г. Пермь |
|
11 апреля 2016 г. |
Дело N А50-21965/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.,
судей Голубцова В.Г., Борзенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.
при участии:
от истца МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ - Тищенко И.М. -представитель по доверенности от 03.03.2016 г.
от ответчика ОАО "ПЕРМСКИЕ СЕЛЬСКИЕ ЛЕСА" - Мартиросян М.Р. - конкурсный управляющий по определению суда от 17.11.2015 г., Бушуева Е.И. - представитель по доверенности от 06.11.2015 г.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Ответчика ОАО "ПЕРМСКИЕ СЕЛЬСКИЕ ЛЕСА"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 23 декабря 2015 года
по делу N А50-21965/2015,
принятое (вынесенное) судьей Н.В.Вавиловой
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика открытого акционерного общества "Пермские сельские леса"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 23 декабря 2015 года
по делу N А50-21965/2015
по иску Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298)
к открытому акционерному обществу "Пермские сельские леса" (ОГРН 1105905002004, ИНН 5905277174)
об изменении условий договора аренды лесного участка
установил:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Открытому акционерному обществу "Пермские сельские леса" (с учетом уточнений в порядке ст.49 АПК РФ) о внесении изменений в п.4.1, п.7 договора аренды лесного участка N 431 от 12.11.2009, в части изменения годового объема использования лесов в соответствии с проектом освоения лесов, стоимости арендной платы.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23 декабря 2015 года
исковые требования удовлетворены. Внесены изменения в договор аренды лесного участка N 431 от 12 ноября 2009 года, изложив пункт 4.1 в следующей редакции: "для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов: всего 21,2 тыс.м3, в том числе 11,5 тыс.м3 по хвойному хозяйству. Точный среднегодовой объем использования лесов для заготовки древесины определяется Проектом освоения лесов.", изложив пункт 7 в следующей редакции: "Арендная плата по настоящему договору составляет 3 497 571 (Три миллиона четыреста девяносто семь тысяч пятьсот семьдесят один) рубль в год. Плата за объем ликвидной древесины, получаемой от мероприятий по осуществлению рубок ухода за лесами и санитарно-оздоровительными мероприятиями в соответствии с проектом освоения лесов, от рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для эксплуатации объектов лесной инфраструктуры исчисляется по минимальным ставкам платы за единицу объема в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.".
Ответчик, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что в отношении ответчика введена процедура конкурсного производства. Увеличение размера арендной платы и изменение условий договора приведет к нарушению требований кредиторов. Ответчик также считает, что нормы Лесного кодекса Российской Федерации, действующие в настоящий момент, не могут быть применены к отношениям 2009 года. С имеющимся в деле Проектом освоения лесов и положительным заключением ответчик не согласен, истцом не доказано изменение количественных и качественных характеристик лесного участка, механизм изменения арендной платы на основании Проекта освоения лесов не применим, так как договор заключен по результатам аукциона. Так как договор аренды прошел государственную регистрацию 31.12.2014 г., то в силу положений статьи 88 ЛК РФ, после государственной регистрации должен быть разработан новый проект освоения лесов.
Истец по делу просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов по делу, между заявителем и Агентством по природопользованию Пермского края заключен договор аренды лесного участка от 12.11.2009 N 431 (далее - договор) (л.д.12).
С 10.09.2012 арендодателем по договору является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Договор заключен сторонами по результатам конкурса от 28.10.2009.
Согласно п.2 Арендатору передается лесной участок площадью 13197 га, расположенный по адресу: Пермский край, Карагайский муниципальный район, ГКУ "Ильинское лесничество", Нердвинское участковое лесничество, кварталы 5, 65, 66, 74, 75, 78, 81-88, 95, 98-100, 102-116, 118-120, 124-135, 139, 142, 144, 145, Ильинское сельское участковое лесничество (колхоз "Рассвет") квартал 1,2,10, кварталы 1,2 (колхоз "Заря"), кварталы 2,10,15,17 (колхоз "Победа"), кварталы 2,4,5-13 (СПК "Звезда"). Участок передан для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов: всего 12 тыс.м3, в том числе 4,6 тыс.м3 по хвойному хозяйству. Точный среднегодовой объем использования лесов для заготовки древесины определяется Проектом освоения лесов (п.4.1 договора).
Арендная плата установлена в размере 1 668 821 руб. в год (п.7 договора).
В соответствии с п.7.1 договора размер арендной платы может быть скорректирован в связи с изменением среднегодового объема использования лесов по материалам Проекта освоения лесов.
Лесной участок был передан арендатору по акту приема-передачи лесного участка в аренду (л.д.27).
Экспертной комиссией по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов на "Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду заявителю для заготовки древесины, на территории Пермского лесничества" (далее - Проект) выдано положительное заключение N 01-2011/039, утвержденное приказом Министерства от 14.02.2011 N СЭД-30-01-03-21 (л.д.30).
Согласно расчету (л.д.35), ежегодно допустимый объем изъятия древесины при рубке спелых и перестойных насаждений на арендуемом лесном участке по ликвидационному запасу составляет 21,2 тыс.м3, в том числе по хвойному хозяйству - 11,5 тыс.м3, по мягколиственному - 9,7 тыс.м3, что превышает установленный договором аренды годовой объем использования лесов.
Из проекта освоения лесов, получившего положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы, следует, что лесной участок, переданный истцу в аренду, за период действия договора претерпел существенное изменение количественных и качественных характеристик, что не может не отразиться на существенных условиях заключенного договора аренды, таких как годовой объем использования лесов и размер арендной платы.
Согласно приказу Министерства от 20.09.2013 N СЭД-30-01-02-1247 "Об утверждении порядка администрирования платежей" разработана методика расчета арендной платы по договорам аренды лесных участков (приложение 21). В соответствии с п. 2.2. Приложения 21 к приказу объем изъятия лесных ресурсов устанавливается Проектом освоения лесов. В случае несоответствия объемов заготовки, размер арендной платы, установленный договором аренды, подлежит корректировке в соответствии с Проектом освоения лесов.
Полагая, что в связи с увеличением доли хвойного хозяйства на арендуемом ответчиком лесном участке произошло увеличение объема его освоения, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением о внесении изменений в п.4 и п.7 договора аренды лесного участка N 431 от 12.11.2009.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что в силу части 2.1 статьи 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка. При этом материалами дела существенное изменение количественных и качественных характеристик лесного участка подтверждено.
Заявитель апелляционной жалобы, с данными выводами суда не согласен. В обоснование доводов жалобы указывает, что в отношении ответчика введена процедура конкурсного производства, увеличение размера арендной платы и изменение условий договора приведет к нарушению требований кредиторов. Ответчик также считает, что нормы Лесного кодекса Российской Федерации, действующие в настоящий момент, не могут быть применены к отношениям 2009 года. С имеющимся в деле Проектом освоения лесов и положительным заключением ответчик не согласен, в связи с чем, истцом не доказано изменение количественных и качественных характеристик лесного участка. Механизм изменения арендной платы на основании Проекта освоения лесов не применим, так как договор заключен по результатам аукциона. Так как договор аренды прошел государственную регистрацию 31.12.2014 г., то в силу положений статьи 88 ЛК РФ, после государственной регистрации должен быть разработан новый проект освоения лесов.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению по следующим основаниям.
Положения договора заключенного между заявителем и ответчиком регламентированы нормами гл.34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
В силу п.1 ст.450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Пунктом 2 ст.452 ГК РФ предусмотрено, что требование об изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Часть 2 ст.3 ЛК РФ предусматривает, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 2.1 ст.74 ЛК РФ установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность внесения изменений в договор аренды лесного участка, заключенный по результатам аукциона, только в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что заявленные требования обусловлены изменением количественных и качественных характеристик лесных участков, в этой связи спор об изменении условий договора аренды лесных участков, подлежит урегулированию судом.
Довод заявителя жалобы о том, что механизм изменения арендной платы на основании Проекта освоения лесов не применим, так как договор заключен по результатам аукциона, отклоняется, поскольку, как указывалось ранее введенная федеральным законом от 21.07.2014 г. N 250-ФЗ в статью 74 ЛК РФ часть 2.1. содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Поскольку материалами дела подтвержден тот факт, что объем допустимого изъятия лесных ресурсов фактически значительно выше, чем было предусмотрено в договоре аренды (согласно Проекту освоения лесов увеличился до 21,2 тыс.куб.м., в том числе по хвойному хозяйству 11,5 тыс.куб.м.), следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об увеличении размера арендной платы в сторону увеличения.
Довод заявителя о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению в связи с тем, что Общество признано несостоятельным (банкротом), и в отношении него введена процедура конкурсного производства, судом правомерно отклонены как несостоятельные. Суд верно указал, что из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом Российской Федерации изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, может быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований. На момент рассмотрения дела в суде положения Лесного кодекса Российской Федерации действуют, прямых указаний на то, что он не распространяет свои положения на договоры заключенные ранее (2009 году) не содержит. Учитывая изложенное, возражения в части неприменения к спорным договорным отношениям положений ст.74.1 Лесного кодекса Российской Федерации судом правомерно не приняты.
Довод заявителя жалобы о том, что он не согласен с Проектом освоения лесов 2011 года и положительным заключением, в связи с чем, истцом не доказано изменение количественных и качественных характеристик лесного участка, после государственной регистрации договора должен быть разработан новый Проект освоения лесов, отклоняется, поскольку представленный в материалы дела Проект освоения лесов 2011 года ответчиком не оспорен, является действующим, в связи с чем подлежит применению по настоящему спору.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Пермского края от 23 декабря 2015 года по делу N А50-21965/2015 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст.110 АПК РФ следует взыскать с ОАО "Пермские сельские леса" (ОГРН 1105905002004, ИНН 5905277174) в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 (Три тысячи) руб.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 декабря 2015 года по делу N А50-21965/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Пермские сельские леса" (ОГРН 1105905002004, ИНН 5905277174) в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 (Три тысячи) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-21965/2015
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Ответчик: ОАО "ПЕРМСКИЕ СЕЛЬСКИЕ ЛЕСА"