г. Москва |
|
13 апреля 2016 г. |
Дело N А41-82176/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Мальцева С.В., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Гулиевым А.Ф.,
при участии в заседании:
от Администрации Ступинского муниципального района - Капустина А.В. представитель по доверенности от 29.12.2015,
от ООО "Электросбыт" - Зыков В.П. представитель по доверенности от 03.03.2015,
от МАУ "Единый сервисный центр" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ступинского муниципального района на решение Арбитражного суда Московской области от 29.01.2016 по делу А41-82176/15, принятое судьей Фаньян Ю. А., по исковому заявлению ООО "Электросбыт" к Администрации Ступинского муниципального третье лицо: МАУ "Единый сервисный центр" об обязании заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Электросбыт" (далее - ООО "Электросбыт") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Ступинского муниципального района Московской области (далее - администрация) об обязании заключить договор купли-продажи муниципального имущества - нежилые помещения N 1-4, 6, общей площадью 58,4 кв.м., находящиеся на цокольном этаже N 1, лит. А жилого пятиэтажного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Тимирязева, д. 11.
Определением Арбитражного суда Московской области от 16.10.2015 по делу N А41-82176/15 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Муниципальное автономное учреждение "Единый сервисный центр" Ступинского муниципального района (далее - МАУ "Единый сервисный центр") (л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.01.2016 по делу N А41-82176/15 суд обязал Администрацию Ступинского муниципального района заключить с ООО "Электросбыт" Договор купли продажи муниципального имущества в следующей редакции:
1. Стороны договора Муниципальное образование "Ступинский муниципальный район" Московской области", действующее на основании Устава муниципального образования, именуемое в дальнейшем "Продавец-Залогодержатель", представляемое администрацией Ступинского муниципального района, зарегистрированной в Едином государственном реестре юридических лиц ИФНС России по г. Ступино Московской области 25.11.2002 за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1025005922457, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 г. серия 50 N 004454460, выданное ИМНС России по г. Ступино Московской области, стоящая на учете с 18.12.1991 г. в ИФНС России по г. Ступино Московской области, ИНН/КПП 5045014891/504501001, в лице руководителя администрации Ступинского муниципального района Кострова Анатолия Петровича, действующего на основании Положения об Администрации, с одной стороны, и общество с ограниченной ответственностью "Электробыт", зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц ИФНС России по г. Ступино Московской области за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1025005922457, стоящее на учете с 16.01.2002 г. в ИФНС России по г. Ступино Московской области, ИНН 5045028365, в лице директора Степанюк Валентины Анатольевны, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем "Покупатель", с другой стороны, совместно именуемые "Стороны", учитывая условия, оговоренные в пункте 2 договора, заключили настоящий договор о нижеследующем:
2. Основания для заключения договора
2.1. Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановление администрации Ступинского муниципального района от 26.06.2015 N 2379-п "Об условиях приватизации муниципального имущества, расположенного по адресу: Московская обл., г. Ступино, ул. Тимирязева, д. 11, пом.1" и судебный акт по делу N А41-52229/13.
2.2. Покупатель подтвердил его соответствие условиям отнесения к категории субъектов малого предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
2.3. Имущество, являющееся предметом настоящего договора, по состоянию на 1 июля 2013 года находится у покупателя во временном пользовании (аренде) непрерывно в течение двух и более лет (договор аренды N 243/09 от 11.09.2009).
2.4. Отсутствует задолженность по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день подачи заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
2.5. Площадь арендуемого имущества не превышает предельное значение площади, установленное Законом Московской области от 17.10.2008 N 145/2008-03 "О порядке реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Московской области или муниципальной собственности муниципальных образований Московской области".
2.6. Приобретаемое имущество не включено в Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением администрации Ступинского муниципального района от 23.09.2011 N 3109-п.
3. Предмет договора
3.1. Продавец продает, а покупатель покупает следующее муниципальное имущество: нежилые помещения N 1-4, 6, общей площадью 58,4 кв. м, находящиеся на цокольном этаже N 1, лит. А жилого пятиэтажного дома, расположенного по адресу: Московская обл., г. Ступино, ул. Тимирязева, д. 11., именуемое далее "Имущество".
3.2. Имущество принадлежит продавцу на праве собственности на основании Решения Совета депутатов Ступинского района Московской области 04.10.1999 N 269/27 "Об утверждении перечня части объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности и подлежащих государственной регистрации" и Решение Совета депутатов Ступинского муниципального района Московской области от 15.04.2010 N 75/7 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Ступинского района Московской области от 04.10.1999 N 269/27 "Об утверждении перечня части объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности и подлежащих государственной регистрации", о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.06.2010 сделана запись регистрации N 50-50-33/044/2010-173, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.06.2010, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области. 3.3. Продавец гарантирует, что до совершения настоящего договора указанное в п. 3.1 Имущество никому другому не продано, не заложено, в споре, под арестом и запретом не состоит.
4. Цена и порядок расчетов за имущество.
4.1. Цена продажи имущества равна его рыночной стоимости, определенной в отчете об определении рыночной стоимости N 08.1622.13, и составляет 1010000 (один миллион десять тысяч) рублей.
4.2. Оплата имущества осуществляется Покупателя-Залогодателя в рассрочку на три года с момента заключения договора.
4.3. Покупатель-Залогодатель уплачивает Продавцу-Залогодержателю указанную в и.4.1 настоящего договора сумму ежемесячно равными долями в течение трех лет с момента заключения договора. Покупатель-Залогодатель вправе осуществить оплату имущества досрочно.
4.3.1 На сумму основного долга Покупателя-Залогодателя перед Продавцом-Залогодержателем предоставляется рассрочка и производится начисление процентов исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату опубликования в газете "Вестник Совета депутатов и администрации Ступинского муниципального района, Совета депутатов и администрацией городских и сельских поселений" объявления о продаже имущества.
4.3.2 Сумма процентов, начисленных на основной долг, определяется следующим образом: ПР = О х Д х 1/3 ставки рефинансирования (%) / 365; где: ПР - сумма процентов; О - остаток задолженности по основному долгу; Д - фактическое количество календарных дней между платежами; 365 - фактические дни в году. 4.3.3. Покупатель-Залогодатель осуществляет платежи в срок и размере в соответствии с графиком платежей (приложение 1 к договору) на расчетный счет Продавца-Залогодержателя. Сумма ежемесячной оплаты включает в себя сумму платежа в погашение долга и сумму платежа в погашение процентов. Покупатель - Залогодатель считается исполнившим свои текущие обязательства в полном объеме и срок при условии поступления денежных средств на корреспондентский счет банка (казначейства) Продавца-Залогодержателя не позднее даты платежа в соответствии с графиком платежей.
4.4 В случае неуплаты стоимости имущества в сроки, установленные графиком платежей, Покупатель- Залогодатель уплачивает Продавцу-Залогодержателю пеню, устанавливаемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка России, действующей на день выполнения денежного обязательства, от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
4.5 Оплата приобретаемого имущества может быть осуществлена Покупателем-Залогодателем досрочно на основании решения Покупателя-Залогодателя. При досрочном погашении части основного долга Покупатель-Залогодатель производит ежемесячную оплату процентов, начисленных на оставшуюся сумму задолженности по основному долгу.
4.6 Суммы, поступающие в счет оплаты приобретаемого имущества по настоящему договору, направляются в не зависимости от назначения платежа, указанного в платежном документе, в следующей очередности:
4.6.1 На уплату неустойки
4.6.2 На уплату процентов
4.6.3 На погашение основного долга.
4.7. Стороны договорились ежеквартально проводить сверку взаиморасчетов по настоящему договору.
5. Срок действия договора
5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и прекращает свое действие:
- исполнением Сторонами своих обязательств по настоящему договору;
- расторжением настоящего договора;
- по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством и настоящим договором.
6. Передача имущества
6.1. Передача имущества продавцом покупателю осуществляется по акту приема-передачи в течение 10 (десяти) дней с момента заключения договора.
6.2. Право собственности на имущество, являющееся предметом настоящего договора и указанное в п. 3.1, возникает у покупателя-залогодателя с момента государственной регистрации перехода нрава собственности.
6.3. До момента полной оплаты имущество находится в залоге у Продавца. Полная уплата покупателем цены продажи Имущества подтверждается выпиской со счета продавца о поступлении средств в сумме цены продажи Имущества и платежей в погашение процентов.
6.4. Покупатель несет все расходы, связанные с оформлением перехода права собственности на имущество, в соответствии с действующим законодательством. Настоящие расходы не включаются в сумму, указанную в п. 4.1 настоящего договора, и уплачиваются по мере необходимости и своевременно.
6.5. До момента выполнения покупателем залоговых обязательств Покупатель-Залогодатель не вправе распоряжаться имуществом. После передачи имущества по акту приема-передачи ответственность за сохранность имущества, равно как и риск случайной порчи или гибели Имущества несет покупатель.
7. Права и обязанности сторон
7. Права и обязанности сторон
7.1. Продавец обязан:
7.1.1. Передать покупателю имущество, являющееся предметом настоящего договора и указанное в п. 3.1 настоящего договора.
7.1.2. При изменении реквизитов письменно своевременно уведомить о таком изменении покупателя.
7.2. Покупатель обязан:
7.2.1. Оплатить выкупленное имущество в полном объеме в соответствии с п. 4.1 и в срок, установленный п. 4.2 настоящего договора.
7.2.2. В срок не более чем тридцать дней с момента передачи Имущества по акту приема-передачи обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации перехода права собственности на приобретаемое по настоящему договору Имущество.
7.2.3. В пятидневный срок со дня государственной регистрации перехода к покупателю права собственности на Имущество представить Продавцу копию свидетельства о государственной регистрации права собственности покупателя на Имущество.
7.2.4. Письменно своевременно уведомлять продавца об изменении своих почтовых и банковских реквизитов. В противном случае все извещения, уведомления, повестки и другие документы, направленные покупателю по реквизитам, указанным в договоре, считаются врученными покупателю.
7.2.5. В течение семи календарных дней после ежемесячной оплаты стоимости Имущества представить продавцу документы, подтверждающие оплату.
7.2.6. После передачи имущества по акту приема-передачи взять на себя ответственность за имущество, а также все расходы и обязательства по сохранности, эксплуатации, оплате коммунальных и других услуг по содержанию Имущества, а также заключить соответствующие договоры с эксплуатирующими организациями.
7.3. Обязанности сторон, не урегулированные настоящим договором, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.
8. Ответственность сторон
8.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего договора в соответствии с действующим законодательством.
9. Изменение и расторжение договора
9.1. Изменения настоящего договора возможны по соглашению Сторон.
9.2. Настоящий договор может быть расторгнут в судебном порядке по основаниям, установленным действующим законодательством, в том числе в связи с:
- неоплатой ежемесячной суммы полностью и процентов, начисленных на сумму основного долга, указанных в графике (приложение 1 к договору), более двух раз подряд в течение двенадцати месяцев;
- неполной оплатой части ежемесячной суммы и процентов, начисленных на сумму основного долга, указанных в графике (приложение 1 к договору), более двух раз подряд в течение двенадцати месяцев;
- оплатой с нарушением сроков и размера процентов, начисленных на сумму основного долга, установленных в графике (приложение 1 к договору), более двух раз подряд в течение двенадцати месяцев, которое признается существенным нарушением данного договора.
10. Прочие условия 10.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения Сторонами условий договора, разрешаются путем переговоров между Сторонами, а в случае недостижения согласия - Арбитражным судом Московской области.
10.2. Все изменения и дополнения к настоящему договору считаются действительными, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями Сторон.
10.3 Договор аренды между сторонами расторгается с момента государственной регистрации перехода права собственности на Имущество.
10.4. Настоящий договор составлен в 3 (трех) экземплярах, имеющих равную юридическую силу, один из которых находится у Продавца-Залогодержателя, второй - у Покупателя-Залогодателя, третий - в Ступинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
11. Реквизиты сторон Продавец-Залогодержатель: муниципальное образование "Ступинский муниципальный район" Московской области":
Свидетельство о включении муниципального образования в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации N 003708 выдано Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу 18.05.2006, регистрационный номер RU50528000, представляемое администрацией Ступинского муниципального района.
Адрес:.142800, Россия, Московская область, г. Ступино, ул. Андропова, д. 43а/2.
Покупатель-Залогодатель:
Общество с ограниченной ответственностью "Электробыт" ОГРН1025005924272 ИНН 5045028365 142800, Московская обл., г. Ступино, ул. Андропова, д. 65.
С Администрации Ступинского муниципального района в пользу ООО "Электросбыт" взыскано 6 000 рублей расходов по госпошлине (л.д. 119-123).
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение отменить.
Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей МАУ "Единый сервисный центр", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "Электросбыт" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 по делу N А41-52229/13 признан незаконным отказ в реализации преимущественного права ООО "Электробыт" в приватизации арендуемого имущества - нежилого помещения общей площадью 58,4 кв.м., расположенного по адресу: Московская области, г. Ступино, ул. Тимирязева, д. 11, содержащийся в письме комитета по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района Московской области от 06.08.2013 N ИВ-21/3614. Суд обязал администрацию Ступинского муниципального района Московской области в двухнедельный срок принять решение об условиях приватизации нежилых помещений 1-4, 6, общей площадью 58,4 кв.м. находящихся на цокольном этаже N I лит. А жилого пятиэтажного дома расположенного по адресу: Московская обл., г. Ступино, ул. Тимирязева, д. 11, предусмотрев в таком решении преимущественное право общества с ограниченной ответственностью "Электробыт" на приватизацию данных нежилых помещений по цене, равной их рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке N 08.1622.13 индивидуального предпринимателя Соболева Д.А. и составляющей 1 010 000 рублей, с рассрочкой оплаты сроком на три года. Обязал администрацию Ступинского муниципального района Московской области направить ООО "Электробыт" проект договора купли-продажи названного арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации данного имущества (л.д. 20-35).
Администрация письмом от 01.07.2015 N 7-21/3083 направила проект договора купли-продажи муниципального имущества (л.д. 16).
20.07.2015 сопроводительным письмом ООО "Электросбыт" направило в адрес администрации протокол разногласий от 17.07.2015 к договору (л.д. 18).
В ответ на обращение ООО "Электросбыт" администрация в письме от 13.08.2015 N И8-21/4308 заявила о невозможности принятия протокола разногласий в связи с тем, что постановлением администрации Ступинского муниципального района от 10.04.2014 N 1122-п утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению в собственность арендуемого имущества субъектам малого и среднего предпринимательства при реализации их преимущественного права, который размещен на официальном сайте администрации в сети Интернет, а также опубликован в печатном издании "Вестник Совета депутатов и администрации Ступинского муниципального района, Совета депутатов и администраций городских поселения" от 28.04.2014 N 18. При этом форма купли-продажи указана в приложении 4 к вышеназванному нормативно-правовому акту (л.д. 19).
Поскольку администрация отказалось от подписания договора с протоколом разногласий, ООО "Электросбыт" в порядке пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из обоснованности требования ООО "Электросбыт" об обязании администрацию заключить договор.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии со статьей 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда
Согласно пункту 2.1. договора одним из оснований заключения договора является постановление администрации Ступинского муниципального района от 26.06.2015 N 2379-п "Об условиях приватизации муниципального имущества, расположенного по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Тимирязева, д. 11, пом. 1.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливаются следующие критерии, при соответствии с которыми в полном объеме, субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на приобретение арендуемого имущества:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на приобретение арендуемого имущества только при соответствии критериям, установленным в статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Возможность выкупа арендуемого имущества самим арендатором установлена частями 2, 3, 4 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), которые согласно части 2 статьи 10 данного Федерального закона, вступают в силу с 01.01.2009.
В пункте 3 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", содержится разъяснение согласно которому в соответствии с Законом N 159-ФЗ до 01.01.2009 реализация субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества была возможна только в случае включения недвижимого имущества в нормативные правовые акты о планировании приватизации государственного или муниципального имущества.
Субъект малого или среднего предпринимательства, отвечающий установленным статьей 3 Закона требованиям, с 01.01.2009 вправе по своей инициативе направить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации им права на приобретение арендуемого имущества (часть 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ).
В пункте 5 того же информационного письма высшей судебной инстанции содержится разъяснение согласно которому при рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что перечень условий, при наличии которых арендатор обладает преимущественным правом на приобретение арендованного имущества, определен в Законе N 159-ФЗ исчерпывающим образом.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, истец является субъектом малого предпринимательства и соответствует установленным в статье 3 Закона N 159-ФЗ критериям.
Исходя из положений статей 3, 4, 6 Закона N 159-ФЗ заключение компетентным органом местного самоуправления с субъектом малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 названного Закона критериям, договора купли-продажи арендуемого муниципального имущества является обязательным.
Таким образом, возникшие при заключении такого договора разногласия в силу статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть переданы на рассмотрение арбитражного суда.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе переписку сторон, суд апелляционной инстанции установил, что истец по существу акцептовал направленный администрацией проект договора купли-продажи на иных условиях, что является основанием для передачи преддоговорного спора на рассмотрение суда.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
По смыслу пункта 4 статьи 421 и статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия, на которых суд обязывает заключить договор, не могут противоречить законодательству, действующему на момент рассмотрения спора.
Суд первой инстанции, рассмотрев предложенные сторонами редакции договора купли-продажи муниципального имущества и проверив их законность, пришел к правильному выводу о том, что договор подлежит принятию в редакции истца.
Направленный истцом протокол разногласий (л.д.17) содержал следующие предложения по редакции договора: в пункте 3.1 указать реквизиты продаваемого имущества в соответствии с технической документацией.
В пункте 4.2 слова "на основании письменного заявления Покупателя-Залогодателя" исключить из текста договора, поскольку Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусматривает подачу указанного заявления.
Пункты 4.3, 4.3.1 договора в редакции администрации противоречат Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ, поскольку указанный федеральный закон не предусматривает наличия "первого" платежа по договору, а устанавливает срок рассрочки оплаты выкупаемого имущества.
В пункте 4.3.2 изменения обусловлены изменениями пп. 4.3; 4.3.1 договора.
В пункте 4.3.4 изменения обусловлены невозможностью истца контролировать и влиять на зачисление денежных средств на расчетный счет администрации банком.
Пункт 6.1 в редакции администрации противоречит Закону N 159-ФЗ, поскольку закон не устанавливает в качестве необходимого условия передачи имущества оплаты "первого" платежа.
Пункты 7.2.7 и 9.3 договора, предусматривающие страхование залогодателем в двухнедельный срок за свой счет имущества на его полную стоимость, а также оставление денежных средств у продавца-залогодержателя, уплаченных покупателем-залогодателем в случае расторжения договора по вине покупателя в редакции администрации противоречат действующему законодательству.
Отношения сторон подлежат регулированию Законом N 159-ФЗ, который не содержит указаний по обязательному страхованию выкупаемого имущества, а также не предоставляет органу муниципальной власти права самовольно устанавливать данное условие договора.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование свои требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (пункт 1 статьи 65 АПК РФ).
Изучив и оценив в совокупности все представленные в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости заключения договора в редакции протокола разногласий.
Довод ответчика о нарушении судом первой инстанции статьи 49 АПК РФ подлежит отклонению, поскольку истец, заявив ходатайство об уточнении требований, не изменил одновременно предмет и основание иска.
С учетом изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме, подлежат отклонению ввиду их несостоятельности и не могут являться основанием для отмены или изменения судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 января 2016 года по делу N А41-82176/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
С.В. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-82176/2015
Истец: ООО "Электросбыт"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Третье лицо: МАУ "Единый сервисный центр"