г. Челябинск |
|
13 апреля 2016 г. |
Дело N А47-663/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фотиной О.Б.,
судей Деевой Г.А., Мальцевой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гришиной Л.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.02.2016 по делу N А47-663/2014 (судья Пирская О.Н.).
Общество с ограниченной ответственностью "Грачевка-Теплогаз" (далее - ООО "Грачевка-Теплогаз", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации муниципального образования Войковский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области (далее - Администрация МО Войковский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области, ответчик) о взыскании 10 295,61 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.06.2014 иск удовлетворен, с Администрации МО Войковский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области в пользу ООО "Грачевка-Теплогаз" взыскано 10 295,61 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 10 000 руб. судебных издержек по оплате юридических услуг и 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины (т. 1, л.д. 96-100).
ООО "Грачевка-Теплогаз" 20.10.2015 обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявлением о замене должника в исполнительном производстве - Администрации МО Войковский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области ее процессуальным правопреемником - Администрацией муниципального образования Сорочинский городской округ (далее - Администрация Сорочинского городского округа), и указании на это в исполнительном листе (т. 1, л.д. 107-108).
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.02.2016 произведена замена ответчика по делу (должника в исполнительном производстве) Администрации МО Войковский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области ее процессуальным правопреемником - Администрацией Сорочинского городского округа, в удовлетворении остальной части заявления (о внесении изменений в исполнительный лист) отказано (т. 2, л.д. 6-8).
В апелляционной жалобе Администрация Сорочинского городского округа просит определение суда от 01.02.2016 отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация Сорочинского городского округа ссылается на то, что в силу ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации как права, так и обязанности Администрации МО Войковский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области не могут перейти к Администрации Сорочинского городского округа, так как ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей другим лицам. Считает, что арбитражный процесс по настоящему делу окончен, и заменить сторону в рамках данного процесса не представляется возможным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.06.2014 с Администрации МО Войковский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области в пользу ООО "Грачевка-Теплогаз" взыскано 10 295, 61 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 10 000 руб. судебных издержек по оплате юридических услуг и 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины (т. 1, л.д. 96-100).
Решение в установленном порядке вступило в законную силу, арбитражным судом 30.07.2014 выдан исполнительный лист серии АС 006636602 (т. 1, л.д. 105).
ООО "Грачевка-Теплогаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением о замене должника по делу N А47-663/2014 в связи с тем, что МО Войковский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области преобразован путем объединения с городским округом город Сорочинск с 01.06.2015 (Закон Оренбургской области "Об объединении муниципальных образований Сорочинского района Оренбургской области с городским округом город Сорочинск" от 15.12.2014 N 2824/781-V-ОЗ), и внесении соответствующего указания в исполнительный лист.
Удовлетворяя требования истца о замене стороны ее правопреемником, суд первой инстанции исходил из того, что вновь образованные муниципальные образования являются правопреемниками органов местного самоуправления, осуществлявших на его территории полномочия по решению вопросов местного значения, в силу прямого указания закона. В удовлетворении требования о внесении изменений в ранее выданный исполнительный лист суд отказал ввиду не соответствия данного требования положениям ст. 16, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1, 2 ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Данные выводы суда являются законными и обоснованными, а доводы жалобы подлежащими отклонению.
Согласно ч. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
15.12.2014 постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области N 2824/781-V-ОЗ был принят Закон Оренбургской области "Об объединении муниципальных образований Сорочинского района Оренбургской области с городским округом город Сорочинск", согласно которому Баклановский сельсовет, Бурдыгинский сельсовет, Войковский сельсовет, Гамалеевский сельсовет. Матвеевский сельсовет, Михайловский Первый сельсовет, Михайловский Второй сельсовет, Николаевский сельсовет, Первокрасный сельсовет, Пронькинский сельсовет, Родинский сельсовет, Романовский сельсовет, Рощинский сельсовет, Толкаевский сельсовет, Федоровский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области преобразованы путем объединения с городским округом город Сорочинск с 01.06.2015 в Сорочинский городской округ.
Согласно ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами и к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) дано понятие органов местного самоуправления: это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу п. 2 ст. 18 Закона о местном самоуправлении финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии со ст. 3 Закон Оренбургской области от 15.12.2014 N 2824/781-V-ОЗ "Об объединении муниципальных образований Сорочинского района Оренбургской области с городским округом город Сорочинск", органы местного самоуправления Сорочинского городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Сорочинского района Оренбургской области, Баклановского сельсовета, Бурдыгинского сельсовета, Войковского сельсовета, Гамалеевского сельсовета, Матвеевского сельсовета, Михайловского Первого сельсовета, Михайловского Второго сельсовета, Николаевского сельсовета, Первокрасного сельсовета, Пронькинского сельсовета, Родинского сельсовета, Романовского сельсовета, Рощинского сельсовета, Толкаевского сельсовета, Федоровского сельсовета Сорочинского района Оренбургской области по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Оренбургской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Согласно ст. 13 Закона о местном самоуправлении объединение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа является преобразованием муниципальных образований.
Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, влечет создание вновь образованных муниципальных образований (п. 3, 8 ст. 13 Закона о местном самоуправлении).
В силу ч. 10 ст. 85 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации. Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 903 утверждены Правила составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления.
В п. 1 названных Правил указано, что под имущественными обязательствами органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающими в силу правопреемства, понимается совокупность долговых обязательств муниципальных образований, включенных в объем муниципального долга в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и кредиторская задолженность муниципальных бюджетных учреждений.
Согласно п. 1, подп. 5 п. 3 ст. 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным данной статьей видам долговых обязательств. В объем муниципального долга включается объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации вновь образованное муниципальное образование - Сорочинский городской округ является правопреемником по долговым обязательствам преобразованных муниципальных образований.
Довод подателя жалобы о прекращении деятельности Администрации МО МО Войковский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области ввиду ее ликвидации без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к Администрации Сорочинского городского округа противоречит приведенным выше нормам права.
В рамках настоящего дела должником является Администрация Сорочинского городского округа, которое в соответствии со ст. 13 Закона о местном самоуправлении преобразовано путем объединения с иными муниципальными образованиями с созданием вновь образованного МО "Сорочинский городской округ", к которому перешли не только права на принадлежавшее преобразованным муниципальным образованиям имущество, но и их долговые обязательства.
Ссылка подателя жалобы на то, что арбитражный процесс по настоящему делу окончен и заменить сторону в рамках данного процесса не представляется возможным, апелляционным судом признается несостоятельной, поскольку в силу п. 3 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которого правопреемник заменил.
По смыслу ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 52 Закона об исполнительном производстве для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в правоотношение, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны правоотношения, которую правопреемник заменил.
В силу ч. 4 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по каждому судебному акту арбитражного суда выдается один исполнительный лист, если законом не установлено иное.
Согласно ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, к которым относятся, в частности, определение о процессуальном правопреемстве, определение об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 52 Закона об исполнительном производстве в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
Судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом (подп. 1 п. 2 ст. 52 Закона об исполнительном производстве).
Принимая во внимание приведенные положения, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что требование истца о внесении изменений в ранее выданный исполнительный лист не соответствует требованиям процессуального закона.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит доводов и ссылок на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении определения судом не установлено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
С учетом изложенного определение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по настоящей апелляционной жалобе уплата государственной пошлины не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 176, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.02.2016 по делу N А47-663/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Фотина |
Судьи |
Г.А. Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-663/2014
Истец: ООО "Грачевка-Теплогаз", ООО "Грачевка-Теплогаз"(представитель Кузнецов Александр Евгеньевич)
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЙКОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ СОРОЧИНСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ, Администрация муниципального образования Сорочинский городской округ, г. Сорочинск Сорочинского района Оренбургской области
Третье лицо: Администрация Сорочинского городского округа Оренбургской области