г. Саратов |
|
12 апреля 2016 г. |
Дело N А57-18755/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Абросимовым О.А.
при участии в судебном заседании представителя министерства сельского хозяйства Саратовской области Яворека Д.Я., действующего по доверенности от 12.05.2015, индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Абрамова Александра Анатольевича, представителя индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Абрамова Александра Анатольевича Воронина А.С., действующего по доверенности от 04.08.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства сельского хозяйства Саратовской области (410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. Университетская, д. 45/51, ОГРН 1036405514090, ИНН 6455020996)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 февраля 2016 года по делу N А57-18755/2015 (судья Землянникова В.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Абрамова Александра Анатольевича (Саратовская область, Екатериновский район),
заинтересованные лица:
министерство сельского хозяйства Саратовской области (410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. Университетская, д. 45/51, ОГРН 1036405514090, ИНН 6455020996)
правительство Саратовской области (410042, Саратовская область, г. Саратов, ул. Московская, 72),
комиссия по определению участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в рамках реализации государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы" (410042,Саратовская область, г. Саратов, ул. Московская, 72)
о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Абрамов Александр Анатольевич (далее - глава КФХ Абрамов А.А., заявитель) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения комиссии по определению участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в рамках реализации государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы" (далее - Комиссия), изложенного в протоколе от 16.07.2015, по отказу главе КФХ Абрамову А.А. во включении в состав участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров в рамках Государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы" на основании заявки, поданной 02 июля 2015 года.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Комиссию включить главу КФХ Абрамова А.А. в состав участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы" на основании заявки, поданной 02 июля 2015 года; обязать министерство сельского хозяйства Саратовской области принять решение о выделении главе КФХ Абрамову А.А. гранта в размере 1 500 000 руб. в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы" на основании заявки поданной 02.07.2015 года; обязать министерство сельского хозяйства Саратовской области выдать главе КФХ Абрамову А.А. грант в размере 1 500 000 руб. в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы" на основании заявки, поданной 02 июля 2015 года.
Решением суда от 05.02.2016 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Комиссии, изложенное в протоколе от 16.07.2015 об отказе главе КФХ Абрамову А.А. во включении в состав участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы" на основании заявки, поданной 02.07.2015 года.
В качестве способа восстановления нарушенного права суд обязал Комиссию включить индивидуального предпринимателя главу КФХ Абрамова А.А. в состав участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы" на основании заявки, поданной 02 июля 2015 года.
Кроме того, суд обязал министерство сельского хозяйства Саратовской области на основании решения Комиссии о включении главы КФХ Абрамова А.А. в состав участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы" на основании заявки, поданной 02 июля 2015 года, принять решение о выделении главе КФХ Абрамову А.А. гранта в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы".
Министерство сельского хозяйства Саратовской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Правительство Саратовской области, Комиссия явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы участники процесса извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлением о вручении почтового отправления N 410031 95 79067 8, конвертом с уведомлением о вручении почтового отправления N 410031 95 79068 5. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 12 марта 2016 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 02 июля 2015 года главой КФХ Абрамовым А.А. в Комиссию подана заявка на участие в конкурсе по определению участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров.
Решением Комиссии, отраженным в протоколе от 16.07.2015, главе КФХ Абрамову А.А. отказано в праве на включение в состав участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров.
Считая данное решение Комиссии от 16.07.2015 незаконным, глава КФХ Абрамов А.А. обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемое решение Комиссии не соответствует закону и нарушает права и интересы главы КФХ Абрамова А.А.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтверждёнными собранными по делу доказательствами.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 N 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров" установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства выделяются при наличии региональных программ по поддержке начинающих фермеров и соответствующего нормативного правового регулирования в субъекте Российской Федерации
Приказом министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06 марта 2012 N 172 в целях реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы утверждена целевая программа ведомства "Поддержка начинающих фермеров на период 2012 - 2014 годов", которая предусматривает как гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, так и единовременную помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров, предоставляемые на условиях софинансирования соответствующих региональных программ.
Согласно Закону Саратовской области от 04.12.2013 N 224-ЗСО "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" министерство сельского хозяйства Саратовской области является главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в форме субсидий в целях возмещения части затрат в рамках реализации государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы" по поддержке начинающих фермеров.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 целевой программы "Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годов", утверждённой приказом министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06 марта 2012 N 172, поддержка начинающих фермеров оказывается в соответствии с региональными программами, разработанными и утвержденными субъектами Российской Федерации. Утвержденная программа субъекта Российской Федерации, предусматривающая поддержку начинающих фермеров, представляется в Минсельхоз России, который создает комиссию для рассмотрения и отбора региональных программ по поддержке начинающих фермеров. Субъект Российской Федерации утверждает порядок проведения конкурса по отбору начинающих фермеров, объявляет конкурс на отбор участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, определяет порядок и сроки его проведения, утверждает состав конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров (далее - конкурсная комиссия) и положение о ней, а также порядок принятия решения о включении заявителей в состав участников региональных программ по поддержке начинающих фермеров. Конкурсная комиссия рассматривает заявки заявителей и документы к ним в сроки, установленные субъектом Российской Федерации, проводит очное собеседование с заявителями, включает в состав участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, определяет сумму гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи для каждого начинающего фермера.
В силу пункта 4.2 целевой программы "Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годов", утверждённой приказом министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06 марта 2012 N 172, при принятии решения о включении заявителей в состав участников региональной программы поддержки начинающих фермеров конкурсная комиссия, наряду с информацией, указанной в документах заявителя, положительно учитывает: условия проживания заявителя и высокую степень его бытового обустройства по месту нахождения КФХ; отдаленность КФХ от крупных населённых пунктов; наличие собственных каналов сбыта производимой сельскохозяйственной продукции; членство в сельскохозяйственных потребительских кооперативах; меньший размер запрашиваемого гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства; предоставление рабочих мест для местных жителей; социальную и бюджетную ответственность; наличие производственных фондов и их хорошее состояние; наличие племенных сельскохозяйственных животных; наличие земель сельскохозяйственного назначения; деловую репутацию и кредитную историю; итоговые аттестационные оценки выпускника, указанные в приложении к документу об образовании; рекомендации и просьбы от органов муниципального управления, физических лиц, общественных организаций, поручителей; общественную активность и ответственность заявителя; результаты очного собеседования.
Постановлением правительства Саратовской области от 10.05.2012 N 215-П утверждено Положение о порядке определения участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в рамках реализации государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что определение участников мероприятий осуществляется комиссией, создаваемой Правительством области.
Согласно пункту 7 Положения для участия в конкурсе по определению участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров заявитель представляет в комиссию следующие документы, подтверждающие соответствие заявителя условиям, указанным в пункте 5 настоящего Положения:
а) заявка на участие в конкурсе по определению участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров с описью документов согласно приложению N 1 к настоящему Положению в двух экземплярах;
б) копия паспорта заявителя;
в) обязательство заявителя переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является (в случае, если он постоянно не проживает по месту нахождения и регистрации хозяйства), по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению;
г) справка, что крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого он является, является единственным местом трудоустройства заявителя по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению;
д) копия одного из документов: документа о среднем специальном или высшем сельскохозяйственном образовании заявителя; документа о дополнительном профессиональном образовании заявителя по сельскохозяйственной специальности; трудовой книжки, подтверждающей стаж работы заявителя в сельском хозяйстве не менее трёх лет;
е) справка, что крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является заявитель, подпадает под критерии микропредприятия, установленные Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению;
ж) план по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства с целью увеличения объёмов производства и реализации сельскохозяйственной продукции и с учётом приобретения племенных сельскохозяйственных животных, новых сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
з) планы расходов по формам согласно приложениям N 6, 7 к настоящему Положению;
и) обязательство оплачивать за счёт собственных средств не менее 10 процентов стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов, по форме согласно приложению N 8 к настоящему Положению;
к) обязательство использовать средства гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его банковский счёт и использовать имущество, закупаемое за счёт средств гранта, исключительно на развитие хозяйства по форме согласно приложению N 9 к настоящему Положению;
л) обязательство создать не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. рублей гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по форме согласно приложению N 10 к настоящему Положению;
м) копии договоров (предварительных договоров) о реализации сельскохозяйственной продукции на сумму более 30 тыс. рублей;
н) обязательство осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по форме согласно приложению N 11 к настоящему Положению;
о) согласие заявителя на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных" по форме согласно приложению N 12 к настоящему Положению.
При подаче заявки заявитель может представить дополнительно любые документы, в том числе:
а) копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;
б) копии договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, прошедшие регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в соответствии с законодательством;
в) копии паспортов самоходной сельскохозяйственной техники с отметкой о постановке на учёт в установленном законодательством порядке;
д) копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества;
и) справка, что в крестьянском (фермерском) хозяйстве отсутствует просроченная задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам, по форме согласно приложению N 13 к настоящему Положению;
к) справка, что заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трёх лет в качестве индивидуального предпринимателя и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является, по форме согласно приложению N 14 к настоящему Положению;
л) справка, что заявитель ранее не являлся получателем гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, гранта на развитие семейных животноводческих ферм, выплаты на содействие самозанятости безработных граждан, полученной до регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является заявитель, средств финансовой поддержки субсидии или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, полученных до регистрации хозяйства, главой которого является заявитель, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, по форме согласно приложению N 15 к настоящему Положению.
Заявитель также может представить любые документы, подтверждающие деловую репутацию и кредитную историю заявителя, рекомендательное письмо (письма) от органов местного самоуправления или общественных организаций области, или поручителей.
Дополнительно представленные документы также подлежат внесению в опись.
Все документы, представленные заявителем в комиссию, заверяются подписью и печатью (при наличии) заявителя. При представлении документов, состоящих из нескольких листов, заверяется каждый лист. При приёме заявки и документов проверка их полноты и соответствия установленным требованиям не осуществляется.
В силу пунктов 10 и 11 Положения Министерство в течение 10 рабочих дней со дня окончания приёма заявок и документов проверяет соответствие представленных заявки и документов требованиям настоящего Положения.
При несоответствии представленных заявки и документов требованиям настоящего Положения и (или) непредставлении документов, предусмотренных частью первой пункта 7 или частью первой пункта 8 настоящего Положения соответственно, заявитель в течение 5 рабочих дней извещается министерством об отказе в представлении заявки и документов на рассмотрение комиссии с указанием причины.
На собеседование приглашаются заявители, набравшие 14,85 и более баллов (по поддержке начинающих фермеров) и 10 и более баллов (по развитию семейных животноводческих ферм).
Собеседование включает рассмотрение информации заявителя по бизнес-плану и плану расходов, ответы на вопросы членов комиссии в части обоснования заявителем необходимости планируемых приобретений и планируемых экономических показателей бизнес-плана. В ходе собеседования могут быть рассмотрены вопросы условия проживания заявителя и степень его бытового обустройства по месту нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства, отдаленность крестьянского (фермерского) хозяйства от крупных населенных пунктов, наличие собственных каналов сбыта производимой сельскохозяйственной продукции, членство в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, социальная ответственность, исполнение фискальных обязательств, деловая репутация и кредитная история, итоговые аттестационные оценки выпускника, указанные в приложении к документу об образовании.
На основании оценочных ведомостей членов комиссии составляется сводная оценочная ведомость по заявкам и документам заявителей по форме согласно приложению N 34 к настоящему Положению;
Согласно пункту 14 Положения на основании решения комиссии министерство в соответствии с Положением о предоставлении субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, утверждаемым Правительством области, принимает решения о предоставлении грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, грантов на развитие семейных животноводческих ферм в пределах средств, предусмотренных законом области об областном бюджете и на плановый период.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы министерства сельского хозяйства Саратовской области о том, что основанием для отказа в принятии заявки главы ГФХ Абрамова А.А. послужили результаты очного собеседования, а также то, что бизнес-план проекта, представленного главой КФХ Абрамовым А.А. предусматривает заниженный уровень заработной платы, убытки на протяжении 4 лет, без указания ресурсов для их покрытия, нарушение зоотехнических норм, завышение рентабельности, низкие расходы на племенной скот, отсутствие обеспечения хозяйства кормовой базой, отсутствие расходов на ипотеку (при ее наличии), отсутствие помещений для содержания скота.
В соответствии с Положением конкурсная комиссия должна была принять решение о включении в состав участников мероприятий заявителей, набравших наибольшее количество баллов по результатам оценки заявок и документов заявителей.
Согласно протоколу заседания комиссии от 16.07.2015 глава КФХ Абрамов А.А. набрал наибольшее количество баллов (39,96) среди других претендентов. Однако, конкурсной комиссией неправомерно отказано заявителю в праве на включение в состав участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров.
Судом первой инстанции верно установлено, что в соответствии с пунктом 4.2 раздела 4 Приказа Минсельхоза России от 06.03.2012 N 172 "Об утверждении программы по поддержке начинающих фермеров" при принятии решения о включении заявителей в состав участников региональной программы поддержки начинающих фермеров конкурсная комиссия, наряду с информацией, указанной в документах заявителя, положительно учитывает: результаты очного собеседования. Согласно пункту 11 Положения комиссия по результатам оценки заявок и документов заявителей принимает решение о включении в состав участников мероприятий заявителей, набравших наибольшее количество баллов.
Таким образом, апелляционная коллегия пришла к выводу, что принятие решения о включении в состав участников мероприятий заявителей, производится по результатам оценки заявок и документов в отношении лиц набравших наибольшее количество баллов. При этом, результаты очного собеседования могут учитываться только положительно.
Установив нарушение прав заявителя и норм закона, суд первой инстанции в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выбрал адекватный способ восстановления нарушенного права и правомерно обязал Комиссию включить индивидуального предпринимателя главу КФХ Абрамова А.А. в состав участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы" на основании заявки, поданной 02 июля 2015 года.
Кроме того, суд обязал министерство сельского хозяйства Саратовской области на основании решения Комиссии о включении главы КФХ Абрамова А.А. в состав участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы" на основании заявки, поданной 02 июля 2015 года, принять решение о выделении главе КФХ Абрамову А.А. гранта в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы".
Апелляционной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу в связи с тем, что Комиссия не является юридическим лицом.
Комиссия по определению участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров создана Правительством Саратовской области на основании постановления от 10.05.2012 N 215-П.
В силу пункта 3 Положения о комиссии, утверждённого постановлением Правительства Саратовской области от 10.05.2012 N 215-П, комиссия создаётся в целях определения участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров и по развитию семейных животноводческих ферм, действует на постоянной основе и осуществляет свою деятельность на основе коллегиальности, свободного, открытого и гласного обсуждения вопросов, входящих в её компетенцию.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Саратовской области N 215-П от 10.05.2012 обеспечение деятельности комиссии осуществляет Министерство сельского хозяйства Саратовской области.
При этом, Комиссия по определению участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров создана в рамках реализации областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствие в Саратовской области на 2008-2012 годы". Таким образом, деятельность как самой Комиссии по определению участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров, так и лиц, получающих субсидии из бюджета в рамках региональных программ по поддержке начинающих фермеров, направлена на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности участников, претендующих на получение гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно статье 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требования заявителя направлены на защиту его прав и интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность обжалования решений, действий (бездействия) не только государственных органов или органов местного самоуправления, но иных органов вне зависимости от наличия у них статуса юридического лица. Не является основанием для прекращения производства по делу в арбитражном суде отсутствие статуса юридического лица у такого органа.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что основания, предусмотренные статьёй 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для прекращения производства по делу отсутствуют.
Апелляционным судом отклоняются доводы апелляционной жалобы, что заявителем в нарушение статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одно временно изменены предмет и основания иска.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Согласно положениям статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации под предметом иска понимается указанное истцом субъективное право требовать от ответчика определенного поведения в связи с невыполнением им соответствующей обязанности добровольно. Предметом иска о взыскании с ответчика денежных средств является не размер взыскиваемой суммы, а право требования истца на ее получение.
Как следует из положений статьи 49 и статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", предмет иска - это материально-правовое требование к ответчику о совершении им определенных действий либо воздержании от них, признании существования (отсутствия) правоотношения, изменении либо прекращении его. Основание иска - это фактические обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение заявленного требования.
В постановлении от 27.07.2004 N 2353/04 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что по смыслу нормы, содержащейся в части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предметом иска является материально-правовое требование истца к ответчику о совершении определенных действий, воздержании от них, признании наличия или отсутствия правоотношения, изменении или прекращении его. Изменение предмета иска - это изменение материально-правового требования истца к ответчику. Основание иска - это обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение исковых требований к ответчику. Изменение основания иска - изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", одновременное изменение предмета и основания иска не допускается.
Изначально главой КФХ Абрамовым А.А. заявлялись требования о признании несоответствующим закону решение комиссии министерства сельского хозяйства Саратовской области по отказу главе КФХ Абрамову А.А. в предоставлении гранта в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствии в Саратовской области на 2014-2020 годы" на основании заявки, поданной 02 июля 2015 года. В качестве восстановления нарушенного права заявитель просил обязать министерство сельского хозяйства Саратовской области устранить нарушение прав путём принятия в установленном порядке решения о выделении гранта в размере 1 500 000 рублей в рамках государственной программы Саратовской области "развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствии в Саратовской области на 2014-2020 годы" на основании заявки, поданной 02 июля 2015 года.
Впоследствии, согласно уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель просил признать незаконным решение Комиссии, изложенное в протоколе от 16.07.2015, по отказу главе КФХ Абрамову А.А. во включении в состав участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров в рамках Государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы" на основании заявки, поданной 02 июля 2015 года.
В качестве восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Комиссию включить главу КФХ Абрамова А.А. в состав участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы" на основании заявки, поданной 02 июля 2015 года; обязать министерство сельского хозяйства Саратовской области принять решение о выделении главе КФХ Абрамову А.А. гранта в размере 1 500 000 руб. в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы" на основании заявки поданной 02.07.2015 года; обязать министерство сельского хозяйства Саратовской области выдать главе КФХ Абрамову А.А. грант в размере 1 500 000 руб. в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы" на основании заявки, поданной 02 июля 2015 года.
Таким образом, доводы министерства сельского хозяйства Саратовской области об одновременном изменении предмета и основания иска не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежат отклонению. Изменения касались только предлагаемого заявителем способа восстановления нарушенного права, который требованием не является и может быть определён судом самостоятельно.
Все обстоятельства, имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела, выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 05.02.2016 по делу N А57-18755/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-18755/2015
Истец: ИП глава К(Ф)Х Абрамов Александр Анатольевич
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Саратовской области, Правительство Саратовской области
Третье лицо: Комиссия по определению участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров, Комиссия по определению участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм