Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2016 г. N 06АП-1180/16
г. Хабаровск |
|
12 апреля 2016 г. |
А73-15943/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Биксур": Куценко В.С., представителя по доверенности от 01.12.2015 (сроком на один год) - л.д. 124;
от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Затыльного М.А., представителя по доверенности от 21.12.2015 N 18 (сроком до 31.12.2016);
от Советско-Гаванской городской Прокуратуры: Моргуновой Н.Н., старший прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края; удостоверение N 157177 от 30.04.2015 (сроком до 30.04.2018); приказ Генеральной прокуратуры от 25.05.2012 N 223;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Биксур"
на решение от 18.02.2016
по делу N А73-15943/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Биксур"
к Комсомольскому отделу по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
третье лицо: Советско-Гаванская городская прокуратура
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Биксур" (далее - общество; ООО "Биксур"; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комсомольского отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Дальневосточного управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее - административный орган, Дальневосточное управление Ростехнадзора) от 20.10.2015 N 20-10-2015, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20000 руб.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечена Советско-Гаванская городская прокуратура (далее - прокуратура).
Решением суда от 18.02.2016 отказано в удовлетворении заявления общества.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный орган правильно усмотрел в действиях (бездействии) общества признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, которое выразилось в следующем: в нарушение требований пунктов 3.4, 4.2, 13.7, 21.3 РД 153-39.2-080-01 "Правила технической эксплуатации автозаправочных станций", утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 01.08.2001 N 229 (далее - РД 153-39.2-080-01), в помещении АЗС отсутствовала обязательная документация (паспорт АЗС с технологической и электрической схемами, схемами молние-защиты и заземления, приказы руководства организации о назначении лиц, ответственных за эксплуатацию АЗС, эксплуатацию электрооборудования, метрологическое обеспечение, паспорта на резервуары, формуляры руководства по эксплуатации на топливораздаточных колонок АЗС, график проверки на все средства измерения, журналы учета работы ТРК, журналы поступления нефтепродуктов); место расположения автозаправочной станции не обозначено дорожным знаком АЗС; сведения о количестве принятого в резервуары АЗС не зафиксировано в сменном отчете от 06.07.2015; перед сливом нефтепродуктов в резервуары АЗС не отбирается проба по ГОСТу.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Биксур" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества в полном объеме.
Заявитель жалобы ссылается на пункт 1 статьи 23.30 КоАП РФ, Постановление Правительства Российской Федерации N 620 от 20.06.2013, Федеральный закон от 19.10.2011 N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ), пункты 3.4, 13.7, 21.3 РД 153-39.2-080-01, приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации N 1090 от 23.10.1993, статью 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), и утверждает о том, что: у Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору нет функции и полномочий по проведению надзора объектов розничной торговли нефтепродуктами, как не предусмотрена и ответственность по статье 9.11 КоАП РФ в отношении объектов розничной торговли нефтепродуктами; автозаправочные станции жидкого моторного топлива не относятся к опасным производственным объектам; на АЗС общества имеется полный и необходимый перечень документов, но по запросу Прокуратуры от 25.05.2015 часть документов направлена в центральный офис компании в г. Хабаровск для подготовки ответа и изготовления надлежащим образом заверенных копий, и на момент проверки такие документы не могли быть оперативно возвращены на АЗС; дорожный знак "АЗС" устанавливает в придорожной полосе орган местного самоуправления; проверка произведена в отсутствие уполномоченных лиц общества, документы на поступившее топливо рассмотрены не полностью.
В своем отзыве на апелляционную жалобу Дальневосточное управление Ростехнадзора доводы жалобы отклонило, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и представитель прокуратуры отклонили доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, по адресу: Хабаровский край, г. Советская Гавань, ул. Коммунальная, 2 А, находится автозаправочная станция (далее - АЗС) ООО "Биксур", которая на основании свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" СП 156.13130.2014 является традиционной АЗС (технологическая система АСЗ предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением 9 резервуаров и их разнесением с 3 топливо-раздаточными колонками).
08.07.2015 в период времени с 11 часов 30 минут до 13 часов 10 минут Советско-Гаванской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере производства, хранения и реализаций моторного топлива на указанной АЗС, в ходе которой установлено, что она осуществляет хранение и реализацию следующих видов топлива: дизельное, дизельное евро, АИ-95, АИ-92, А-80, однако в нарушение требований пунктов 3.4, 4.2, 13.7, 21.3 РД 153-39.2-080-01, на момент проверки выявлено, что: 1) в помещении АЗС отсутствовала следующая обязательная документация: паспорт АЗС с технологической и электрической схемами, схемами молниезащиты и заземления (пп. "в"); приказы руководства организации о назначении лиц, ответственных за эксплуатацию АЗС, эксплуатацию электрооборудования, метрологическое обеспечение (пп. "ф"); паспорта на резервуары (Приложение 2 к РД 153-39.2-080-01) (пп, "д"); формуляры (паспорта), руководства по эксплуатации на топливораздаточных колонок АЗС, график поверки на все средства измерения (пп. "п"), журналы учета работы ТРК (приложение 3 к РД 153-39.2-080-01), а также журнал поступления нефтепродуктов; 2) место расположения автозаправочной станции не обозначено дорожным знаком "АЗС"; 3) согласно накладной N 805 от 06.07.2015 на АЗС поступило дизельное летнее топливо в количестве 16000 литров (12,753 тонн), при этом сведения о количестве принятого в резервуары АЗС нефтепродуктов не зафиксированы в сменном отчете за 06.07.2015, кроме того, в указанной накладной в соответствующей графе отсутствуют сведения от кого (не указан поставщик) поступило указанное топливо на АЗС; 4) перед сливом нефтепродуктов из автоцистерны в резервуар АЗС не отбирается проба нефтепродукта по ГОСТ 2517, на основании которой определяются показатели качества согласно требованиям приемо-сдаточного анализа.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 08.07.2015 соблюдения требований законодательства на территории Российской Федерации, а 22.07.2015 и.о. Советско-Гаваньского городского прокурора, в отсутствие представителя надлежаще извещенного общества, в отношении последнего возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее постановление.
Материалы дела направлены на рассмотрение в Советско-Гаваньский городской суд Хабаровского края, по определению от 03.08.2015 которого данные материалы переданы на рассмотрение в Дальневосточное управление Ростехнадзора.
Определением Дальневосточного управления Ростехнадзора от 01.10.2015 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 20.10.2015 на 14 часов 00 минут, получив которое общество направило в административный орган ходатайство от 20.10.2015 о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества, содержащего также возражения против привлечения к административной ответственности.
20.10.2015 государственным инспектором Комсомольского отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Дальневосточного управления Ростехнадзора, в отсутствие законного представителя надлежаще извещенного общества, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, вынесено постановление N 20-10-2015, которым ООО "Биксур" привлечено к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, ООО "Биксур" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии со статьей 9.11 КоАП РФ, нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки -является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону правонарушения составляют действия либо бездействие, выраженные в нарушении правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
В силу пунктов 1.1, 1.2 РД 153-39.2-080-01, настоящий РД устанавливает требования к эксплуатации АЗС, ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке; положения и требования настоящего РД распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые АЗС, которые осуществляют обеспечение нефтепродуктами владельцев транспортных средств, водителей специального автотранспорта и автотранспорта специального назначения, а также для удовлетворения собственных нужд организаций и индивидуальных предпринимателей.
Согласно пунктам 1.3, 3.4 РД 153-39.2-080-01, требования РД обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей (в дальнейшем - организации), осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС; при осуществлении контроля и надзора проверяется наличие на АЗС следующей документации: документ о регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; лицензия на осуществление данного вида деятельности или заверенная копия; паспорт АЗС с технологической и электрической схемами (Приложение 1), схемами молниезащиты и заземления; настоящие Правила технической эксплуатации АЗС; паспорта на резервуары (Приложение 2); формуляры (паспорта), руководства по эксплуатации на топливо- и маслораздаточные колонки, журналы учета работы ТРК (МРК) (Приложение 3); градуировочные таблицы на резервуары; план и порядок действий персонала АЗС при возникновении и ликвидации возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций, согласованный с компетентными организациями в установленном порядке; инструкции по: охране труда работников АЗС при выполнении всех технологических операций, при выполнении работ по обслуживанию и ремонту технического и технологического оборудования; пожарной безопасности; эксплуатации очистных сооружений; паспорта технического и технологического оборудования (кроме вышеуказанного в п. п. "д", "е"): систем вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения, отопления, электродвигателей, насосов и т.д.; инструкции работников АЗС по исполнению функциональных обязанностей; журнал учета поступления нефтепродуктов (Приложение 5); журнал учета ремонта технического и технологического оборудования (Приложение 6); сменный отчет (в соответствии с действующей документацией); график поверки на все средства измерения (СИ) и свидетельства или иные документы, подтверждающие факт выполнения поверки СИ; книга жалоб и предложений; утвержденный прейскурант цен на товары и услуги; паспорта (сертификаты) качества на товары; документация о выполнении всех видов проверок и испытаний электрического оборудования АЗС; приказы руководства организации о назначении лиц, ответственных за эксплуатацию АЗС, эксплуатацию электрооборудования, метрологическое обеспечение; документы о регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах; по решению владельца АЗС допускается ведение на АЗС дополнительной документации по учету товарно-материальных ценностей и эксплуатации АЗС; вся документация на АЗС ведется на русском языке.
В силу пунктов 4.2, 13.7 РД 153-39.2-080-01, место расположения автозаправочной станции обозначается дорожным знаком "АЗС"; в ходе и по завершении слива нефтепродуктов в резервуары АЗС необходимо: снять пломбы с горловины и сливного вентиля; открыть горловину настолько, чтобы был обеспечен доступ атмосферного воздуха в пространство над нефтепродуктом; начало слива, характеризующееся заполнением сливных рукавов и приемных трубопроводов, выполнять при малом расходе, с постепенным его увеличением по мере заполнения трубопроводов; выполнить слив нефтепродуктов из автоцистерны; обеспечить постоянный контроль за ходом слива нефтепродукта и уровнем его в резервуаре, не допуская переполнения или разлива; по завершении слива оператор лично убеждается в том, что нефтепродукт из автоцистерны и сливных рукавов слит полностью; отсоединить сливные рукава; после отстоя и успокоения нефтепродукта в резервуаре (не менее чем через 20 мин.) произвести измерение уровня и определить объем фактически принятого продукта по градуировочной таблице; внести в журнал поступления нефтепродуктов, в сменный отчет и товарно-транспортную накладную данные о фактически принятом количестве нефтепродукта; при отсутствии расхождения между фактически принятым количеством (в тоннах) нефтепродукта и количеством (в тоннах), указанным в товарно-транспортной накладной, расписаться в накладной, один экземпляр которой остается на АЗС, а три экземпляра возвращаются водителю, доставившему нефтепродукты; при выявлении несоответствия поступивших нефтепродуктов товарно-транспортной накладной составить акт на недостачу в трех экземплярах, из которых первый - приложить к сменному отчету, второй - вручить водителю, доставившему нефтепродукты, а третий остается на АЗС; о недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка на всех экземплярах товарно-транспортной накладной.
Согласно пункту 21.3 РД 153-39.2-080-01, перед сливом нефтепродуктов из автоцистерны в резервуар АЗС определяется наличие в них подтоварной воды и механических примесей, отбирается проба нефтепродукта по ГОСТ 2517, на основании которой определяются показатели качества согласно требованиям приемо-сдаточного анализа; для выполнения приемо-сдаточного анализа АЗС укомплектовывается необходимыми приборами и материалами; качество масел и смазок, затаренных в герметичную заводскую упаковку, при приеме не определяется; расфасованные нефтепродукты должны иметь соответствующую информацию о качестве на этикетках изготовителя, а также сертификат и паспорт качества (копию) на поставленную партию.
Материалами дела, а именно: актом проверки от 08.07.2015, письменными объяснениями, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.07.2015, подтверждается, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере производства, хранения и реализаций моторного топлива на автозаправочной станции ООО "Биксур" выявлены нарушения требований пунктов 3.4, 4.2, 13.7, 21.3 РД 153-39.2-080-01, выразившиеся в том, что: в помещении АЗС отсутствовала обязательная документация (паспорт АЗС с технологической и электрической схемами, схемами молние-защиты и заземления, приказы руководства организации о назначении лиц, ответственных за эксплуатацию АЗС, эксплуатацию электрооборудования, метрологическое обеспечение, паспорта на резервуары, формуляры руководства по эксплуатации на топливораздаточных колонок АЗС, график проверки на все средства измерения, журналы учета работы ТРК, журналы поступления нефтепродуктов); место расположения автозаправочной станции не обозначено дорожным знаком АЗС; сведения о количестве принятого в резервуары АЗС не зафиксировано в сменном отчете от 06.07.2015; перед сливом нефтепродуктов в резервуары АЗС не отбирается проба по ГОСТу.
Учитывая, что нарушение обществом законодательства в сфере производства, хранения и реализаций моторного топлива на автозаправочной станции документально подтверждено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО "Биксур" события вменяемого правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции не установил объективных причин, препятствовавших заявителю исполнить требования РД 153-39.2-080-01.
Имеющиеся в деле документальные доказательства арбитражный суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания ООО "Биксур" виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
В ходе проверки соблюдения срока давности привлечения к административной ответственности, нарушений не установлено.
Доводы заявителя жалобы о том, что у Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору нет функции и полномочий по проведению надзора объектов розничной торговли нефтепродуктами, как не предусмотрена и ответственность по статье 9.11 КоАП РФ в отношении объектов розничной торговли нефтепродуктами, и о том, что на момент проверки документы, истребованные прокуратурой (запрос от 25.05.2015) не могли быть оперативно возвращены на АЗС, были исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.
Иные доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними.
Оценивая размер наложенного на заявителя административного штрафа (минимальный размер), арбитражный суд апелляционной инстанции находит его соответствующим статье 9.11 КоАП РФ, отвечающим цели наказания, а равно принципам законности, справедливости и целесообразности налагаемой ответственности.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела оснований для признания незаконным и отмены постановления административного органа от 20.10.2015 N 20-10-2015 не установлено, в удовлетворении заявления общества судом первой инстанции отказано правомерно.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, Шестым арбитражным апелляционным судом не установлено.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18 февраля 2016 года по делу N А73-15943/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15943/2015
Истец: ООО "Биксур"
Ответчик: Дальневосточное управление Ростехнадзора, Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Комсомольский отдел по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Дальневосточного управления Ростехнадзора, Комсомольский отдел по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Прокуратура Хабаровского края, Советско-Гаванская городская Прокуратура