г. Воронеж |
|
05 апреля 2016 г. |
Дело N А64-4795/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2016 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурненкова А.А.,
судей Андреещевой Н.Л.,
Мокроусовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Барбашиной М.С.,
при участии:
от ТОГБУЗ "Рассказовская центральная районная больница": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области": (до перерыва) Мжачих Игоря Станиславовича, представителя по доверенности N 24 от 18.05.2015;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям": (до перерыва) Патрина Валерия Сергеевича, представителя по доверенности N 1 от 18.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.12.2015 г. по делу N А64-4795/2015 (судья А.В. Захаров), принятое по иску ТОГБУЗ "Рассказовская центральная районная больница" к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области", третьи лица: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области, Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям" о взыскании 504 567,24 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Рассказовская центральная районная больница" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Федеральному казенному учреждению Военный комиссариат Тамбовской области (далее - ответчик) о взыскании задолженности по оплате лабораторных исследований за период с 15.06.2015 по 15.07.2015 в размере 504 567,24 руб., из них сумма основного долга - 501 008 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами - 3 559,24 руб.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 07.10.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям".
Истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования, просит взыскать задолженность в размере 260458 руб., в остальной части исковых требований заявил отказ.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 23.12.2015 г. с ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" в пользу ТОГБУЗ "Рассказовская центральная районная больница" взыскана задолженность в размере 260458 руб.; расходы по уплате государственной пошлины в размере 8209 руб. В остальной части исковых требований производство прекращено.
Не согласившись с решением суда от 23.12.2015 г., ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой ссылается на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представители ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" и ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям" в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение арбитражного суда области отменить.
В настоящее судебное заседание суда апелляционной инстанции представители иных лиц участвующих в деле не явились.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения неявившихся участников процесса о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании 22 марта 2016 г. объявлялся перерыв до 29 марта 2016 г. (с учетом выходных дней).
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Суд, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнения) и отзывов на нее, заслушав пояснения представителей ответчика и третьего лица, считает решение суда от 23.12.2015 г. законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, ТОГБУЗ "Рассказовская центральная районная больница" в адрес ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" для подписания был направлен договор на оказание лабораторных и диагностических исследований, который ответчиком не был подписан со ссылкой на необходимость оплаты данных исследований за счет средств обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем, истцом в рамках весенней призывной комиссии были оказаны услуги по лабораторным и диагностическим исследованиям на общую сумму 260458 руб.
Списком лиц, которым были проведены лабораторные и инструментальные исследования по направлениям отдела ВКТО по г. Рассказово и Бондарскому району за весенний призыв 2015 год, из 340 человек, подтвержден журналом ЭКГ и лабораторных испытаний.
Истцом в адрес ответчика для подписания был направлен Акт об оказании услуг N 683 от 15.06.2015 г., а также выставлен счет для оплаты оказанных услуг N 683 от 15.06.2015 г.
Ссылаясь на то, что ответчиком не были оплачены оказанный услуги по лабораторным и инструментальным исследованиям, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с ответчика задолженности по оплате оказанных услуг в размере 260458 руб. (с учетом уточнения требований).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
По ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
С учетом положений ст. 59 Конституции Российской Федерации и соответствующих норм Закона о воинской обязанности и военной службе, Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441, суд полагает, что оказываемые Учреждением в рамках заключенного с Комиссариатом договора N 75 от 19.04.2013 услуги определенно обладают особой спецификой и направлены на защиту охраняемых законом публичных интересов в сфере обеспечения обороноспособности Российской Федерации и боеготовности ее Вооруженных Сил.
В рассматриваемом случае основанием возникновения обязанности по оплате оказанных медицинских услуг является Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В силу п. 7 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе) компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (далее - Постановление N 1441), п. 1 которого предусмотрено, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подп. "д" п. 2 Постановления N 1441 обязательная подготовка граждан к военной службе включает, в частности, медицинское освидетельствование и медицинское обследование.
Порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона о воинской обязанности, определен Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704).
Пунктом 2 Правил N 704 предусмотрено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в том числе с прохождением медицинского освидетельствования и медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу.
Компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации (п. 3 Правил N 704).
Согласно пункту 4 Правил N 704 выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 2 указанных Правил, - путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
Статьей 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
В рассматриваемом случае, обязательства сторон возникли по причине фактически оказанных истцом ответчику услуг медицинского характера.
Из материалов дела видно, что истцом услуги оказаны на общую сумму 260458 руб., что подтверждено Актом сверки, подписанного истцом и ответчиком без возражений и скрепленного их печатями, списком лиц, которым были проведены лабораторные и инструментальные исследования по направлениям отдела ВКТО по г. Рассказово и Бондарскому району за весенний призыв 2015 год, журналом ЭКГ и лабораторных испытаний.
Расчет оказанных услуг произведен в соответствии с утвержденным Прейскурантом цен на проведение платных анализов, проводимых в клинико-диагностической лаборатории и Прейскурантом цен на исследования, производимые в ТОГБУЗ "Рассказовская ЦРБ".
Факт оказания внедоговорных услуг по проведению лабораторных исследований для перечисленной категории граждан на заявленные суммы ответчиком не оспаривается, о нарушении истцом обязательств не заявлено.
Доказательств обратного ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Факт оказания услуг, объемы и качество оказанных услуг ответчиком не оспорено, возражений по расчету суммы задолженности не заявлено.
Установив фактические обстоятельства по делу, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным и подлежащим удовлетворению требование о взыскании основного долга на общую сумму 260458 руб.
Заявлений о фальсификаций доказательств, равно как и доказательств надлежащего исполнения своих обязательств ответчика, не представлено ни в суд области, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы.
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, исковые требования заявлены обоснованно, материалами дела доказаны, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнения) о том, что заявленные требования не касаются проведения освидетельствования, а Правилами N 704 не определяется порядок оплаты стоимости проведения обязательных диагностических исследований, предшествующих медицинскому освидетельствованию призывников, подлежат отклонению, как не основанные на нормах действующего законодательства.
На основании подп. 3 п. 2 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий: медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
В соответствие с п. 3 Правил N 704 компенсация названных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подп. 1 - 3 и 5 п. 2 настоящих Правил, путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности (п. 4 Правил N 704).
Таким образом, на военные комиссариаты возложена, в том числе обязанность по оплате оказанных медицинским учреждением услуг по медицинскому освидетельствованию и медицинскому обследованию граждан при призыве на военную службу.
Отклоняется как несоответствующий положениям Закона о воинской обязанности и военной службе довод заявителя апелляционной жалобы о том, что возмещение расходов медицинских организаций на проведение обязательных диагностических исследований перед медицинским освидетельствованием граждан, поступающих на военную службу по контракту, осуществляется в порядке и в соответствии со способами оплаты медицинской помощи, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счёт средств обязательного медицинского страхования и за счёт бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
Как следует из раздела V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 1273, в рамках территориальной программы за счёт бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение проведения осмотров врачами и диагностических исследований в целях проведения обязательных диагностических исследований и оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учёт, призыве или поступлении на военную службу, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе.
Довод апелляционной жалобы о том, ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" лимиты бюджетных средств на осуществление закупок услуг, связанных с медицинским обеспечением призыва граждан на военную службу, проведение каких-либо диагностических исследований соответствующим распорядителем бюджета не доводились, судебная коллегия не может признать состоятельным как не соответствующим требованиям действующего законодательства, прямо предусматривающего обязанность ответчика, исполняющего публичную функцию по обеспечению исполнения воинской обязанности, по компенсации расходов лечебного учреждения при оказании медицинских услуг в отношении контингента военкомата.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в 2015 году договорных отношений между ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" и ТОГБУЗ "Рассказовская центральная районная больница", не принимаются судебной коллегией, так как отсутствие договора в виде отдельного документа не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку услуги фактически были оказаны истцом, приняты ответчиком и, следовательно, подлежат оплате.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на письмо Минздрава РФ от 20.08.2015 г. отклоняется судебной коллегией как необоснованная и противоречащая правовому подходу, сформированному Верховным судом РФ и изложенному, в частности, в Определении Верховного Суда РФ от 29.02.2016 г. по делу N 310-ЭС15-20180.
Каких-либо иных доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого определения, либо опровергали выводы арбитражного суда области, апелляционная жалоба не содержит.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения Арбитражного суда Тамбовской области от 23.12.2015 г. по делу N А64-4795/2015 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на заявителя жалобы. Между тем, заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в порядке ст. 333.37 НК РФ, в связи с чем, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.12.2015 г. по делу N А64-4795/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Н.Л. Андреещева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4795/2015
Истец: Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Рассказовская центральная районная больница" (ТОГБУЗ "Рассказовская ЦРБ")
Ответчик: Военный комиссариат Тамбовской области
Третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страховая Тамбовской области, ФКУ "Управление финансового обоспечения Министерства обороны РФ по Тамбовской, Липецкой, Рязанской областям"
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2380/16
05.04.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-611/16
28.01.2016 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-611/16
23.12.2015 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-4795/15