г. Владимир |
|
08 апреля 2016 г. |
Дело N А79-9095/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2016 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Насоновой Н.А., Новиковой Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Рожковой К.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорстройремонт" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.01.2016 по делу N А79-9095/2015, принятое судьей А.В. Щеткиным, по иску казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, ОГРН 1072130011821, г.Чебоксары, Чувашская Республика, к обществу с ограниченной ответственностью "Дорстройремонт", ОГРН 1132130015270, г. Чебоксары, Чувашская Республика, о взыскании 78 329 руб.
В отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Казенное учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - КУ "Чувашуправдор" Минстроя Чувашии) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Дорстройремонт" (далее - ООО "Дорстройремонт") о возмещении 78 329 руб. ущерба, причиненного автомобильным дорогам транспортным средством.
Решением от 26.01.2016 Арбитражный суд Чувашской Республики взыскал с ООО "Дорстройремонт" в пользу КУ "Чувашуправдор" 78 329 руб. ущерба, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3133 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Дорстройремонт" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, дополнением к ней, в которых просит решение отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Оспаривая законность судебного акта, заявитель указывает, что Григорьев С.О. не является работником ООО "Дорстройремонт" и управлял автомобилем на основании договора аренды, заключенного именно в день фиксации факта установленного актом нарушения - 23.04.2015.
К апелляционной жалобе приложена копия договора аренды, ходатайство о его приобщении к материалам дела.
Судом ходатайство рассмотрено и отклонено по мотиву недоказанности уважительных причин неприобщения названного документа в суд первой инстанции (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). По правилам статьи 123 Кодекса ответчик был извещен о месте и времени судебного разбирательства, не обеспечив получение почтовой корреспонденции, направленной по юридическому адресу, он несет риск негативных последствий.
Истец в отзыве возразил против доводов жалобы, указал, что никаких документов, свидетельствующих о сдаче автомобиля в аренду водителю, последним не было представлено.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 23.04.2015 сотрудниками службы весового контроля выявлено превышение транспортным средством марки DONGFENG DFL3251A, государственный регистрационный номер В 690 ХУ 21, следовавшим по маршруту "Вятка" до выхода на а/д "Волга", установленных ограничений по осевой нагрузке.
Данный факт зафиксирован в акте весового контроля транспортного средства от 23.04.2015 N 1-254, в соответствии с которым превышение осевой нагрузки составило: на 1 ось - 8,88 т (при допустимой - 6,0 т), на 2 ось - 18,00 т (при допустимой 5,0 т), на 3 ось - 17,43 т (при допустимой 5,0 т).
Истцом исчислен размер причиненного автомобильной дороге ущерба исходя из протяженности пройденного пути 15 км, что составило 78 329 руб.
ООО "Дорстройремонт" направлены копия акта от 23.04.2015 N 1-254 и письмо от 27.04.2015 N 795 с требованием о возмещении в добровольном порядке нанесённого ущерба, со сроком исполнения - 10 календарных дней с момента получения.
Невозмещение ответчиком суммы ущерба в добровольном порядке явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Чувашской Республики руководствовался статьей 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), пунктами 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 (далее - Постановление N 934), и исходил из доказанности причиненного ущерба.
На основании части 1 статьи 31 Федерального закона 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Условиями получения специального разрешения являются согласование маршрута транспортного средства и возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством (часть 3 статьи 31 Закона N 257-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 6, пункту 2 части 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ выдача специального разрешения и определение размера причиняемого вреда при перевозке опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, осуществляется органом исполнительной власти субъекта в случае, если маршрут, часть маршрута проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, при условии, что маршрут проходит в границах такого субъекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
Организацию весового контроля транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Чувашской Республики, осуществляет казенное учреждение "Чувашупрдор" Минстроя Чувашии на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.12.2011 N 586 "О создании передвижных пунктов весового контроля на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике".
В соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Пунктом 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, также установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.03.2010 N 77 "О вопросах движения по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" утверждены Показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике, в таблице 2 которых установлены размеры вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Кроме этого, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.05.2008 N 132 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике, согласно которому автомобильная дорога "Аниш" (идентификационный номер 97 ОП РЗ 97К-022, а.д. "Вятка" до выхода на а.д. "Волга") является дорогой общего пользования регионального и межмуниципального значения, протяженность составляет 21,673 км.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.12.2011 N 586 на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике созданы передвижные пункты весового контроля транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов. При этом установлено, что взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается КУ "Чувашупрдор" Минстроя Чувашии, переименованным в КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.07.2012 N 300.
Работником КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии, совместно с должностным лицом ГИБДД МВД по Чувашии, 23.04.2015 в 11 час. 40 мин. на ППВК, располагавшемся на 5+120 км автодороги "Вятка до выхода на автодорогу "Волга", было выявлено превышение осевой нагрузки транспортного средства марки DONGFENG DFL3251A с государственным регистрационным номером В 690 ХУ 21, принадлежащего ООО "Дорстройремонт", при перевозке груза без специального разрешения по названной автодороге по маршруту "Вятка" до выхода на а/д "Волга"
В присутствии водителя транспортного средства автомобиля Григорьева С.О. по результатам взвешивания составлен акт от 23.04.2015 N 1-254 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, согласно которому размер возмещения вреда, из расчета на 15 км, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, составил 78 329 руб.
Проверив расчет размера вреда при превышении значений предельно
допустимых осевых нагрузок на соответствие пункту 6 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, суд счел его соответствующим законодательству.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что ООО "Дорстройремонт" при эксплуатации принадлежащего ему транспортного средства были превышены фактические осевые массы транспортного средства. Размер ущерба истцом определен в сумме 78 329 руб.
Поскольку доказательств погашения задолженности в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было, судом правомерно удовлетворено требование о возмещении ущерба.
Довод заявителя относительно нахождения автомобиля в аренде у Григорьева С.О. судом отклоняется.
При принятии решения судом учтено, что в акте N 1-254 от 23.04.2015 собственником автотранспортного средства значится ООО "Дорстройремонт".
При этом из акта не следует, что в ходе проведения контроля водителем автотранспортного средства Григорьевым С.О. заявлено о том, что автотранспортное средство находится у него в аренде, не представлено документов, свидетельствующих о данном факте. Не нашло отражение данное обстоятельство и в протоколе 21 НБ N 356334 от 23.04.2015 об административном нарушении.
Решение является законным, обоснованным, принятым при полном, всестороннем, объективном исследовании доказательств по делу, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.01.2016 по делу N А79-9095/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорстройремонт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Т.С. Родина |
Судьи |
Н.А.Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9095/2015
Истец: казенное учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
Ответчик: ООО "ДорСтройРемонт"