Требование: о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
14 апреля 2016 г. |
Дело N А50-15482/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Шварц Н.Г.,
судей Бородулиной М.В., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бересневым М.П.,
при участии:
от ответчика, Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае: Плетенева Е.Ю., доверенность N 02 от 11.01.2016, паспорт;
от истца, общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пермь"; от ответчика, Пермского края в лице Министерства по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края; от третьего лица, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 20 января 2016 года
по делу N А50-15482/2015,
принятое судьей Корляковой Ю.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пермь" (ОГРН 1025902403196, ИНН 5948022406)
к Пермскому краю в лице Министерства по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края (ОГРН 1055900361835, ИНН 5902293192), Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (ОГРН 1115902001632, ИНН 5902293756
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации
о взыскании задолженности за поставленный газ,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пермь" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Пермь", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Пермскому краю в лице Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (далее - Минимущество Пермского края) о взыскании задолженности по оплате стоимости газа, поставленного в период с июня по август 2012 года в сумме 171 096 руб. 13 коп. (л.д.4-7).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 06.08.2015 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства (л.д.1-3).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 22.09.2015 (л.д.80-82) суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства. Этим же определением в соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - ТУ Росимущества в Пермском крае).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 07.12.2015 (л.д.100-102) в соответствии со статьей 47 АПК РФ Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в Пермском крае привлечена к участию в деле в качестве второго ответчика с исключением ее из состава третьих лиц; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии").
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20 января 2016 года (резолютивная часть решения объявлена 12.01.2016, судья Ю.В.Корлякова) с Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Пермском крае за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Пермь" задолженность в сумме 171 096 руб. 13 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 133 руб. 00 коп. В удовлетворении исковых требований ООО "Газпром межрегионгаз Пермь" к Пермскому краю в лице Минимущество Пермского края отказано (л.д.114-117).
Ответчик, ТУ Росимущества в Пермском крае, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить, в удовлетворении требований к ТУ Росимущества в Пермском крае отказать, принять новый судебный акт.
Заявитель считает, что решение принято с нарушением норм процессуального и материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
По мнению ответчика, при решении вопроса о взыскании платы за предоставление газа следует исходить из того, кто является фактическим потребителем газа. В рассматриваемой ситуации Российская Федерация, являясь собственником здания модульной котельной, фактически не потребляла газ для обслуживания самой котельной, а котельная являлась лишь зданием, в котором находится оборудование для отбора газа с целью теплоснабжения здания ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии", которое и необходимо считать абонентом, потребляющим газ в данном случае. Поскольку указанное оборудование является движимым имуществом, ответчик считает, что начало течения срока использования не может быть связано с фактом государственной регистрации права оперативного управления.
Представитель ТУ Росимущества в Пермском крае в судебном заседании 07.04.2016 на доводах жалобы настаивал.
В судебное заседание апелляционного суда истец (ООО "Газпром межрегионгаз Пермь"), ответчик (Минимущество Пермского края), третье лицо (ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии") явку представителей не обеспечили, письменные отзывы не представили.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие истца, Минимущество Пермского края, ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии", извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 13.04.2012 на здание модульной котельной, назначение: нежилое здание, 1-этажный (подземных этажей - 0), общая площадь 102,1 кв.м., инв.N 35199, лит. Е, расположенное по адресу: Пермский край, Ленинский район, ул.Маршала Жукова, 35, зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации Пермского края, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 59-БГ N 345620.
Распоряжением Правительства Пермского края N 56-рп от 25.04.2012 утвержден перечень имущества Пермского края, предлагаемого к передаче в собственность Российской Федерации для закрепления на праве оперативного управления за ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии". В данном перечне указано здание модульной котельной, назначение: нежилое здание, 1-этажный (подземных этажей - 0), общая площадь 102,1 кв.м., инв.N 35199, лит.Е, с технологическим оборудованием, расположенное по адресу: Пермский край, Ленинский район, ул.Маршала Жукова, 35.
16 мая 2012 года распоряжением ТУ Росимущества в Пермском крае N 233-р "О безвозмездном приеме имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации - Пермский край, в федеральную собственность" в федеральную собственность из собственности Пермского края передан имущественный комплекс, в том числе здание модульной котельной.
На основании указанного распоряжения объект по акту о приеме-передаче имущества от 01.06.2012 передан в федеральную собственность.
Право оперативного управления за ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" на здание модульной котельной зарегистрировано 05.10.2012, что подтверждается свидетельство о государственной регистрации права от 05.10.2012 серии 59-БГ N 570507. В качестве основания возникновения права указано распоряжение о закреплении имущества на праве оперативного управления от 10.07.2012 N 377-р с приложением.
В период с июня по август 2012 года на газопотребляющем оборудовании модульной котельной, расположенной по указанному адресу, в период с июня по август 2012 года осуществлён отбор газа в объёме 47,801 тыс. куб. м. общей стоимостью 171 096 руб. 13 коп.
Оплата потребленного газа не произведена, что послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Установив, что в спорный период модульная котельная находилась в федеральной собственности, не была закреплена за каким-либо учреждением, предприятием, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования к Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Пермском крае, взыскал с ответчика долг за счет казны Российской Федерации.
Установив, что в спорный период энергопринимающее оборудование не являлось собственностью Пермского края, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований к Минимуществу Пермского края.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ТУ Росимущества в Пермском крае в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела, основанными на всестороннем и полном исследовании доказательств.
Материалами дела подтверждено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что в период с июня по август 2012 года здание модульной котельной, расположенное по адресу: Пермский край, Ленинский район, ул.Маршала Жукова, 35, с оборудованием находилось в федеральной собственности.
То обстоятельство, что здание модульной котельной, расположенное по адресу: Пермский край, Ленинский район, ул.Маршала Жукова, 35, является недвижимым имуществом подтверждается проведенной государственной регистрацией права собственности Пермского края и оперативного управления. Оборудование, расположенное в здании модульной котельной, является составной частью сложной вещи (статья 134 Гражданского кодекса Российской Федерации), передано в федеральную собственность одновременно с передачей здания модульной котельной. Возможность использования оборудования отдельно от использования здания модульной котельной не предполагалось, иного ответчиком не доказано.
Вопреки доводам жалобы, при определении лица, на котором лежит обязанность по оплате поставленного газа суд первой инстанции правомерно исходил из того, что при отсутствии договора на поставку энергоресурсов, который прямо определяет лицо, оплачивающее их потребление, обязанность по оплате перед ресурсоснабжающими организациями в силу положений статей 210, 249, пункта 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит на лице, владеющем недвижимым имуществом на вещном праве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника
Согласно части 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации ( в редакции, действовавшей в спорный период) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право оперативного управления за ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" на здание модульной котельной зарегистрировано 05.10.2012.
В нарушение статей 9, 65 АПК РФ доказательств наличия государственной регистрации права хозяйственного ведения, права оперативного управления на спорное имущество до 05.10.2012 в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности наличия у ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" обязанности по оплате стоимости поставленного в указанный период газа.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно признал исковые требования, заявленные к Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Пермском крае, подлежащими удовлетворению и взыскал с ответчика за счет казны Российской Федерации задолженность за поставленный в период с июня по август 2012 года газ в сумме 171 096 руб. 13 коп.
Поскольку спорное имущество в период с июня по август 2012 года не являлось собственностью Пермского края, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований к Минимуществу Пермского края.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Пермского края от 20 января 2016 года является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 января 2016 года по делу N А50-15482/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.Г.Шварц |
Судьи |
М.В.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-15482/2015
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Пермь"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ПЕРМСКОГО КРАЯ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ПЕРМСКОМ КРАЕ
Третье лицо: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ ХИРУРГИИ" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Г. ПЕРМЬ), ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ПЕРМСКОМ КРАЕ