г. Москва |
|
11 апреля 2016 г. |
Дело N А40-204951/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Москвиной Л.А., Чеботаревой И.А., |
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Хохловым Э.А. |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ДГИ г.Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2015 г. по делу N А40-204951/14 (94-1701) судьи Лапшиной В.В.
по заявлению ООО "Растрейд-М" (ОГРН 1027739509588)
к Департаменту городского имущества г.Москвы,
третьи лица: 1) Префектура ЮЗАО г.Москвы, 2) Управа района Зюзино г.Москвы, 3) ООО "Телда-Рапид", 4) Шейман Е.В., 5) ООО "Фемида-2002", 6) ООО ПКФ "Орди",
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Рогожина Е.Г. по дов. от 01.09.2015 г.; Растегин Ю.Е. по дов. от 15.01.2015 г.; |
от ответчика: |
Дергаусова А.А. по дов. от 25.12.2015 г.; |
от третьего лица: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; 4) не явился, извещен; 5) не явился, извещен; 6) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Растрейд-М" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества г.Москвы (далее - Департамент), Госинспекции по недвижимости в котором просит признать незаконным решение Департамента городского имущества города Москвы об отказе в выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории по адресу: г.Москва, ул.Азовская, вл.18, выраженное в письме Департамента от 02.12.2014 г. N 33-5-32320/14-(0)-1 и обязать Департамент городского имущества города Москвы в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу подготовить и выдать ООО "Растрейд-М" распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Азовская, вл.18, площадью не менее занимаемой зданиями и сооружениями, принадлежащими сособственникам на праве собственности в соответствии с записями в ЕГРП, на кадастровой карте территории, с целью проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 77:06:0005011:12.
Решением от 16.02.2015 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.05.2015 г., в удовлетворении требований о признании незаконным решения Департамента отказано; в части требований Общества об оспаривании протоколов об административных правонарушениях производство по делу прекращено.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26.08.2015 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 16.02.2015 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 г. по делу N А40-204951/14 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы
Решением Арбитражного суда города Москвы 30.11.2015 г. требования заявителя удовлетворены в полном объеме, поскольку суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемого решения, отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ, выслушав позиции сторон, с учетом исследованных доказательств по делу, установленных обстоятельств, а также доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, Общество является собственником частей нежилого административного здания общей площадью 1 082,1 кв.м., расположенного по адресу: Москва, ул.Азовская, вл.18, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 23.03.2012 г., кадастровый (условный номер: 77-77-12/005/2012-148); от 23.03.2012 г. кадастровый (условный номер: 77-77-12 005/2012-147).
ООО "Телта-Рапид" является собственником части нежилого административного здания общей площадью 2 387,8 кв.м., расположенного по адресу: Москва, ул.Азовская, вл.18, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.04.2013 г., кадастровый (условный номер: 77-77-06/025/2011-359).
Шейнман Е.В. является собственником части нежилого административного здания общей площадью 372,1 кв.м., расположенного по адресу: Москва, ул.Азовская, вл.18, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.03.2012 г., кадастровый (условный номер: 77-77-12/005/2012-146).
ООО "Фемида-2002" является собственником части нежилого административного здания общей площадью 568,4 кв.м., расположенного по адресу: Москва, ул.Азовская, вл.18, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.05.2006 г., кадастровый (условный номер: 178435).
ООО "ПКФ "Орди" является собственником части нежилого административного здания общей площадью 569,8 кв.м., расположенного по адресу: Москва, ул.Азовская, вл.18, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.01.2006 г., кадастровый (условный номер: 178421).
Строение расположено на земельном участке, имеющем адресные ориентиры: Москва, ул.Азовская, вл.18, площадью 1 900 кв.м. Земельный участок, занимаемый зданием и необходимый для его эксплуатации, поставлен на государственный кадастровый учет и имеет кадастровый номер 77:06:0005011:12.
Указанный земельный участок оформлен Обществом в долгосрочную аренду в соответствии с договором от 15.04.1999 г. N М-06-0613278 для эксплуатации здания ресторана и хоздвора (код 2010301) в соответствии с Распоряжением Префекта ЮЗАО от 04.12.1997 г. N 1212-РП.
Общество 12.11.2014 г. обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории" в отношении указанного земельного участка, об оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Письмом Департамента от 02.12.2014 г. N 33-5-32320/14-(0)-1 в предоставлении государственной услуги на указанный земельный участок заявителю отказано.
Полагая решение незаконным, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных и иных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что такие акты или решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела, схема расположения земельного участка заявителю никогда не выдавалась, в то время как выдача схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории является необходимым условием для выполнения кадастровых работ, целью которых, в свою очередь, является определение местоположения границ земельного участка и подготовка межевого плана.
Вместе с тем, как правомерно указал суд первой инстанции, данные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора.
При утверждении схемы расположения земельного участка подтверждается факт нахождения объекта недвижимости (здания) на соответствующем земельном участке, имеющим определенные идентифицирующие признаки.
При этом невозможно произвести уточнение границ в отсутствие распоряжения Департамента об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
Кроме того, действующее законодательство не требует от собственников зданий обязательного наличия проекта межевания квартала для реализации права собственника, предоставленного ему статьей 36 ЗК РФ, на получение схемы участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости.
Суд кассационной инстанции, направляя дело на новое рассмотрение, указал суду первой инстанции на необходимость устранения данного противоречия.
В силу абзаца 2 пункта 15 части 2 статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело.
Выполняя указания суда кассационной инстанции, судом первой инстации достоверно установлено следующее.
ООО "Растрейд-М" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории".
Порядок оказания данной государственной услуги регулируется Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории", утвержденным постановлением Правительства Москвы N 199-ПП от 15.05.2012 г.
Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Согласно п.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с п.6 ст.36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
При подготовке межевого плана устанавливается местоположение границ земельного участка на местности, исходя из ранее выданной Департаментом схемы расположения и после этого, определяется площадь земельного участка (ч.7 и ч.8 ст.38 Закона о кадастре).
Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка является одной из процедур, предоставления (приобретения) земельного участка в порядке, предусмотренном ст.36 ЗК РФ, не влекущей правовых последствий для участников земельных правоотношений. Общество, как собственник здания, право на которое не оспорено, является специальным лицом, права которого отражены в ст. 36 Земельного Кодекса.
Заявитель указал, что схема расположения земельного участка заявителю никогда ранее не выдавалась. Данное обстоятельство Департаментом не опровергнуто.
Выдача схемы расположения земельного участка на кадастровой плане (карте) территории является необходимым условием для выполнения кадастровых работ, целью которых является определение местоположения границ земельного участка и подготовка межевого плана.
В соответствии с п. 4.1 договора аренды земельного участка N М-06-0613278 от 15.04.1999 года Заявитель взял на себя обязательство по установлению границ земельного участка. Согласно п.16 кадастрового паспорта земельного участка 77:06:0005011:12 местоположение границ земельного участка нуждается в уточнении.
При утверждении схемы расположения земельного участка не определяются местоположение границ земельного участка, а подтверждается только факт нахождения объекта недвижимости (здания) на соответствующем земельном участке, имеющем определенные идентифицирующие признаки, указываются сведения о правах на ранее учтенные земельные участки и об обременениях.
Согласно положениям п.2, ч.1 ст.22, Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ)"
Таким образом, невозможно произвести уточнение границ в отсутствии распоряжения Департамента городского имущества города Москвы об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, так как пакет документов не будет полным и ООО "Растрейд-М" имеет право как собственник объекта недвижимости на оказание соответствующей государственной услуги для приведения существующих земельно-правовых отношений в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 названного Кодекса.
Пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Приведенная норма права устанавливает необходимость определения площади земельного участка, фактически используемой именно для эксплуатации здания.
Нельзя считать необходимым для эксплуатации здания земельный участок, за границы которого выходит существующее строение.
Земельный участок, занимаемый зданием и необходимый для его эксплуатации, поставлен на государственный кадастровый учет и имеет кадастровый номер 77:06:0005011:12. Указанный земельный участок оформлен в долгосрочную аренду в соответствии с договором N М-06-0613278 от 15.04.1999 г. для эксплуатации здания ресторана и хоздвора (код 2010301) в соответствии с Распоряжением Префекта ЮЗАО N 1212-РП от 04.12.1997 г.
Возникновение расхождение в площади и конфигурации земельного участка вызвано отсутствием точных приборов измерения и нормативов, соответствующих действующему законодательству в момент предоставления - по состоянию на 1997-1999 год. О чем дополнительно свидетельствует указание в кадастровом паспорте земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 названного Кодекса.
В силу абзаца 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
На сегодняшний день в связи с несовершенством технических средств в 1997-1999 году ранее учтенный и сформированный земельный участок с кадастровым N 77:06:0005011:12 не соответствует требованиям вышеуказанных статей, и требованиям эксплуатации здания, поскольку часть здания площадью 53,2 кв.м. выходит за границы ранее предоставленного земельного участка. При этом пятно застройки строения не менялось.
Иным способом кроме как получением схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории указанные несоответствия не устранить.
Земельный кодекс РФ не требует наличие утвержденного Департаментом городского имущества города Москвы проекта межевания квартала для выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
Ни один нормативно-правовой акт не требует от собственников зданий (нежилого назначения) обязательного наличия проекта межевания квартала для реализации права собственника в порядке ст.36 Земельного кодекса на получение схемы участка необходимого для эксплуатации объекта недвижимости находящегося в собственности.
Заявитель, просит выдать схему расположения земельного участка исключительно под своим строением в пятне застройки. Требования об увеличении площади земельного участка не заявлено, необходимо изменение конфигурации существующих границ участка.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что никаким иным способом кроме утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории устранить существующие несоответствия невозможно.
Соблюдения земельного законодательства юридического лица, по результатам проведенного контрольного обмера земельного участка, расположенного по адресу: ул. Азовская, д.18 выявлено, что общая площадь земельного участка составляет 1 901 кв.м., что подтверждается актом проверки Росреестра по Москве N 235 от 17.02.2015 г.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно счел необходимым обязать Департамент городского имущества города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории по адресу: г.Москва, ул.Азовская, вл.18 в установленные законодательством сроки.
Представителем ООО "Растрейд-М" в судебном заседании на основании ч.2 ст.49 АПК РФ письменно заявлено об отказе от требований в части оспаривания протоколов Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы об административных правонарушениях в сфере землепользования от 18.11.2014 г. N 9062741/5, N 9062741/6, N 9062741/7, о чем отражено в протоколе судебного заседания.
В соответствии с ч.2 ст.49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Судом первой инстанции правомерно принят отказ от заявленных требований в указанной части, поскольку он не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы других лиц, и представитель заявителя имеет право полного или частичного отказа от иска.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о незаконности оспариваемого решения.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из вышесказанного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2015 г. по делу N А40-204951/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-204951/2014
Истец: ООО "Растрейд-М"
Ответчик: Госинспекция по недвижимости, ДГИ г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ООО "Телта-Рапид", ООО "Фемида-2002", ООО ПКФ "Орди", Префектура ЮЗАО г. Москвы, Управа района Зюзино г. Москвы, Шейнман Е. В., Шейнман Елена Валерьяновна
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10568/15
11.04.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1645/16
30.11.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-204951/14
26.08.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10568/15
06.05.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13030/15
16.02.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-204951/14