на реализацию инвестиционного проекта комплексной малоэтажной жилой застройки по ул. Приозерная (ранее ул. Лесная), Лесной проезд в г.Железнодорожном Московской области в рамках мероприятий муниципальной Программы "Ликвидация ветхого жилищного фонда муниципального образования городской округ Железнодорожный на период 2001-2010 года", заключенный между Администрацией г.Железнодорожного Московской области и обществом (с ограниченной ответственностью "Веста-2001", договором о развитии застроенной территории в соответствии со статьей 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
- 3) Обязать общество с ограниченной ответственностью "Веста-2001" привести план застройки жилого комплекса по ул. Кооперативная и ул. Приозерная г.Железнодорожный Московской области в отношении социально значимых объектов - дошкольного образовательного учреждения (детский сад), поликлиники, общеобразовательного учреждения (школа) в соответствии с нормами действующего законодательства.
- 4). Обязать Министерство строительного комплекса Московской области подписать к инвестиционному контракту N 54-и от 01.10.2003 на выполнение Программы переселения граждан из ветхого жилищного фонда в благоустроенные квартиры, ремонта аварийного жилищного фонда и строительства жилого комплекса по ул. Кооперативная г. Железнодорожный Московской области дополнительное соглашение, которым: Пункт 3.1 Раздела 3 "Имущественные права сторон" Контракта изложить в новой редакции: "3.1. Базовое соотношение раздела имущества по итогам реализации настоящего контракта устанавливается между сторонами в пропорции: Администрации: - 100 % общей площади здания дошкольного образовательного учреждения (детский сад) на 212 мест; - нежилые помещения общей площадью не менее 430 кв.м. с отделкой для размещения поликлиники на 74 посещений в смену. Инвестору-Застройщику: - 100 % - общей жилой площади Инвестиционного объекта; - 100 % - общей нежилой площади Инвестиционного объекта, включая площади помещений (в том числе подземных), неразрывно связанных с системами жизнеобеспечения объекта (лестничные клетки, лифтовые шахты, технические этажи, техподполья, электрощитовые, помещения инженерного назначения и т.п.), исключая здание дошкольного образовательного учреждения (детский сад) на 212 мест, нежилые помещения общей площадью не менее 430 кв.м.с отделкой, для размещения поликлиники на 74 посещений в смену." Пункт 5.2.5 Контракта изложить в новой редакции: "5.2.5. Произвести за счет собственных и/или привлеченных (заемных) средств проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию здания дошкольного образовательного учреждения (детский сад) на 212 мест. В течении 2 (двух) месяцев с момента ввода объекта в эксплуатацию -здания дошкольного образовательного учреждения (детский сад) на 212 мест, передать Администрации для оформления права муниципальной собственности, путем подписания Акта о реализации (частичной) Контракта, Акта приема- передачи ЧС приложением технической документации в срок не позднее I квартала 2016 года. Передать в муниципальную собственность нежилые помещения с отделкой площадью не менее 430 кв.м., для размещения поликлиники на 74 посещения в смену в срок не позднее I квартала 2016 года.".
- 5) Обязать общество с ограниченной ответственностью "Веста- 2001" подписать и исполнить к инвестиционному контракту N 54-и от 01.10.2003 на выполнение Программы переселения граждан из ветхого жилищного фонда в благоустроенные квартиры, ремонта аварийного жилищного фонда и строительства жилого комплекса по ул. Кооперативная г. Железнодорожный Московской области дополнительное соглашение, которым Пункт 3.1 Раздела 3 "Имущественные права сторон" Контракта изложить в новой редакции: "3.1. Базовое соотношение раздела имущества по итогам реализации настоящего контракта устанавливается между сторонами в пропорции: Администрации: -100 % общей площади здания дошкольного образовательного учреждения (детский сад) на 212 мест; - нежилые помещения общей площадь не менее 430 кв.м. с отделкой для размещения поликлиники на 74 посещений в смену. Инвестору-Застройщику: - 100 % - общей жилой площади Инвестиционного объекта; - 100 % - общей нежилой площади Инвестиционного объекта, включая площади помещений (в том числе подземных), неразрывно связанных с системами жизнеобеспечения объекта (лестничные клетки, лифтовые шахты, технические этажи, техподполья, электрощитовые, помещения инженерного назначения и т.п.), исключая здание дошкольного образовательного учреждения (детский сад) на 212 мест, нежилые помещения общей площадью не менее 430 кв.м.с отделкой, для размещения поликлиники на 74 посещений в смену." Пункт 5.2.5 Контракта изложить в новой редакции: "5.2.5. Произвести за счет собственных и/или привлеченных (заемных) средств проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию здания дошкольного образовательного учреждения (детский сад) на 212 мест. В течении 2 (двух) месяцев с момента ввода объекта в эксплуатацию -здания дошкольного образовательного учреждения (детский сад) на 212 мест, передать Администрации для оформления права муниципальной собственности, путем подписания Акта о реализации (частичной) Контракта, Акта приема- передачи ЧС приложением технической документации в срок не позднее I квартала 2016 года. Передать в муниципальную собственность нежилые помещения с отделкой площадью не менее 430 кв.м., для размещения поликлиники на 74 посещения в смену в срок не позднее I квартала 2016 года.".
6) Обязать общество с ограниченной ответственностью "Веста-2001" подписать и исполнить к инвестиционному контракту N 75Л от 14.06.2007 на реализацию инвестиционного проекта комплексной малоэтажной жилой застройки по ул. Приозерная (ранее ул. Лесная), Лесной проезд в г. Железнодорожном Московской области в рамках мероприятий муниципальной Программы "Ликвидация ветхого жилищного фонда муниципального образования городской округ Железнодорожный на период 2001-2010 года"дополнительное соглашение, которым:
1) Пункт 3.1. Раздела 3 "Имущественные права сторон" Контракта изложить в новой редакции: "Пункт 3.1. Базовое соотношение раздела имущества по итогам реализации настоящего контракта устанавливается между сторонами в пропорции: Администрации: - 100 % общей площади здания образовательного учреждения (школа) на 440 мест. Инвестору-Застройщику: - 100 % - общей жилой площади инвестиционного объекта, за исключением общей площади здания общеобразовательного учреждения (школа) на 440 мест.".
2) Дополнить статью 5.2. Контракта пунктом 5.2.22. следующего содержания: "Пункт 5.2.22. Произвести за счет собственных и/или привлеченных (заемных) средств проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию здания общеобразовательного учреждения (школа) на 440 мест в срок не позднее III квартала 2016 года. В течение 2 (двух) месяцев с момента ввода объекта в эксплуатацию - здания общеобразовательного учреждения (школа) на 440 мест, передать Администрации для оформления права муниципальной собственности, путем подписания Акта о реализации (частичной) Контракта, Акта приема-передачи с приложением технической документации." (т. 1 л.д. 5-12).
В ходе рассмотрения дела истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому Администрация исключила требования о признании государственных контрактов N 54-И от 01.10.2003 и N 75-Л от 14.06.2007 договорами о развитии застроенной территории. В оставшейся части заявленные требования оставлены истцом в первоначальной редакции (т. 1 л.д. 92-95).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.10.2014 по делу N А41-54476/14 исковые требования Администрации городского округа Железнодорожный удовлетворены частично. Суд обязал ООО "Веста-2001" и Министерство строительного комплекса Московской области подписать дополнительное соглашение к инвестиционному контракту N 54-И от 01 октября 2003 года в редакции проекта, приложенного к письму от 01 августа 2014 года. В удовлетворении остальной части требований Администрации городского округа Железнодорожный Московской области отказано (т. 2 л.д. 215-223).
Не согласившись с решением суда в части удовлетворенных требований об обязании ООО "Веста-2001" и Министерства строительного комплекса Московской области подписать дополнительное соглашение к инвестиционному контракту N 54-И от 01 октября 2003 года в редакции проекта, приложенного к письму от 01 августа 2014 года, ООО "Веста-2001" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что решение суда в обжалуемой части подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, а также нарушением норм материального и процессуального права (т. 3 л.д. 2-13).
Поскольку решение суда первой инстанции обжалуется ООО "Веста-2001" только в части удовлетворенных требований об обязании ООО "Веста-2001" и Министерства строительного комплекса Московской области подписать дополнительное соглашение к инвестиционному контракту N 54-И от 01 октября 2003 года в редакции проекта, приложенного к письму от 01 августа 2014 года и лицами, участвующими в деле, не заявлены соответствующие возражения, арбитражным апелляционным судом в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверяется законность и обоснованность решения лишь в обжалуемой части.
В ходе рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции в порядке ст. 48 АПК РФ произведена замена истца по настоящему делу Администрации городского округа Железнодорожный Московской области на Администрацию Городского округа Балашиха Московской области.
В судебном заседании представители ООО "Веста-2001" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просили решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить и принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представители истца и Министерства строительного комплекса Московской области против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2014 года по делу N А41-54476/14 в обжалуемой части об обязании ООО "Веста-2001" и Министерства строительного комплекса Московской области подписать дополнительное соглашение к инвестиционному контракту N 54-И от 01 октября 2003 года в редакции проекта, приложенного к письму от 01 августа 2014 года, подлежит отмене. В удовлетворении указанного требования следует отказать.
Как следует из материалов дела, что 01 октября 2003 года между Администрацией, ООО "Веста-2001" и Министерством строительного комплекса Московской области был заключен инвестиционный контракт N 54-И, предметом которого являлась реализация сторонами ориентировочно в 2004-2010 годах инвестиционного проекта по ликвидации ветхого жилищного фонда, реконструкции аварийного жилищного фонда, переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию зданий жилого, смешанного назначения, объектов соцкультбыта, инженерных сетей и сооружений (объект), ориентировочной общей жилой площадью 32 700 кв.м. в северной части г. Железнодорожный Московской области на земельных участках с ориентировочной общей площадью 10 га по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Кооперативная с ориентировочным общим объемом инвестиций в текущих ценах - 420 000 000 руб., в том числе НДС.
Реализация инвестиционного проекта по условиям контракта осуществляется инвестором-застройщиком за счет собственных, заемных и /или привлеченных средств. Контракт был заключен в рамках реализации муниципальной программы, утвержденной решением Совета депутатов городского округа Железнодорожный от 20 июня 2001 года N 04/03 "О ликвидации ветхого жилищного фонда муниципального образования городской округ Железнодорожный на период 2001- 2010 гг.".
Количество жителей, пользователей и собственников земельных участков, помещений и строений, а также график сноса зданий, строений и сооружений, переселения жильцов сносимых домов, вывода собственников, пользователей и арендаторов жилищного (нежилого) фонда, а также собственников, пользователей и арендаторов земельных участков, расположенных на территории, подлежащей застройке, определяются дополнительным соглашением к настоящему контракту (пункт 2.4 контракта).
Пунктом 3.1 контракта определены имущественные права сторон:
- 1. Администрации: - 0,5% общей жилой площади инвестиционного объекта (для МКП "Управление единого заказчика" в связи с выполнением им функций технического надзора за строительством объектов), что ориентировочно составляет 2 100 000 руб.; - 100% площади помещений (в том числе надземных), неразрывно связанных с системами жизнеобеспечения объекта (лестничные клетки, лифтовые шахты, технические этажи и т.п.), что ориентировочно составляет 70 000 000 руб.;
- 2. Инвестору-застройщику: - 99,5% общей жилой площади инвестиционного объекта; - 100% общей нежилой площади инвестиционного объекта, исключая площади помещений (в том числе подземных), неразрывно связанных с системами жизнеобеспечения объекта (лестничные клетки, лифтовые шахты, технические этажи и пр.).
Конкретное имущество, подлежащее передаче в собственность Администрации и инвестору-застройщику, определяется на основании соответствующего акта о результатах реализации контракта по объекту, который составляется отдельно по каждому объекту (пункт 3.5 контракта).
Разделом 4 инвестиционного контракта предусмотрены сроки и 3-х этапное его исполнение: - первый этап предусматривает разработку, согласование, утверждение проектно- сметной документации, получение разрешения на строительство; - второй этап включает в себя производство строительных работ, переселение жителей из ветхого и аварийного жилья, ликвидацию ветхого и аварийного жилья; - третий этап - завершение расчетов, урегулирование претензий, подписание акта о результатах реализации контракта по объекту, оформление имущественных прав.
Истец ссылается на то, что данный инвестиционный контракт фактически содержит в себе все условия, предусмотренные для договора о развитии застроенной территории, понятие которого введено в 2006 году в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в связи с чем застраиваемая территория подлежит обеспечению объектами социального назначения.
Истец указывает, что обязательство, взятое на себя ООО "Веста-2001" по инвестиционному контракту, по строительству социально значимых объектов, на момент заключения контракта соответствовало действующему законодательству.
Поручением от 07.02.2013 N ПР-13/1 временно исполняющего обязанности Губернатора Московской области, по итогам совещания с главами муниципальных образований в режиме видео-конференц-связи и заседания Правительства Московской области 5 февраля 2013 года главам муниципальных образований рекомендовано (пункт 7): обеспечить при возведении новых жилых микрорайонов приоритетное строительство объектов социальной инфраструктуры; применять меры по тщательному отбору организаций застройщиков для строительства жилья.
Пунктом 3.1. инвестиционного контракта N 54-И от 01.10.2003 (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 03.09.2007) предусмотрено, что базовое соотношение раздела имущества по итогам реализации настоящего контракта устанавливается сторонами в пропорции:
- Администрации: 0% - общей жилой площади инвестиционного объекта;
- Инвестору-Застройщику: 100% - общей жилой площади инвестиционного объекта;
- 100% - общей нежилой площади инвестиционного объекта, включая площади помещений (в том числе подземных), неразрывно связанных с системами жизнеобеспечения объекта (лестничные клетки, лифтовые шахты, технические этажи, техподполья, электрощитовые, помещения инженерного назначения и т.п.).
В соответствии с пунктом 5.2.5. инвестиционного контракта N 54-И от 01.10.2003 ООО "Веста-2001" обязалось в счет собственных затрат выполнить в счет своей доли собственными и/или привлеченными силами работы по реконструкции с пристройкой детского сада и строительство начальной школы, проектные работы по пристройке к школе N 1 в размере 130 000 руб., согласно прилагаемому графику, который после согласования сторонами является неотъемлемым приложением к контракту.
15.03.2013 Администрацией и ООО "Веста-2001" было подписано дополнительное соглашение N 4 к инвестиционному контракту N54-И от 01.10.2003, согласно которому пункт 5.2.5. контракта был изложен в новой редакции.
Так, ООО "Веста-2001" обязалось в счет затрат инвестора-застройщика выполнить:
- собственными и/или привлеченными силами работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию детского сада на 120 мест не позднее 01 сентября 2013 года;
- с последующей передачей Администрации проектных работ с получением положительного заключения экспертизы и рабочую документацию на строительство общеобразовательной школы на 275 мест по ул. Кооперативная в течение 6 (шести) месяцев с момента передачи в аренду инвестору-застройщику земельного участка в установленном законом порядке;
- передать Администрации в муниципальную собственность нежилые помещения с отделкой площадью не менее 154 кв.м. В строении 3 по ул. Кооперативная для врача общей практики с набором помещений и оснащению согласно приложению N 1.
Однако, как указал истец, названное дополнительное соглашение N 4 не было подписано Министерством строительного комплекса Московской области.
Истец указывает, что Постановлением Правительства Московской области от 24.06.2014 N 491/20 утверждены нормативы градостроительного проектирования Московской области.
Из искового заявления следует, что применительно к инвестиционному контракту N 54-и от 01.10.2003 установлены следующие нормативы:
- для школы необходимо 405 мест (при норме на 1 000 человек - 135 мест);
- для детского сада необходимо 195 мест (при норме на 1 000 человек - 65 мест);
- для поликлиники 68 (67,8) посещений в смену (при норме на 1 000 человек - 22,6 посещений в смену).
Истец указывает, что с учетом социальной значимости объектов, а именно детского сада и поликлиники исполнение инвестиционного контракта без приведения его в соответствие с нормами действующего законодательства, повлечет неблагоприятные последствия для жителей комплекса по ул. Кооперативная, г. Железнодорожный, Московской области.
Из искового заявления следует, что Администрация неоднократно обращалось к инвестору (письма от 02.07.2014, 01.08.2014) с просьбой подписать дополнительные соглашения к контрактам, с целью приведения их в соответствие с нормами действующего законодательства. Указанные письма оставлены ООО "Веста-2001" без ответа.
Письмом, направленным в адрес Министерства строительного комплекса Московской области 14.08.2014, Администрация также сообщила о необходимости подписания дополнительного соглашения к инвестиционному контракту N 54-и от 01.10.2003. Ответа на указанное письмо также не последовало.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования истца об обязании ООО "Веста-2001" и Министерства строительного комплекса Московской области подписать дополнительное соглашение к инвестиционному контракту N 54-И от 01 октября 2003 года в редакции проекта, приложенного к письму от 01 августа 2014 года, суд первой инстанции исходил из того, что данный контракт содержит все условия, предусмотренные для договора о развитии застроенной территории, положения о котором введены в Градостроительный кодекс РФ в 2006 году.
Суд также указал, что инвестиционный контракт был заключен до введения в действие изменений в Градостроительный кодекс РФ Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ. Однако в настоящее время контракт в полном объеме не исполнен, до настоящего времени акты реализации к инвестиционным контрактам не подписаны; на некоторые объекты строительства, предусмотренные контрактами, ООО "Веста-2001" не получены разрешения на строительство.
С учетом изложенного суд первой инстанции счел применимыми к рассматриваемым правоотношениям положения Градостроительного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ, регулирующих отношения, связанные с договорами о развитии застроенной территории в части прав и обязанностей при реализации инвестконтракта, которые возникли после введения в действие ГрК РФ, и как следствие наличие оснований для обеспечения застраиваемой территории объектами социального назначения.
Суд первой инстанции указал, что Постановлением Правительства Московской области от 24.06.2014 N 491/20 утверждены иные нормативы градостроительного проектирования Московской области: для школы при норме на 1 000 человек - 135 мест; для детского сада при норме на 1 000 человек - 65 мест; для поликлиники на 1 000 человек - 22,6 посещений в смену. Инвестиционным контрактом N 54-и была предусмотрена реконструкция детского сада, ставшая невозможной в связи с уничтожением строения в результате пожара. В связи с вышеизложенным в целях обеспечения бесплатными местами в детском дошкольном учреждении жителей строящегося микрорайона Администрацией городского округа было выдано ответчику разрешение на строительство детского дошкольного учреждения на 120 мест N RU 50328000-101 от 19.11.2008. Поскольку инвестиционным контрактом была предусмотрена реконструкция детского сада, а не его строительство, в целях оформления возникших правоотношений по строительству Администрацией городского округа и ООО "Веста-2001" было подписано дополнительное соглашение N 4 к указанному инвестиционному контракту на проектирование и строительство детского сада на 120 мест. Однако, несмотря на то, что указанное дополнительное соглашение N4 не было подписано Министерством строительного комплекса Московской области, оно было подписано ООО "Веста-2001", что, по мнению суда первой инстанции, свидетельствует о намерении застройщика осуществить строительство социально значимого объекта.
Поскольку, как указал суд первой инстанции, до настоящего времени акты реализации к инвестиционным контрактам не подписаны; на некоторые объекты строительства, предусмотренные контрактами, ООО "Веста-2001" не получены разрешения на строительство, суд счел возможным удовлетворить требования истца в части обязании ООО "Веста-2001" и Министерства строительного комплекса Московской области подписать дополнительное соглашение к инвестиционному контракту N 54-И от 01 октября 2003 года в редакции проекта, приложенного к письму от 01 августа 2014 года.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" (далее - Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54) при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, судам следует устанавливать правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 ("Купля-продажа"), 37 ("Подряд"), 55 ("Простое товарищество") Кодекса и т.д.
Апелляционным судом установлено, что инвестиционный контракт N 54-и от 01.10.2003 отвечает признакам договора простого товарищества.
Указанное обстоятельство установлено вступившими в законную силу актами арбитражных судов по делу N А41-5420/13 (постановление Десятого арбитражного суда от 01.10.2013, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.12.2013), по делу N А41-70371/13 (решение Арбитражного суда Московской области от 26.03.2014, Постановление Десятого арбитражного суда от 31.07.2014), и в силу ст. 69 АПК РФ носит преюдициальный характер для настоящего спора.
При указанных обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что инвестиционный контракт N 54-и от 01.10.2003 соответствует признакам предусмотренного градостроительным законодательством (статья 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации) договора о развитии застроенной территории и фактически является таким договором, являются неправомерными.
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
Из п. 2 ст. 422 ГК РФ следует, что если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В исковом заявлении истец ссылается на Постановление Правительства Московской области от 24.06.2014 N 491/20, которым утверждены новые нормативы градостроительного проектирования в Московской области, что по мнению истца требует строительства новых социальных объектов.
Истец указывает, что с учетом социальной значимости объектов, а именно детского сада и поликлиники исполнение инвестиционного контракта без приведения его в соответствие с указанными нормами действующего законодательства, повлечет неблагоприятные последствия для жителей комплекса по ул. Кооперативная, г. Железнодорожный, Московской области.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что инвестиционный контракт N 54-и заключен сторонами 01.10.2003.
Таким образом, к отношениям по инвестиционному контракту N 54-и от 01.10.2003 не могут применяться нормативы градостроительной деятельности, утвержденные в 2014 году.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Истец в обоснование иска не ссылается на нарушения условий контракта ООО "Веста-2001".
Доводы истца со ссылкой на п. 1 ст. 451 ГК РФ как на основание для изменения условий инвестиционного контракта являются несостоятельными.
Из пояснений истца сделанных в ходе рассмотрения дела следует, что существенным изменением обстоятельств в смысле ст. 451 ГК РФ является изменение нормативов градостроительного проектирования в Московской области.
Согласно п. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, также является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В силу п. 2 ст. 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Доказательства, свидетельствующие о наличии совокупности вышепоименованных условий для изменения контракта, в материалах дела отсутствуют.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что истец должен был предполагать увеличение плотности населения, его возрастающую потребность в социальных объектах и соответственно изменение правового регулирования в части изменения нормативов градостроительной деятельности, при том, что плотность населения в Московском регионе неуклонно увеличивается.
Указывая на изменение нормативов градостроительного проектирования Постановлением Правительства Московской области от 24.06.2014 N 491/20 по сравнению с применявшимися ранее требованиями СНИП 2.07.01-89, истец не привел ссылок на конкретные нормативные положения в обоснование необходимого объема предполагаемого строительства, не сделан расчет по объектам, строительство которых предполагается возложить на ООО "Веста-2001" путем подписания дополнительного соглашения к инвестиционному контракту N 54-И.
Исходя из каких параметров определено количество мест в детском дошкольном учреждении и количество посещений в смену для поликлиники истцом не указано, не представлено расчетов или документов, подтверждающих численность населения микрорайона.
Также истец не представил доказательств того, что действующий проект планировки территории предусматривает строительство детского сада на 212 мест и нежилых помещений для размещения поликлиники на 74 посещения в смену, а также возможно выделение в пределах жилого микрорайона земельных участков для проектирования строительства указанных объектов.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2014 года по делу N А41-54476/14 в обжалуемой части об обязании ООО "Веста-2001" и Министерства строительного комплекса Московской области подписать дополнительное соглашение к инвестиционному контракту N 54-И от 01 октября 2003 года в редакции проекта, приложенного к письму от 01 августа 2014 года, подлежит отмене. В удовлетворении указанного требования следует отказать.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2014 года по делу N А41-54476/14 в обжалуемой части об обязании общества с ограниченной ответственностью "Веста-2001" и Министерства строительного комплекса Московской области подписать дополнительное соглашение к инвестиционному контракту N 54-И от 01 октября 2003 года в редакции проекта, приложенного к письму от 01 августа 2014 года, отменить.
В удовлетворении указанного требования отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.К. Ханашевич |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-54476/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2016 г. N Ф05-10080/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация городского округа Балашиха, Администрация городского округа Железнодорожный Московской области
Ответчик: Министерство строительного комплекса Московской области, ООО "Веста-2001"
Третье лицо: Представитель ООО "Веста-2001"