город Ростов-на-Дону |
|
12 апреля 2016 г. |
дело N А32-39578/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от ООО "Завод по экстракции растительных масел": представитель Здорова В.В. по доверенности N 12 от 25.03.2016, паспорт;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2016 по делу N А32-39578/2015, принятое судьей Бутченко Ю.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Завод по экстракции растительных масел" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Завод по экстракции растительных масел" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 19.10.2015 N 07-60-167.ЭП-3 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2016 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован наличием обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило отменить решение и принять по делу новый судебный акт, сославшись на отсутствие обстоятельств, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея представителя в судебное заседание не направило, о месте его и времени извещено надлежащим образом.
Представитель ООО "Завод по экстракции растительных масел" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве юридического лица, осуществляет деятельность на основании Устава общества.
Из материалов дела следует, что административным органом, в соответствии с распоряжением N 01-04-19/333 от 06.08.2015, в период с 14.09 по 09.10.2015 проведена плановая документарная проверка в отношении общества.
В ходе проверки установлено, что общество осуществляет пользование недрами на основании лицензии на пользования недрами КРД 05004 ВЭ, зарегистрированной 27.06.2014, сроком действия до 27.06.2039 с целевым назначением и видами работ добыча подземных вод для технологического обеспечения водой промышленного предприятия. Согласно п. 2.1 приложения к Лицензии КРД 05004 ВЭ водоснабжение осуществляется за счет эксплуатации водозабора, состоящего из эксплуатационных скважин N 10554 (резервная), 78952, 78953, 78954, 78955.
Согласно журналу учета расхода воды за 2015 год из скважины N 78952 в период с 01.07.2015 по 05.10.2015 было добыто пресной подземной воды в объеме - 15 873м3, из скважин N 78953,78954, 78955 в период с 01.07.2015 по 05.10.2015 было добыто пресной подземной воды - 7209 м3.
В ходе проверки выявлены нарушения обществом пунктов 4.8, 9.2 приложения N 1 к лицензии на пользования недрами КРД 05004 ВЭ (далее - Приложение N 1), а именно: в журнале наблюдений за уровнем подземных вод для скважин N 78952, 78953,78954, 78955 отсутствуют данные по высоте патрубка и абсолютной отметки устья скважины; не представлена в территориальный фонд геологической информации по Краснодарскому краю отчетность, связанная с пользованием недрами (сведения по платежам и налогам за пользование недрами, отчетность по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.09 N 205, сведения о фонде водозаборных и наблюдательных скважин в пределах предоставленного участка недр, а так же акты ликвидации (консервации) скважин (при их наличии); не разработана и не согласована схема систем водопотребления и водоотведения.
Административный орган уведомлением от 09.10.2015 известил общество о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, о чем свидетельствует роспись представителя по доверенности Павлова Н.Н.
По результатам проведенной проверки 13.10.2015, в присутствии представителя общества по доверенности от 26.08.2015 Павлова Н.Н., административный орган в отношении общества составил протокол об административном правонарушении N 07-60-167.6ЭП-1 по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Административный орган по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в присутствии Павлова Н.Н. вынес постановление от 19.10.2015 N 07-60-167.7ЭП-3, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Апелляционная коллегия, повторно рассмотрев материалы дела, пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Поскольку указанная выше ответственность предусмотрена не за нарушение сроков изготовление технического проекта, а за пользование недрами с нарушением условий лицензии или проекта, то данное правонарушение является длящимся.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ выражается в непринятии всех необходимых и достаточных мер для соблюдения требований природоохранного законодательства.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно пунктами 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Отношения, возникающие, в том числе, в связи с использованием недр Российской Федерации, регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В статье 11 Закона установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии со статьей 22 Закона пользователь недр обязан обеспечить:
1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;
2) соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами;
4) представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации;
5) представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;
6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;
10) выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;
11) сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне.
В случае нарушения требований статьи 23 право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
Согласно статье 23.2 Закона разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Согласно абзацу 15 статьи 12 Закона о недрах, условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Материалами дела подтверждается, что общество осуществляет пользование недрами по лицензии на пользования недрами КРД 05004 ВЭ, зарегистрированной 27.06.2014, сроком действия до 27.06.2039 с целевым назначением и видами работ - добыча подземных вод для технологического обеспечения водой промышленного предприятия.
Согласно п. 2.1 приложения к Лицензии КРД 05004 ВЭ водоснабжение осуществляется за счет эксплуатации водозабора, состоящего из эксплуатационных скважин N 10554 (резервная), 78952, 78953, 78954,78955.
Согласно журналу учета расхода воды за 2015 год из скважины N 78952 в период с 01.07.2015 по 05.10.2015 было добыто пресной подземной воды в объеме - 15 873м3, из скважин N 78953,78954, 78955 в период с 01.07.2015 по 05.10.2015 было добыто пресной подземной воды - 7209 м3.
Согласно п. 3.1 приложения к Лицензии КРД 05004 ВЭ лицензия предоставляется сроком на двадцать пять лет. Условия пользования недрами действуют в течение срока действия лицензии и вступают в силу с даты ее государственной регистрации.
Согласно п. 3.1 приложения к Лицензии КРД 05004 ВЭ Владелец лицензии несет ответственность за выполнение условий пользования недрами, при заключении договора на проведение подрядных работ, связанных с осуществлением добычи подземных вод (бурение скважин, их ремонт или перебуривание, производство ликвидационного тампонажа, замена насоса и т.д.)
Согласно п. 4.8 приложения к Лицензии КРД 05004 ВЭ Владелец лицензии обязан в течение года со дня государственной регистрации лицензии организовать, финансировать из собственных средств и осуществлять постоянное ведение мониторинга в соответствии следующими требованиями: осуществлять учет водоотбора в журналах учета по формам, утвержденным приказом Минприроды России от 08.07.09 N 205; осуществлять наблюдения за уровнем подземных вод; осуществлять контроль за химическим составом; осуществлять постоянное наблюдение за техническим состоянием водозаборной скважины и свободной площадки вокруг нее; конструкция и устье скважины должны обеспечивать производство замеров уровня и отбор проб на проведение химических анализов. Замеры водоотбора подземных вод должны производиться приборами, прошедшими метрологическую экспертизу.
Согласно п. 5.1.2 "Методических рекомендаций по организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах" (утв. МПР РФ 25.07.2000) все измерения уровня производятся от края обсадной или пьезометрической трубы, превышение ее над поверхностью земли должно быть тщательно измерено и занесено в журнал режимных наблюдений вносятся данные глубины уровня подземных вод от поверхности земли, которые вычисляются следующим образом: от глубины уровня подземных вод, измеренного от края обсадной или пьезометрической трубы, вычитается высота патрубка (превышение края обсадной или пьезометрической трубы над поверхностью земли).
Согласно п. 9.2 приложения к Лицензии КРД 05004 ВЭ Владелец лицензии обязан представлять, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в территориальный фонд геологической формации по Краснодарскому краю следующую отчетность, связанную с пользованием недрами: информационные отчеты о результатах мониторинга состояния недр и о выполнении условий пользования недрами; ведения по платежам и налогам за пользование недрами; отчетность по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.09 N 205; сведения о фонде водозаборных и наблюдательных скважин в пределах предоставленного участка недр, а так же акты ликвидации (консервации) скважин (при их наличии).
Согласно п. 2 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205 обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Собственники водных объектов осуществляют учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества в случае использования таких водных объектов в указанных целях.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам, указанным в приложении к Порядку (п. 3 указанного Порядка).
В соответствии с п. 4 Порядка, организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям.
Схема систем водопотребления и водоотведения (далее - Схема) подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 15-дневный срок. В случае использования подземных водных объектов Схема подлежит также согласованию территориальным органом Федерального агентства по недропользованию в 15-дневный срок.
Пояснительная записка к Схеме должна содержать: водохозяйственный баланс намечаемого водопользования, составленный на основе отраслевых индивидуальных норм водопотребления и водоотведения; иные сведения, характеризующие количество и качество забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод.
Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие либо отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, перечень которых содержится в статье 26.2 КоАП РФ, к которым, в том числе, отнесен протокол об административном правонарушении, который в силу статьи 28.2 КоАП РФ составляется о совершении каждого административного правонарушения.
Материалы дела свидетельствуют, что в ходе проверки общества в период с 14.09 по 09.10.2015 административным органом выявлены нарушения пунктов 4.8, 9.2 приложения N 1 к лицензии на пользования недрами КРД 05004 ВЭ, а именно: в журнале наблюдений за уровнем подземных вод для скважин N 78952, 78953,78954, 78955 отсутствуют данные по высоте патрубка и абсолютной отметки устья скважины; не представлена в территориальный фонд геологической информации по Краснодарскому краю отчетность, связанная с пользованием недрами (ведения по платежам и налогам за пользование недрами, отчетность по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.09 N 205, сведения о фонде водозаборных и наблюдательных скважин в пределах предоставленного участка недр, а так же акты ликвидации (консервации) скважин (при их наличии); не разработана и не согласована схема систем водопотребления и водоотведения.
Согласно материалам административного дела и обществом не оспаривается, что в журналах наблюдений за уровнем подземных вод скважин, на момент проведения проверки, не были указаны данные по высоте патрубка и абсолютной отметки устья скважины.
Судом первой инстанции было установлено, что в части высоты патрубка нарушение вменено, поскольку не было указано в журналах наблюдений данной величины.
Представитель заявителя в суде первой инстанции пояснил, что обществом ведется наблюдение за уровнем подземных вод для скважин и соответствующий журнал, по указанию в журналах наблюдения за уровнем подземных вод скважин высоты патрубка нарушение устранено и в журналы высота патрубков внесена; данные сведения также были указаны в техпаспортах скважин и техническом проекте.
Суд первой инстанции установил, что в журналах наблюдения за уровнем подземных вод указанных скважин, представленных в судебное заседание заявителем, обществом внесены сведения по высоте патрубка и абсолютной отметки устья скважины, которые соответствуют паспортам на указанные скважины и проекту водозабора подземных вод ООО "Завод по экстракции растительных масел" в г. Кропоткин Кавказского района Краснодарского края (одиночные скважины N 78953, 78954, 78955, 78952, 10554 лицензия КрД 085004 ВЭ) от 01.06.2015. Доказательств внесения недостоверных сведений в журналы наблюдения за уровнем подземных вод скважин в ходе проверки не установлено и в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, общество устранило выявленное нарушение в данной части после вынесения оспариваемого постановления. Кроме того, данные нарушения заполнения журналов не привели к недостоверности вносимых данных, так же сведения о высоте патрубка и абсолютной отметки устья скважины имелись в паспортах скважин и проекте водозабора подземных вод.
Вмененное административное правонарушение в части отсутствия схемы систем водоотведения обществом признано, данная схема сдана на согласование в уполномоченный орган и согласована им 28.12.2015 (письмо Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 28.12.2015 "О согласовании схемы систем водопотребления и водоотведения в части объема добычи подземных вод" с приложением схемы...).
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что нарушение обществом формы заполнения журнала наблюдения за уровнем и температурой воды, не повлекло внесения в него недостоверных сведений, а также нарушение в части отсутствия схемы систем водоотведения устранено.
На момент проверки обществом были допущены указанные нарушения условий лицензионного соглашения, устранение данных нарушений не свидетельствуют об отсутствии состава вмененного административного правонарушения.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, подтверждающие, что общество приняло все зависящие от него меры по своевременному соблюдению условий, предусмотренных лицензией, соблюдению той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей при осуществлении деятельности по водопользованию, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 2 статье 7.3 КоАП РФ.
В части вмененного нарушения, выраженного в не представлении в территориальный фонд геологической информации по Краснодарскому краю отчетности, связанной с пользованием недрами (сведения по платежам и налогам за пользование недрами, отчетность по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.09 N 205, сведения о фонде водозаборных и наблюдательных скважин в пределах предоставленного участка недр, а так же акты ликвидации (консервации) скважин), административным органом не доказано событие правонарушения, поскольку в материалы дела обществом представлена справка от 21.10.2015 N 04/759 "О выполнении лицензионного соглашения (лицензия КРД 05004 ВЭ)", согласно которой Территориальный фонд геологической информации по Южному Федеральному округу подтверждает сдачу обществом за 2011-2014 года данных сведений.
При таких обстоятельствах в остальной части вмененные правонарушения подтверждения не нашли и из материалов дела об административном правонарушении, не следует, что в ходе производства по делу об административном правонарушении были осуществлены все необходимые и достаточные меры для определения объективной стороны вменяемого правонарушения в данной части.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что привлечение к административной ответственности общества в части названного нарушения не правомерно.
Порядок привлечения к административной ответственности, установленный статьями 25.1, 28.2, 29.10 КоАП РФ административным органом соблюден.
Судом первой инстанции правомерно учтено, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в данном случае не имеется; правонарушение совершено впервые. Оспариваемое постановление также не содержит указание на наличие отягчающих вину общества обстоятельств.
Вместе с тем в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с абзацем 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Пунктом 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий (пункт 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что возможно квалифицировать совершенное правонарушение в качестве малозначительного, поскольку совершенное обществом правонарушение не повлекло угрозу вреда, либо вред жизни и здоровью населения и окружающей среде. При проведении проверки не было установлено нарушений, представляющих существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, пренебрежительного отношения общества к своим обязанностям не имеется.
Данное нарушение не несет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло нарушения прав и интересов граждан и государства, не причинило экономический ущерб интересам государства, выявленные нарушения не привели в рассматриваемом случае к реальной угрозе окружающей среде.
Доказательства обратного в материалы дела административным органом не представлено.
При таких обстоятельствах оснований к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не находит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2016 по делу N А32-39578/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39578/2015
Истец: ООО "ЗАВОД ПО ЭКСТРАКЦИИ РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ", ООО Завод по экстракции растительных масел
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Третье лицо: Управление Росприроднадзора по КК