г. Москва |
|
11 апреля 2016 г. |
Дело N А41-47927/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Ереминой А.Г.,
в судебном заседании участвуют:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Теслюк В.М., по доверенности от 22.12.2015;
от Сельскохозяйственного производственного кооператива "Чеховское": Полякова Ю.Ю., по доверенности от 25.01.2016;
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области": не явились, извещены;
от ТУ ФАУГИ по Московской области: Хомякова В.М., по доверенности от 24.04.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11 января 2016 года по делу N А41-47927/15, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Чеховское", третьи лица: ФГБУ "ФКП Росреестра", ТУ ФАУГИ по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Чеховское" с требованиями:
- обязать ответчика Сельскохозяйственный производственный кооператив "Чеховское" освободить земельные участки, относящиеся к землям лесного фонда, площадью 1,15 га расположенный в квартале 28 выделе 13, 21 и 50, а также квартал 41 выдел 3 Подольского сельского участкового лесничества по Чеховскому району;
- считать решение суда обязательным для исполнения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области в части аннулирования сведений в Государственном кадастре недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060313:287, площадью 14 594 кв.м., расположенный по адресу: МО, Чеховский район, СП Баранцевское, в районе деревни Мальцы.
В качестве третьих лиц в деле принимают участие ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области и ТУ ФАУГИ по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 января 2016 года по делу N А41-47927/15 в удовлетворении исковых требований Комитету лесного
хозяйства Московской области отказано.
Не согласившись с указанным решением, Комитет лесного хозяйства Московской области обжаловал его в апелляционном порядке.
Истец и ТУ ФАУГИ по Московской области направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы.
Ответчик направил в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
ФГБУ "ФКП Росреестра" своего представителя в судебное заседание не направило.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как указывает истец, при патрулировании территории лесного фонда должностными лицами Подольского филиала ГКУ МО "Мособллес" был произведен осмотр лесного участка: квартала 28 выделы 13, 26 и 50, квартала 41 выдела 3 Подольского сельского участкового лесничества по Чеховскому району.
В ходе осмотра обнаружена незаконная рубка сухостойных деревьев породы ель с помощью бензопилы в количестве более 100 штук; также имеются пни выкорчеванные с помощью строительной техники.
Обнаруженные нарушения зафиксированы в протоколе осмотра от 14.10.2014, согласно которому:
- на лесном участке площадью 0,7 га в квартале 28 выделы 13, 21 Чеховского участкового лесничества срублены сырорастущие деревья породы береза 2 штуки, сухостойные деревья породы деревья - 76 штук (приложена пересчетная ведомость), а также размещены выкорчеванные пни, собранные в кучу;
- на лесном участке площадью 0,004 га в квартале 28 выдел 50 Чеховского участкового лесничества выкопана траншея размером 1 х 1 метр протяженностью 40 метров, рядом с траншеей лежат пластиковые трубы диаметром 200 мм.
Указанный участок в квартале 28 выделы 13, 21, 50 общей площадью 0,9 га огорожен металлическим забором высотой более 2 метров; участок в квартале 28 выдел 13 огорожен отдельным забором со своим входом площадью 0,2 га. Деревья на участке квартала 28 выделе 13 срублены на 90%, древесины нет, пни выкорчеваны. На участках квартала 28 выделов 21, 50 имеются капитальные строения.
- на лесном участке в квартале 41 выдел 3 Подольского сельского участкового лесничества по Чеховскому району площадью 0,45 га срублены сухострйоные деревья породы ель в количестве 39 штук (ведомость приложена). На площади 0,2 га имеются выкорчеванные пни, завезен грунт размером 10 х 8 х 2 метров, объемом 160 куб.метров. Также на данном участке установлены три бытовки. Участок площадью 0,45 га в данном выделе огорожен металлическим забором, на нем имеются строения.
В ходе проведения административного расследования по факту обнаруженных нарушений, Комитет установил, что в собственности СПК "Чеховское" находится земельный участок с КН 50:31:0060313:287 площадью 14594 кв.метров, категории "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства".
При сопоставлении визуальных данных, материалов лесоустройства и публичной кадастровой карты Комитетом обнаружено, что указанный земельный участок с КН 50:31:0060313:287 частично накладывается на вышеуказанные земли лесного фонда: квартал 28 выделы 13, 21 и 50 и квартал 41 выдела 3 Подольского сельского участкового лесничества по Чеховскому району.
Учитывая изложенное, Комитет обратился в суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.ст. 301, 304 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в т.ч. земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЛК РФ и лесным законодательством.
В силу ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно ст. 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Статьей 25 ЛК РФ установлены виды использования лесов. Ими являются, в т.ч., заготовка древесины; осуществление рекреационной деятельности и т.д. На землях лесного фонда также может осуществляться строительство, но строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Таким образом, использование земель лесного фонда осуществляется в соответствии с принципами, установленными в ст. 1 ЛК РФ, а именно, с учетом их глобального экологического значения, длительности их выращивания и иных природных свойств лесов, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, воспроизводства лесов, улучшения их качества, а также повышения продуктивности лесов.
Согласно ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно п. 36 постановления N 10/22, в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Согласно п. 45 постановления N 10/22, в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В рассматриваемом случае Комитет лесного хозяйства должен доказать факт нахождения земельного участка ответчика на землях лесного фонда.
В качестве такого доказательства истцами представлены: протокол осмотра территории лесного участка, выписка из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах N 1676-10-2014 от 28.10.2014 с картой-схемой Подольского сельского участкового лесничества, План лесных участков Чеховского района, составленный по материалам лесоустройства 2005-2008 годов, Проектная документация для регистрации прав собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда по Чеховскому району Московской области.
В своей апелляционной жалобе Комитет указывает, что указанные документы являются достаточными доказательствами, подтверждающими наложение земельных участков ответчика на земли лесного фонда.
Между тем, в силу ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
В соответствии со ст. ст. 67, 68, 69 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство включает в себя:
1) проектирование лесничеств и лесопарков;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) проектирование лесных участков;
4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
5) таксацию лесов;
6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 указанной статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае, если допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 4.4 закона N 201-ФЗ).
Таким образом, в силу ст. ст. 4.2 и 4.4 закона о введении в действие Лесного кодекса РФ, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, с помощью которых можно произвести их идентификацию.
Таких документов истцом в материалы дела не представлено.
Истцом не представлены доказательства включения спорного земельного участка либо его частей в состав земель лесного фонда, в частности не представлены материалы лесоустроительного дела, сформированного в соответствии с Порядком проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28 ноября 2007 г. N 310, действовавший до 07 июня 2012 года, и предусмотренным действующим с 08 июня 2012 года по настоящее время Порядком проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденным Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13 апреля 2012 года N 139.
В силу ст.ст. 4.2 и 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, с помощью которых можно произвести их идентификацию.
В материалы дела не представлены доказательства межевания границ спорного участка лесного фонда, находящегося в квартале 28 выделы 13,21, 50 и квартале 41 выдел 3 Подольского сельского участкового лесничества Чеховского района на местности, согласования границ участков лесного фонда со смежными землепользователями, наличия границ данного участка на местности.
Выписка из государственного лесного реестра, лесоустроительного планшета и План лесных участков 2005-2008 годов, не являются достаточными документами, подтверждающими в силу действовавшего и действующего лесного законодательства факт действительного расположения участков лесного фонда.
Доказательств того, что были проведены обмер и установление границ в государственном кадастре недвижимости участков лесного фонда на территории данного кадастрового района; в ГКН не содержатся сведения о местоположении границ земельных участков лесного фонда по вышеназванным адресам.
При этом, в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции представитель истца пояснил, что ходатайствовать о назначении экспертизы не намерен.
Кроме того, силу ч. 1 статьи 6 ДК РФ, леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 16576/11, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.
Между тем, в соответствии с Постановлением Главы администрации Чеховского района от 15.03.1993 N 476 "О передаче земель в собственность сельскохозяйственному производственному кооперативу (коллективному предприятию) "Чеховское" с изменениями, внесенными в него постановлением Главы Чеховского района от 31.05.2006 N 541/12-1, СПК "Чеховское" в собственность были переданы сельскохозяйственные угодья в размере 2526 га, а также сельскохозяйственные угодья общей площадью 746 га, из них занятых древесно-кустарниковой растительностью 475 га, под водой 36 га, прочих 235 га.
В дальнейшем на основании Постановления Главы администрации Чеховского района N 476 от 15.03.1993 (в редакции постановления от 31.05.2006 N 541/12-1) был образован земельный участок площадью 14594 кв.м., который поставлен на кадастровый учет с присвоением ему КН 50:31:0060313:287, что подтверждается кадастровой выпиской от 03.06.2015, датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости указана 15 марта 1993 года.
Спорный участок был поставлен на кадастровый учет, и при их постановке не было выявлено каких-либо данных о пересечении их границ с другими земельными участками, в т.ч. участками лесного фонда.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 11 января 2016 года по делу N А41-47927/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-47927/2015
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчик: Сельскохозяйственный производственный кооператив "Чеховское"
Третье лицо: Территориальное управление Росимущества по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"