город Омск |
|
13 апреля 2016 г. |
Дело N А46-15269/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.П.,
судей Смольниковой М.В., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Запорожец А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2562/2016) федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Омской области" на решение Арбитражного суда Омской области от 22.01.2016 по делу N А46-15269/2015 (судья Погосткина Е.А.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "НПФ "Внедрение" (ИНН 5507210558, ОГРН 1095543009418) к федеральному казённому учреждению "Военный комиссариат Омской области" (ИНН 5503019462, ОГРН 1025500745270) о взыскании 359 852 руб. 05 коп.
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Министерства обороны Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации
при участии в судебном заседании представителей:
от федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Омской области" - Зарубина И.Ю. по паспорту, доверенности N ППЗ/11 от 11.01.2016, сроком действия один год;
от общества с ограниченной ответственностью "НПФ "Внедрение" - Пожаров А.А. по паспорту, доверенности б/н от 21.04.2014, сроком действия три года
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НПФ "Внедрение" (далее - ООО "НПФ "Внедрение", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области к федеральному казённому учреждению "Военный комиссариат Омской области" (далее - Военный комиссариат Омской области, ответчик) с иском о взыскании задолженности по компенсации страховых взносов с сумм среднего заработка работников за период привлечения их к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности в размере 359 852 руб. 05 коп.
Определением арбитражного суда от 21.12.2015 к участию в деле N А46-15269/2015 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минобороны России и Минфин России).
Решением арбитражного суда от 22.01.2016 с Военного комиссариата Омской области в пользу ООО "НПФ "Внедрение" взыскано 359 852 руб. 05 коп. в счёт компенсации расходов, понесённых в связи с выплатой страховых взносов, начисленных за время исполнения работниками воинских обязанностей, а также 10 197 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением суда, Военный комиссариат Омской области подал апелляционную жалобу, в котором просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование своей жалобы ответчик приводит следующие доводы:
- по результатам проверки ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска в 2015 году вынесено решение от 13.08.2015 N 16 ВП о доначислении истцу недоимки страховых взносов в размере 359 852 руб. 05 коп.;
- суд не установил сумму фактически понесённых расходов, руководствовался только вышеуказанным решением;
- задолженности по компенсации средней заработной платы у ответчика не имеется, однако суд необоснованно констатировал в своём решении о взыскании спорной суммы, в том числе в счёт компенсации расходов, понесённых в связи с выплатой средней заработной платы, тогда как истец просил взыскать задолженность по компенсации страховых взносов с сумм среднего заработка работников;
- сумма фактических расходов, понесённых истцом, выставленная ответчику за 2014 год и компенсированная ответчиком в полном объёме составила 1 309 538 руб. 42 коп., иных требований за 2014 год ответчику не предъявлено, счета на оплату не выставлены. В связи с чем считает, что ответчик выполнил все обязательства перед истцом по договору от 09.01.2014;
- истец не представил основания компенсации возмещения дополнительных расходов на уплату страховых взносов, доказательства их несения, не подтвердил документально их размер.
От ООО "НПФ "Внедрение" поступил отзыв на жалобу, в котором оно указывает об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного решения.
От третьих лиц Минобороны России и Минфина России отзывов на жалобу не поступило.
Представители Минфина России и Минобороны России, извещённых о судебном заседании 06.04.2016 надлежащим образом, в него не явились. Суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.
Представитель Военного комиссариата Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "НПФ "Внедрение" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав пояснения представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 09.01.2014 между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) заключён договор о порядке компенсации расходов, понесённых организацией в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (т. 1 л.д. 17-18).
По указанному договору ответчик обязался возмещать истцу расходы на 10 человек, связанные с выплатой среднего заработка, в связи с привлечением к участию в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности.
Как указывает истец в исковом заявлении, ответчиком оплачивались расходы, связанные с выплатой заработной платы сотрудникам, без начисленных страховых взносов.
ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременно уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов - истцом за период с 01.10.2012 по 31.12.2014, составлен акт выездной проверки N 20 от 30.06.2015 (т. 1 л.д. 107-126).
Решением от 13.08.2015 N 16 ВП ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (т. 1 л.д. 25-29) истец привлечён к ответственности в виде начисления штрафа, в том числе за неуплату сумм страховых взносов.
В решении указано, что суммы среднего заработка, выплачиваемые истцом работникам за период их участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, по результатам проверки подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Согласно указанному решению, как указывает истец, недоимка за 2014 год составила 359 852 руб. 05 коп., в том числе: 292 130 руб. 82 коп. - сумма неоплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ; 67 721 руб. 23 коп. - сумма неоплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС РФ.
Правомерность решения Пенсионного фонда РФ о доначислении страховых взносов проверена решением Арбитражного суда Омской области от 08.12.2015 по делу А46-11290/2015 (т. 1 л.д. 30-35).
Платёжными поручениями N 15, 17 от 05.11.2015 истец перечислил в отделение пенсионного фонда по требованию последнего денежные средства в общей сумме 359 852 руб. 07 коп. (292 130 руб. 83 коп. + 67 721 руб. 24 коп. (т. 1 л.д. 23-24).
09.11.2015 истец предъявил ответчику претензию о возмещении понесённым им расходов (т. 1 л.д. 14-16).
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришёл к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают правильности данного вывода суда первой инстанции.
Соглашаясь с этим выводом, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ), гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.
Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица (пункт 6 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ).
Компенсация расходов, понесённых организациями в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесённых организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" утверждены Правила компенсации расходов, понесённых организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее Правила N 704).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 настоящих Правил компенсации подлежат расходы организаций, связанные с проездом граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно, наймом (поднаймом) жилья (за исключением времени прохождения военных сборов), выплатой командировочных (суточных), в том числе при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора), органа федеральной службы безопасности к месту проведения военных сборов и обратно, а для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, - с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения), в случае:
прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы.
Как видно из приведённых выше положений Федерального закона N 53-ФЗ и Правил N 704, работающим гражданам за время их участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности выплачивается (по месту постоянной работы) средний заработок с учётом соответствующих начислений на фонд оплаты труда.
В связи с тем, что в самом Федеральном законе и принятом в соответствии с ним уполномоченным органом - Правительством Российской Федерации - нормативном правовом акте выплаты прямо определены как "средний заработок", суды должны исходить из этих императивных норм, и квалифицировать эти выплаты иначе, чем средний заработок (с соответствующими начислениями на фонд оплаты труда), не вправе. Поэтому отпадает сама возможность правоприменителю изменять правовую природу названных выплат.
Обязанность выплатить работникам (в рассматриваемом деле - за время участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности) средний заработок с учётом соответствующих начислений на фонд оплаты труда является обязанностью работодателя по месту постоянной работы, о чём прямо указано в Федеральном законе N 53-ФЗ и Правилах N 704.
И эти выплаты производятся за счёт работодателя (часть вторая статьи 165 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ)).
Выплата работодателем по месту постоянной работы своему работнику за время его участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности среднего заработка с учётом начисленных на фонд оплаты труда страховых взносов имеет характер гарантии и исключает возможность толковать эти выплаты в качестве "компенсации".
В соответствии с частью второй статьи 164 ТК РФ компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Очевидно, что сам средний заработок не может пониматься под предусмотренными в статье 164 ТК РФ и не входящими в систему оплаты труда компенсационными выплатами, относительно которых даны разъяснения в пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 N 106 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога" (далее - Информационное письмо N 106).
Средний заработок как таковой не может пониматься и в качестве второго вида компенсационных выплат, определённых в статье 129 ТК РФ, относительно которых даны разъяснения в пункте 4 Информационного письма Президиума N 106.
Выплата работодателем по месту постоянной работы среднего заработка своему работнику производится за счёт работодателя, и на этой стадии ответчик в отношениях по выплатам не участвует и не должен участвовать.
Введение в действие с 01.01.2010 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), создало истцу как организации-работодателю (подпункт "а" пункта 1 части 1 статьи 5 - плательщиками страховых взносов являются страхователи - организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) обязанность при выплате среднего заработка специалистам, участвовавшим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности в 2011-2014 годах, начислять на фонд оплаты труда вместо единого социального налога страховые взносы и уплачивать их в соответствующие бюджеты.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9. Названные плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом (части 1, 2 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ).
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, предусмотрен в части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Из части 1 статьи 9 видно, что в перечне не указан средний заработок, выплачиваемый (сохраняемый) за время участия работающего гражданина в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности.
Соответственно, средний заработок подлежит обложению в 2011-2014 годах страховыми взносами (в 2009 году облагался единым социальным налогом).
Подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ предусматривает, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением указанных в этом подпункте случаев.
Однако подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 не предусматривает для организации-работодателя обложение страховыми взносами осуществляемых им (работодателем) компенсационных выплат физическим лицам. Средний заработок, который истец как организация-работодатель в соответствии с ТК РФ и Федеральным законом N 53-ФЗ выплачивает своим работникам за время их участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, является для него (в силу прямого указания настоящего Федерального закона, о чём изложено выше) средним заработком, а не компенсационными выплатами.
Ответчик не является участником отношений по начислению на фонд оплаты труда страховых взносов и их уплате в бюджеты фондов.
Эти отношения возникли между соответствующими фондами и истцом как плательщиком среднего заработка и страховых взносов (организацией, осуществляющей выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам).
Однако отсутствие у ответчика обязанности уплатить страховые взносы не освобождает его от обязанности возместить расходы истца (плательщика таких взносов) на соответствующие цели.
Существующая в силу закона обязанность ответчика заключается не в уплате страховых взносов, а в возмещении организации - истцу понесённых расходов, связанных с выплатой среднего заработка с учётом начислений на фонд оплаты труда, в размере выплаченного специалистам среднего заработка с учётом сумм начисленных и уплаченных страховых взносов.
Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нём достаточного денежного остатка на день платежа (пункт 1 части 5 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 Правил N 704 выплата компенсации расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил (то есть, включая расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтённых на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату.
Выплата компенсации в соответствии с абзацем вторым пункта 4 настоящих Правил осуществляется на основании представленных получателями компенсации сведений о размере фактических расходов с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации (пункт 5 Правил).
Приведённые положения Правил о возмещении (компенсации) организациям понесённых расходов в связи с реализацией Федерального закона N 53-ФЗ дополнительно к ранее изложенному свидетельствуют, что военный комиссариат обязан компенсировать понесённые расходы организаций, то есть после завершения последними соответствующих выплат среднего заработка и начисленных страховых взносов, что заведомо исключает как участие военного комиссариата в отношениях по таким выплатам, так и возможность уменьшать подлежащую возмещению военным комиссариатом сумму в сравнении с той суммой расходов, что фактически понесены организацией.
При толковании правовых норм подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ как влекущих освобождение военного комиссариата от возмещения организации-работодателю расходов в части сумм, составляющих начисленные на фонд оплаты труда страховые взносы, нарушаются вытекающие из Конституции Российской Федерации универсальные принципы справедливости и равенства обложения страхователей страховыми взносами, а также принципы равенства граждан на социальное обеспечение и экономического обоснования страховых взносов.
Суд отмечает также, что в обратной ситуации у истца возникают обязательные для него расходы, источник покрытия которых отсутствует, что повлечет не основанное на законе возложение бремени этих убытков на истца или - в скрытой неправовой форме - на работников истца.
Расходы истца по уплате страховых взносов подлежат компенсации государством, поскольку это прямо предусмотрено Федеральным законом N 53-ФЗ.
Истец подтвердил реальность несения им расходов в заявленной сумме.
Напротив, доказательств возмещения истцу страховых взносов ответчиком в материалы настоящего дела не представлено.
Поэтому суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы ответчика при повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции проверены и отклоняются по вышеизложенным мотивам.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 22.01.2016 по делу N А46-15269/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.П. Семёнова |
Судьи |
М.В. Смольникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15269/2015
Истец: ООО "НПФ "ВНЕДРЕНИЕ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Министерство оброны Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Омской области