г. Челябинск |
|
13 апреля 2016 г. |
Дело N А07-24274/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.01.2016 по делу N А07-24274/2015 (судья Кузнецов Д.П.).
В судебном заседании принял участие представитель
заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Д-Стиль II" - Хван Зухра Юрьевна (доверенность от 19.10.2015 б/н);
заинтересованных лиц: Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Крылова Елизавета Олеговна (доверенность от 11.01.2016 N 6-Д).
Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Крылова Елизавета Олеговна (доверенность от 14.07.2015 N 01-05-2422/13).
Общество с ограниченной ответственностью "Д-Стиль II" (далее - ООО "Д-Стиль II", общество, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, заинтересованное лицо), в котором потребовала:
- признать незаконным выраженный в письме за номером 17976 от 22.07.2015 года отказ Управления в предоставлении в собственность "Д-Стиль II" земельного участка с кадастровым номером 02:55:020212:60, находящегося по адресу: РБ, г. Уфа, Орджоникидзевский район, пр. Октября, д. 115. общей площадью 457 кв. м;
- возложить на заинтересованное лицо обязанность заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:020212:60, находящимся по адресу: РБ, г. Уфа, Орджоникидзевский район, пр. Октября, д. 115. общей площадью 457 кв. м по цене в размере 25% от кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица на основании ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечена Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.01.2016 (резолютивная часть объявлена 20.01.2016) с учетом определения об исправлении опечаток от 02.02.2016 требования заявителя удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Администрации, выраженный в письме Управления N 17976 от 22.07.2015, в предоставлении обществу в собственность спорного земельного участка, Кроме того, суд возложил на Администрацию обязанность направить в адрес общества в месячный срок с момента вступления в законную силу решения проект договора купли-продажи спорного земельного участка.
Администрация с принятым судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд. Заинтересованное лицо просит решение отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать.
Податель жалобы полагает, что в соответствии с пунктом 16 статьи 1, частями 1, 3 статьи 44, частями 1, 7, 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план может быть оформлен только в отношении одного земельного участка, а объект недвижимости может быть размещён только на одном земельном участке. В нарушение требований градостроительного законодательства здание, принадлежащее обществу на праве собственности, расположено на нескольких земельных участках. Испрашиваемый земельный участок не предоставлялся обществу в аренду и не формировался для эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости. По мнению Администрации, данные обстоятельства являются основаниями для отказа в предоставлении земельного участка.
До начала судебного заседания от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором сторона возражала против удовлетворения жалобы, просила решение оставить без изменения.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованных лиц поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что ООО "Д Стиль - II" принадлежат на праве собственности объект недвижимого имущества: здание, нежилое 4-этажное, общей площадью 2 712,8 кв. м, кадастровый номер 02:55:020212:1709, расположенное по адресу: РБ, г. Уфа, Орджоникидзевский район, пр. Октября, д. 115.
Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о праве собственности 04 АЕ 262236 от 05.08.2014 (л.д. 19).
30 июня 2015 года ООО "Д Стиль - II" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020212:60, находящимся по адресу: РБ, г. Уфа, Орджоникидзевский район, пр. Октября, д. 115. общей площадью 457 кв. м по цене в размере 25% от кадастровой стоимостью (л.д. 20).
Испрашиваемый земельный участок площадью 457 кв. м был сформирован и поставлен на кадастровый учет 18.03.2004 с разрешенным видом использования - занимаемый предприятием общественного питания (л.д.22).
Из материалов дела следует также, что между заявителем и Комитетом по правлению муниципальной собственностью Администрации в период с 05.10.20106 по 06.06.2012 действовал договор аренды N 1344-06 от 05.10.2006 земельного участка, в соответствии с которым заявитель взял в аренду для реконструкции здания со строительством пристроя и надстроя земельный участок с кадастровым номером 02:55:020212:0075 находящий по адресу: РБ, г. Уфа, Орджоникидзевский район, пр. Октября, д. 115, общей площадью 3174 кв. м.(л.д.96-105).
Письмом от 22.07.2015 N 17976 (л.д. 21) Управлением отказано в предоставлении в собственность земельного участка, с указанием на то, что предоставление земельного участка с кадастровым номером 02:55:020212:60 в собственность за плату в размере 25% от кадастровой стоимости не представляется возможным.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность путём заключения договора купли-продажи является незаконным и нарушает права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия предусмотренных законом оснований для отказа в выкупе земельного участка. Отклоняя доводы заинтересованного лица о том, что границы здания, принадлежащего заявителю, выходят за границы испрашиваемого земельного участка, суд исходил из того, что испрашиваемый земельный участок площадью 457 кв. м был сформирован и поставлен на кадастровый учет 18.03.2004 в установленном законом порядке. Заявителем в материалы дела представлен кадастровый паспорт N 02/15/1-783016 в отношении спорного земельного участка по состоянию на 02 ноября 2015 г., из раздела план (чертеж, схема) земельного участка которого следует, что в границах земельного участка расположено только нежилое здание с кадастровым номером 02:55:020212:1709, сведений об иных объектах недвижимости, расположенных на земельном участке, кадастровый паспорт не содержит.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статьи 197-200 АПК РФ, пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В рассматриваемой ситуации общество оспаривает действия органа местного самоуправления, в результате которых заявителю отказано в предоставлении земельного участка в частную собственность путём заключения договора купли-продажи недвижимого имущества. Принятое органом власти решение изложено в письме от 22.07.2015 N 17976.
Поскольку с заявлением о выкупе земельных участков общество обратилось в орган местного самоуправления 30.06.2015, для целей разрешения возникшего спора применению подлежит законодательство Российской Федерации, действовавшее по состоянию на 30.06.2015.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс)).
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего кодекса (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
Заинтересованное в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, лицо должно представить в соответствующий орган власти заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов с указанием всех необходимых сведений (поименованы в пункте 1 статьи 39.17 Земельного кодекса).
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1, 4-6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего кодекса (пункт 2 статьи 39.17 Земельного кодекса).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
- осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
- принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Поскольку право собственности общества на объект недвижимого имущества (нежилое 4-х этажное здание общей площадью 2 712,8 кв.м. с кадастровым номером 02:55:020212:1709) зарегистрировано в установленном федеральным законом порядке 05.08.2014 (л.д. 19) и не было оспорено на момент рассмотрения настоящего спора, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия у заявителя предусмотренного подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса исключительного права на приобретение в собственность за плату земельного участка, на котором расположен этот объект недвижимого имущества и который необходим для эксплуатации нежилого здания.
Вместе с тем, как указано выше, при рассмотрении заявления о выкупе земельного участка уполномоченный орган власти обязан проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса.
Так, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если разрешённое использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утверждённым проектом планировки территории (пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса);
Земельные участки (земли) используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесён земельный участок, а также о разрешённом использовании (виде разрешённого использования) земельного участка подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества (пункты 13, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Как следует из материалов настоящего дела, земельный участок с кадастровым номером 02:55:020212:60 имеет следующий вид разрешённого использования: предприятие общественного питания(л.д. 22).
Указанный земельный участок с таким видом разрешенного использования поставлен на кадастровый учет 18.03.2004.
Из представленных в материалы дела документов: инвестиционный договор от 20.12.2005, договор купли-продажи от 20.06.2014, разрешения на строительство от 08.07.2008 (л.д.70-81), договора аренды земельного участка от 05.10.2006 N 1344-06 (л.д.96-105) следует, что заявителю был передан находящийся на спорном земельном участке объект нежилого фонда общей площадью 806,1 кв.м. в связи с реализацией проекта реконструкции и изменения целевого назначения объекта. Для этого заявитель взял в аренду для реконструкции здания со строительством пристроя и надстроя земельный участок с кадастровым номером 02:55:020212:0075 находящий по адресу: РБ, г. Уфа, Орджоникидзевский район, пр. Октября, д. 115, общей площадью 3174 кв. м.
Испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 457 кв.м. находится внутри земельного участка с кадастровым номером 02:55:020212:0075 площадью 3174 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:020212:60 был сформирован в 2004 году, то есть до начала реконструкции находящегося на нем объекта, а следовательно, объективно не может считаться сформированным для эксплуатации принадлежащего заявителю четырехэтажного здания, созданного в результате строительства пристроя и надстроя к объекту нежилого фонда общей площадью 806,1 кв.м.
Следовательно, поскольку в качестве основания для выкупа земельного участка обществом заявлено о необходимости эксплуатации принадлежащего ей объекта недвижимости (4 этажного нежилого здания), предоставление земельного участка с кадастровым номером 02:55:020212:60 не соответствует требованиям пункта 14 статьи 39.16, пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса.
По смыслу статьи 11.9, подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса собственник объекта недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования по функциональному назначению, с учётом фактического землепользования. Площадь такого земельного участка должна составлять не менее предельных минимальных размеров и не более предельных максимальных размеров, установленных для конкретных видов деятельности, или площадь, определённую в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В рассматриваемой ситуации из материалов дела не следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок сформирован для эксплуатации здания, нежилое 4-этажное, общей площадью 2 712,8 кв. м, кадастровый номер 02:55:020212:1709, расположенное по адресу: РБ, г. Уфа, Орджоникидзевский район, пр. Октября, д. 115.
Учитывая фактические обстоятельства дела, апелляционный суд полагает, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:020212:60 общей площадью 457 кв.м. в существующих границах с разрешенным видом использования: занимаемый предприятием общественного питания, не обеспечивает возможность размещения на нем объекта - здания, нежилое 4-этажное, общей площадью 2 712,8 кв. м и его эксплуатацию.
Таким образом, отказ органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка в собственность общества, изложенный в письме от 22.07.2015 N 17976, соответствует требованиям земельного законодательства Российской Федерации.
При рассмотрении требований общества и возражений Администрации арбитражный суд апелляционной инстанции исходит также из того, что предоставление в собственность заявителя земельного участка не обеспечит соблюдение предусмотренного земельным законодательством принципа единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Из схемы расположения объекта недвижимого имущества на земельном участке, приведенной в кадастровом паспорте от 02.10.2015 N 02/15/1-783016 (л.д.23), усматривается что здание расположено за границами испрашиваемого земельного участка. Судом первой инстанции дана неверная оценка представленному в материалы дела документу.
Указанное обстоятельство подтверждено также схематичным чертежом земельного участка (л.д.34),аэросъемкой (л.д.57).
Таким образом, предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка не является достаточным для эксплуатации четырехэтажного здания общей площадью 2 712,8 кв. м.
При таких обстоятельствах субъективные права заявителя оспариваемым им решением органа местного самоуправления не ущемлены.
Поскольку сведений об иных обращениях заявителя, в том числе о формировании земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего заявителю здания, материалы дела не содержат, ссылки общества на наличие у заинтересованных лиц обязанности сформировать и предоставить заявителю земельный участок подлежат отклонению, как не входящие в предмет исследования по настоящему делу.
Для целей соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, в том числе принципов единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, деления земель по целевому назначению, в рамках процедуры выкупа земельного участка, необходимого для эксплуатации расположенного в его границах объекта недвижимого имущества (здания, строения, сооружения), должен быть сформирован и поставлен на государственный кадастровый учёт соответствующий объект земельных правоотношений.
Поскольку в рассматриваемой ситуации такой объект не сформирован, оснований для обязания органа местного самоуправления направить заявителю проект договора купли-продажи не имеется.
Поскольку решение Управления, изложенное в письме от 12.08.2015 N 10706, соответствует закону и не нарушает права заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения требований общества.
Решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене применительно к пункту 4 части 1 статьи 270 АПК РФ (нарушение или неправильное применение норм материального права).
Процессуальных нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом первой инстанции не допущено.
При обращении с заявлением по настоящему делу общество уплатило государственную пошлину в размере 6000 рублей (л.д. 6).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными заявитель - юридическое лицо - должен уплатить государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Тем самым, излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 3000 руб. надлежит возвратить обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.01.2016 по делу N А07-24274/2015 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Д-Стиль II" отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Д-Стиль II" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 рублей излишне уплаченную за рассмотрение дела судом первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-24274/2015
Истец: ООО "Д СТИЛЬ - II", ООО "Д-Стиль II "
Ответчик: Администрация гороского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа, УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Администрация ГО г. Уфа