г. Санкт-Петербург |
|
14 апреля 2016 г. |
Дело N А21-7212/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2016 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Добрияник Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30148/2015) ООО "РАНТ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.12.2015 по делу N А21-7212/2015 (судья Широченко Д.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "РАНТ",
к ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РАНТ", ОГРН 1103925000519 (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области (далее - Управление) от 26.08.2015 N 27-15/620П о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением суда от 16.11.2015, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд первой инстанции не обосновывает необходимость прибытия лица, в отношении которого составляется административный протокол, в орган, к должностном лицу, уполномоченному на составление указанного протокола до возбуждения административного дела, так как юридический статус такого лица не определен нормами КоАП РФ, как участника процесса.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения валютного законодательства Управлением установлено нарушение ООО "РАНТ" порядка предоставления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах.
Факт выявленного нарушения зафиксирован Управлением в протоколе от 11.08.2015 N 27-15/620 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела административным органом вынесено постановление от 26.08.2015 N 27-15/620П, согласно которому Общество признано виновным в совершении вмененного ему административного правонарушения с назначением наказания в виде 40 000 руб. штрафа.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество оспорило постановление Управления в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), в силу части 4 статьи 5 которого единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ установлено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) также устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Во исполнение положений вышеназванных норм Центральным Банком Российской Федерации утверждена Инструкция N 138-И, главой 9 которой установлен порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам) на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки.
Согласно пункту 1.5 Инструкции N 138-И справка о подтверждающих документах отнесена к форме учета по валютным операциям.
Пунктом 9.8 Инструкции предусмотрено, что в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации при наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров и осуществления их декларирования путем подачи декларации на товары резидент представляет в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором зарегистрированы декларации на товары (далее - отчетный месяц), только справку о подтверждающих документах, заполненную с учетом особенностей в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, без представления декларации на товары.
Как следует из материалов дела, между ООО "РАНТ" (покупатель) и фирмой LEMAR, Республика Польша (продавец) заключен договор от 20.02.2014 N 03 на поставку товара сроком до 31.12.2020.
Пунктом 3.1. договора предусмотрена 100% предоплата покупателем товара.
Общество по названному контракту оформило в филиале "Калининградский" АБ ОАО "Содействие Общественным Инициативам" паспорт сделки N 14020006/1317/0005/2/1 (переведен 09.04.2014 в филиал г. Санкт-Петербурга АКБ "Банк Москвы" (ОАО)).
В рамках исполнения обязательств по договору ООО "РАНТ" по декларации N 10226030/230814/0017991, зарегистрированной 23.08.2014, осуществило ввоз товара на территорию Российской Федерации на сумму 16 100 польских злотых.
Согласно требованиям пункта 9.8 Инструкции справка о подтверждающих документах по вышеуказанной таможенной декларации должна была быть представлена в филиал г. Санкт-Петербурга ОАО АКБ "Банк Москвы" не позднее 19.09.2014 (учитываются только рабочие дни).
Фактически справка о подтверждающих документах по данной поставке представлена Обществом только 20.10.2014, то есть с нарушением установленного срока более чем на тридцать рабочих дней.
Частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней.
Факт неисполнения Обществом обязанности по представлению в банк ПС экземпляра справки о подтверждающих документах по ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором зарегистрирована ДТ, то есть не позднее 19.09.2014, равно как и факт ее представления в банк ПС лишь 20.10.2014, то есть с пропуском установленного срока более чем на тридцать дней, установлен судом первой инстанции, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривается заявителем.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований валютного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, следует признать правильным.
Довод Общества о том, что не определен его юридический статус, как участника процесса на составление протокола до возбуждения административного дела, суд апелляционной инстанции находит несостоятельным.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В случае обнаружения в ходе проверки факта наличия события административного правонарушения административный орган обязан применять положения КоАП РФ и составлять процессуальные документы в соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях, т.е. составить протокол об административном правонарушении.
В соответствии с часть 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 КоАП РФ.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Перечень лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях и их юридический статус установлен главой 25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Пунктом 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении считается возбужденным, в том числе с момента составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных норм в их взаимосвязи следует, что лицо, совершившее административное правонарушение, в отношении которого должен быть составлен протокол об административном правонарушении является участником производства по делу об административном правонарушении с момента его совершения, в том числе до момента составления в отношении него протокола, и в силу положений статьи 25.1 КоАП РФ подлежит извещению о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что вызов Управления от 24.06.2015 N 35-06-08/1616 о составлении в отношении ООО "РАНТ" протокола об административном правонарушении был направлен по юридическому адресу общества: 236029, г. Калининград, ул. Генерала-лейтенанта Озерова, дом 51, квартира (офис) 6, во-первых, заказным письмом с простым уведомлением (возвращен органом почтовой связи в связи с истечением срока хранения), во-вторых, телеграммой от 04.08.2015 (не доставлена, так как квартира закрыта, за вручением адресат не явился).
В виду неявки представителя ООО "РАНТ", надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, последний правомерно составлен Управлением в его отсутствие.
При составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ).
Как установлено судом, в протоколе от 11.08.2015 N 27-15/620 сделана запись о том, что к нему приложен лист разъяснений прав и обязанностей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Протокол направлен ООО "РАНТ" сопроводительным письмом от 11.08.2015 N 35-06-08/2150.
О времени и месте рассмотрения административного материала Общество извещалось по почте (письмо получено генеральным директором ООО "РАНТ" Елисеевым В.Ю.) и путем направления телефонограммы (принята генеральным директором ООО "РАНТ" Елисеевым В.Ю. 24.08.2015).
Постановление о назначении административного наказания от 26.08.2015 N 27-15/620П вынесено с участием генерального директора общества и ему разъяснены права.
Таким образом, следует признать, что материалы дела свидетельствуют о том, что о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении Общество извещалось надлежащим образом, Управлением процессуальные нарушения не допущены.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность.
Судом установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, а также правильно применены нормы материального и процессуального права, обстоятельства, определенные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены, а потому решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области следует оставить без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 16 ноября 2015 года по делу N А21-7212/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РАНТ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7212/2015
Истец: ООО "РАНТ"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области, ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области