г. Самара |
|
12 апреля 2016 г. |
Дело N А72-14540/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06.04.2016 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СервисТрейд" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.01.2016 по делу N А72-14540/2015 (судья Коннова О.В.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, г.Ульяновск, к обществу с ограниченной ответственностью "СервисТрейд" (ИНН 7723747460, ОГРН 1107746080738), г.Москва, с участием заинтересованного лица - Левчака Виктора Игоревича, г.Ульяновск,
о привлечении к административной ответственности,
в отсутствие лиц, участвующих в процессе, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СервисТрейд" (далее - ООО "СервисТрейд", общество) к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Левчак В.И.
Решением от 18.01.2016 по делу N А72-14540/2015 Арбитражный суд Ульяновской области привлек ООО "СервисТрейд" к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
ООО "СервисТрейд" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
На основании ст.ст.156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов по жалобе гражданина Левчака В.И. на действия ООО "СервисТрейд" административный орган установил, что в принадлежавшем обществу магазине "ТЕХНОСИЛА" (г.Ульяновск, ул.Карла Маркса, 12, корпус 3) в нарушение ст.ст.4, 8 и 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), ст.7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), ст.ст.5, 7 и 8 Технического регламента Таможенного Союза (ТР ТС 004/2011) "О безопасности низковольтного оборудования" (утв.Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 768) непосредственно на сетевом зарядном устройстве для телефона торговой марки "Cellular Line" модели "CHARGER (ACHMICROUSB2)" и на его упаковке отсутствовали маркировка едином знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (ЕАС) и информация на русском языке (на упаковке указано только "портативное зарядное устройство").
По данному факту административный орган составил протокол от 28.09.2015 N 1472 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "СервисТрейд" к административной ответственности.
Суд первой инстанции, привлекая общество к административной ответственности, не учел следующего.
В соответствии с п.1 ст.4 Закона N 2300-1 продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
Согласно ст.8 Закона N 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах. Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Ст.10 Закона N 2300-1 установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.6 Закона N 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно ч.3 ст.7 Закона N 184-ФЗ содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 768 утвержден ТР ТС 004/2011, вступивший в силу с 15.02.2013 (пп.3.1 п.3 решения).
Ст.5 ТР ТС 004/2011 установлено, что наименование и (или) обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель), его основные параметры и характеристики, влияющие на безопасность, наименование и (или) товарный знак изготовителя, наименование страны, где изготовлено низковольтное оборудование, должны быть нанесены на низковольтное оборудование и указаны в прилагаемых к нему эксплуатационных документах. При этом наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель) должны быть также нанесены на упаковку (п.1);
Если указанные сведения невозможно нанести на низковольтное оборудование, то они могут указываться только в прилагаемых к данному оборудованию эксплуатационных документах. При этом наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель (при наличии)) должны быть нанесены на упаковку (п.2);
Маркировка низковольтного оборудования должна быть разборчивой, легко читаемой и нанесена на низковольтное оборудование в доступном для осмотра без разборки с применением инструмента месте (п.3);
Эксплуатационные документы к низковольтному оборудованию должны содержать: информацию, перечисленную в п.1 ст.5 ТР ТС 004/2011; информацию о назначении низковольтного оборудования; характеристики и параметры; правила и условия безопасной эксплуатации (использования); правила и условия монтажа, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (при необходимости - установление требований к ним); информацию о мерах, которые следует предпринять при обнаружении неисправности этого оборудования; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; месяц и год изготовления низковольтного оборудования и (или) информацию о месте нанесения и способе определения года изготовления (п.4);
Эксплуатационные документы выполняются на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза. Эксплуатационные документы выполняются на бумажных носителях. К ним может быть приложен комплект эксплуатационных документов на электронных носителях. Эксплуатационные документы, входящие в комплект низковольтного оборудования не бытового назначения, могут быть выполнены только на электронных носителях (п.5).
Согласно ст.8 ТР ТС 004/2011 низковольтное оборудование, соответствующее требованиям безопасности данного технического регламента и прошедшее подтверждение соответствия согласно ст.7 данного технического регламента, должно иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском низковольтного оборудования в обращение на рынке.
В п.3 и 4 ст.8 ТР ТС 004/2011 предусмотрено, что единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на каждую единицу низковольтного оборудования любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы низковольтного оборудования, а также приводится в прилагаемых к нему эксплуатационных документах.
Допускается нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза только на упаковку и в прилагаемых к нему эксплуатационных документах, если его невозможно нанести непосредственно на низковольтное оборудование.
В соответствии с ч.1 ст.14.43 КоАП РФ нарушение продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч.2 ст.11.21, ст.ст.14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
наличие события административного правонарушения;
лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
виновность лица в совершении административного правонарушения;
обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Эти обстоятельства устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона (ч.2 и 3 ст.26.2 КоАП РФ).
Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Таким образом, материалы дела об административном правонарушении должны содержать описание события правонарушения, достаточное для квалификации объективной стороны как деяния, нарушающего соответствующие нормы закона.
Описание существа совершенного правонарушения является важным фактором для определения его квалификации в точном соответствии с особенной частью КоАП РФ.
Согласно п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч.2 ст.206 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Ч.1 ст.65 и ч.5 ст.205 КоАП РФ на административный орган возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении.
В этой связи наличие события административного правонарушения должно быть установлено и доказано административным органом.
Из заявления административного органа и протокола об административном правонарушении следует, что 03.06.2015 гражданин Левчак В.И. обратился в магазин ООО "СервисТрейд" ООО "ТЕХНОСИЛА" (г.Ульяновск, ул.Карла Маркса, 12, корпус 3) с намерением приобрести зарядное устройство для мобильного телефона. При детальном осмотре предложенного продавцом магазина зарядного устройства торговой марки "Cellular Line" модель "CHARGER (ACHMICROUSB2)" Левчак В.И. обнаружил отсутствие на упаковке и этикетках товара, а также в прилагаемой к нему документации сведений на русском языке о фирме и стране производителя, адресе (месте нахождения), фирменном наименовании изготовителя и импортера; инструкция и правила эксплуатации также составлены на иностранном языке; на упаковке товара отсутствовало изображение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (ЕАС).
В ходе рассмотрения заявления Левчака В.И. административный орган получил от ООО "СервисТрейд" копию товарной накладной от 27.09.2012 N 1276 с приложением сведений об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок действия, орган, выдавший сертификат). Эти документы заверены подписью и печатью поставщика с указанием его места нахождения и телефона (ООО "Юнибат-групп", г.Москва, Большой Тишинский переулок, 43).
ООО "СервисТрейд" также представило в административный орган сертификат соответствия N РОСС IT.АЯ78.В19593 сроком действия до 15.02.2015 на серийный выпуск, который идентифицируется по изготовителю с копией фотографии зарядного устройства для телефона торговой марки "Cellular Line" модель "CHARGER (ACHMICROUSB2)", предоставленной гражданином Аникиным С.С. (представителем гражданина Левчака В.И.).
Однако какие-либо сведения о маркировке сетевых зарядных устройств единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза в представленных обществом документах отсутствовали. Из пояснений ООО "СервисТрейд" следует, что на момент истребования у него документов указанное зарядное устройство во всех магазинах "ТЕХНОСИЛА" отсутствовало, в связи с чем представить для обозрения товар и потребительскую маркировку не представляется возможным.
Также в протоколе об административном правонарушении указано, что в ходе проведения осмотра в магазине "ТЕХНОСИЛА" (г.Ульяновск, ул.Карла Маркса, 12, корпус 3) подтвердить продажу сетевых зарядных устройств без наличия предусмотренной информации не представилось возможным ввиду отсутствия данных товаров в продаже (01.09.2015 зафиксировано фотоматериалом). Директор магазина сообщил, что указанный товар прошел сертификацию, и все документы на него имелись, но на данный момент торговля этими товарами приостановлена.
Таким образом, по мнению административного органа, 03.06.2015 ООО "СервисТрейд" допустило продажу низковольтного оборудования - сетевого зарядного устройства для телефона торговой марки "Cellular Line" модель "CHARGER (ACHMICROUSB2)" без наличия на упаковке и на самом зарядном устройстве маркировки единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза и без информации на русском языке - на упаковке на копии фотографии зарядного устройства из информации на русском языке указано только "Портативное зарядное устройство".
На основании изложенного административный орган пришел к выводу о нарушении ООО "СервисТрейд" требований ст.ст.4, 8 и 10 Закона N 2300-1, ст.7 Закона N 184-ФЗ и ст.ст.5, 7 и 8 ТР ТС 004/2011 (т.1, л.д.л.д.109-115).
Между тем допустимых и достаточных доказательств совершения обществом вменяемого правонарушения суду не представлено.
Показания граждан Левчака В.И. и Аникина С.С. сами по себе, в отсутствие иных доказательств, не могут ни подтвердить, ни опровергнуть факт отсутствия на зарядном устройстве и его упаковке маркировки единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза и информации (на русском языке), предусмотренной действующим законодательством.
Фотография (т.1, л.д.16), представленная Аникиным С.С. в административный орган, не свидетельствует о том, что фотосъемка производилась именно в магазине "ТЕХНОСИЛА" по адресу: г.Ульяновск, ул.Карла Маркса, 12, корпус 3, а изображенное на ней зарядное устройство предлагалось кем-либо (в том числе ООО "СервисТрейд") к продаже. Расположенная рядом с упаковкой часть документа, содержащая текст "_@tehnosila.ru", этого также не доказывает.
Во всяком случае, ООО "СервисТрейд" представило в суд первой инстанции копию сертификата N ТС RUС-IT.АЛ33.В.00447 (срок действия с 19.02.2015 по 18.02.2016) о соответствии сетевого зарядного устройства для мобильных телефонов производства "Cellular" модель "CHARGER (ACHMICROUSB2)" требованиям ТР ТС 004/2011 и ТР ТС 020/2011 (ЕАС), а на упаковке зарядного устройства, изображенной на фотографии, имеется следующая информация, предусмотренная абз.2 п.1 и п.2 ст.5 ТР ТС 004/2011:
- наименование и (или) обозначение низковольтного оборудования - портативное зарядное устройство;
- наименование изготовителя и (или) его товарный знак - Cellular и его товарный знак "Cellular Line".
Кроме того, имеющаяся на упаковке наклейка содержит текст - "CellularLine _ Изготовитель: _ Италия...".
Нанесение на упаковку иной информации ст.5 ТР ТС 004/2011 не предусмотрено, равно как ст.8 ТР ТС 004/2011 не предусмотрено обязательное нанесение на нее маркировки единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза, относящейся к самому низковольтному устройству.
Отсутствие на зарядном устройстве маркировки, предусмотренной ст.ст.5 и 8 ТР ТС 004/2011, фотография не подтверждает, так как упаковка прозрачна только с одной стороны.
Кроме того, п.2 ст.5 ТР ТС 004/2011 предусмотрено, что если сведения (наименование и (или) обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель), его основные параметры и характеристики, влияющие на безопасность, наименование и (или) товарный знак изготовителя, наименование страны, где изготовлено низковольтное оборудование) невозможно нанести на низковольтное оборудование, то они могут указываться только в прилагаемых к данному оборудованию эксплуатационных документах.
Доказательств отсутствия эксплуатационных документов, содержащих необходимую информацию на русском языке, внутри упаковки зарядного устройства, изображенной на фотографии, административным органом не представлено.
На основании изложенного, а также учитывая, что в протоколе от 28.09.2015 N 1472 об административном правонарушении прямо указано, что подтвердить продажу сетевых зарядных устройств без наличия предусмотренной информации не представилось возможным ввиду отсутствия данных товаров в продаже (т.1, л.д.113), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности административным органом события вменяемого ООО "СервисТрейд" административного правонарушения.
Отсутствие события административного правонарушения в силу п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из оценки изложенных обстоятельств, руководствуясь положениями п.2 ст.269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (п.3 ч.1 ст.270 АПК РФ) и принимает новый судебный акт, которым отказывает административному органу в удовлетворении заявления о привлечении ООО "СервисТрейд" к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 января 2016 года по делу N А72-14540/2015 отменить.
Отказать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СервисТрейд" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-14540/2015
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской обл., Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области
Ответчик: ООО "СервисТрейд", ООО "СервисТрейд" (Представитель Соборова Е. М.), Представитель Соборова Е. М.
Третье лицо: Левчак В. И., Левчак Виктор Игоревич