город Воронеж |
|
12 апреля 2016 г. |
Дело N А64-8475/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Донцова П.В.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Выборновой И.В.,
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу: Гамин А.К., представитель по доверенности от 28.12.2015 N 1-60, выдана до 31.12.2016;
от ООО "Весна": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ООО "Фит": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу (ОГРН 1097746596672, ИНН 7710757158) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.02.2016 по делу N А64-8475/2013 (судья М.А. Плахотников), по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Весна" (ОГРН 1066825002474, ИНН 6825504627) о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу N05-13/3083-2 от 26.11.2013 г.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Весна" (далее - ООО "Весна", общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 05-13/3083-2 от 26.11.2013 о привлечении Общества к административный ответственности по ст.15.13 КоАП РФ.
Решением суда от 17.02.2016 заявленные требования удовлетворены. Постановление N 05-13/3083-2 от 26.11.2013 МРУ Росалкогольрегулирования было признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением, Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения, поскольку факт заведомого искажения информации при декларировании оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подтвержден материалами проверки.
В судебное заседание Общество явку своего представителя не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО "Весна" зарегистрировано в качестве юридического лица 24.04.2006 г. (ОГРН 1066825002474, ИНН 6825504627) и имеет лицензию серии 68 РПА N 0000446 сроком действия с 28.06.2011 г. по 27.06.2014 г., на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции.
В ходе административного расследования согласно определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 05-13/2924-1 от 25.10.2013 г. по факту искажения данных деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей (далее - декларации) за 3 квартал 2013 года, представленных ООО "Провиант" (ИНН 6833015267) и их контрагентами, установлено, что сведения об объемах поставки алкогольной продукции, отраженные ООО "Провиант" в декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 6) не соответствуют данным, отраженным контрагентом ООО "Весна" (ИНН 6828004830) в декларации об объемах розничной продажи (за исключением пива и пивных напитков) алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 11).
В соответствии с определением о возбуждении дела об административном правонарушении N 05-13/2924-1 от 25.10.2013 г. у ООО "Провиант" и ООО "Весна" истребованы копии надлежаще заверенных первичных учетных документов, подтверждающих поставку (закупку) алкогольной продукции, а также пояснения по факту искажения данных деклараций за 3 квартал и иные документы, подтверждающие достоверность данных, деклараций.
Представленные в срок и в полном объеме копии первичных учетных документов подтверждают, что в 3 квартале 2013 года ООО "Провиант" осуществляло поставку алкогольной продукции в адрес ООО "Весна".
Однако, в декларации об объемах розничной продажи (за исключением пива и пивных напитков) алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 11) организацией ООО "Весна" установлено искажение данных о закупке алкогольной продукции у ООО "Провиант".
Факт искажения данных декларации за 3 квартал 2013 г. выявлен организацией после получения определения N 05-13/2924-1 от 25.10.2013 г., о чем свидетельствует отправленная 14.11.2013 г. корректирующая декларация (Приложение N 11), содержащая достоверные данные о закупке алкогольной продукции за 3 квартал 2013 г. от ООО "Провиант".
В декларации об объемах розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 11) организацией ООО "Весна" не отражена закупка алкогольной продукции от ООО "Провиант" в общем объеме 0,85 дал, таким образом, в декларации о розничной продаже искажены данные о закупке алкогольной продукции.
По данному факту в отношении Общества в присутствии представителя по доверенности составлен протокол об административном правонарушении от 13.11.2013 г. N 05-13/3083-1 по статье 15.13 КоАП РФ.
Согласно протоколу ООО "Весна" допущено административное правонарушение, выразившееся во включении заведомо искаженных данных в декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и спиртосодержащей продукции за 3 квартал 2013 года (по форме Приложения N 11 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 г. N 815) (далее - Правила) по лицензии регистрационный номер 68РПА0000446 на право осуществления розничной продажи алкоголя сроком действия с 28.06.2011 г. по 27.06.2014 г.,
Постановлением Управления от 26.11.2013 г. N 05-13/3083-2, вынесенным в присутствии представителя по доверенности, ООО "Весна" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд области исходил из того, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Ч. 5 ст. 200 АПК РФ устанавливает, что бремя доказывания возлагается на административный орган.
Статьей 15.13 КоАП РФ (в редакции, действующей на дату привлечения к ответственности) предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица.
Объектом правонарушения является установленный законодательством порядок при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в уклонении организаций и их должностных лиц от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Федеральный закон N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
В ст. ст. 14 и 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ устанавливаются обязанность представления организациями декларации об объеме производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также осуществления государственного контроля за представлением таких деклараций.
В силу ст. 26 Закона N 171-ФЗ запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации объеме производства, оборота и (или) использование этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О предоставлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила).
Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи" (п. 16 Правил).
Декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20- го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 15 Правил).
В силу п. 13 Правил организации, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 11.
Формат представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 г. N 237 "О формате представления в электронной форме декларацией об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
Административным органом Обществу по статье 15.13 КоАП РФ( в старой редакции) вменяется включение заведомо искаженных данных в декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и спиртосодержащей продукции за 3 квартал 2013 г. по форме Приложения N 11.
"Заведомость" характеризует расхождения между сведениями, включенными в декларацию, и фактическими данными и предполагает, что Общество при подаче декларации знало о том, что в ней содержатся искаженные или недостоверные сведения.
Таким образом, ранее ответственность была установлена не за любое искажение.
Из совокупности собранных административным органом доказательств этого признака административно наказуемого деяния не усматривается.
Кроме того, утверждение административного органа о наличии события правонарушения опровергается Обществом.
Так, из материалов дела усматривается, что Общество подавало электронную декларацию посредством программного обеспечения - товароучетной системы "Джестори" на портале service.fsrar.ru, однако, производитель данного программного продукта (товароучетная система "Джестори") ООО "ФИТ" указало, что сбой на сервере товароучетной системы "Джестори" 04.10.2013 г. в 03:50 часа стал причиной рассогласования служебных данных, используемых при формировании электронной декларации, что явилось причиной искажения данных в поданной Обществом декларации.
Следовательно, Общество предприняло все действия для своевременной подачи декларации, и не могло заведомо знать об искажении данных.
Кроме того, в соответствии с п. 20 Правил при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов не отражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее.
Корректирующие декларации представляются до окончания квартала, следующего за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии).
В соответствии с п. 1.10 Приказа Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231 "О Порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее. В корректирующих декларациях указываются данные за отчетный период по каждому обособленному подразделению организации (объекту торговли индивидуального предпринимателя) по всем графам декларации в соответствии с порядком их заполнения.
Таким образом, нормативно установлена возможность исправления допущенных ошибок.
14.11.2013 Обществом подавалась корректирующая декларация.
Согласно пункта 16. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при 8 А64-8475/2013 рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии с принципом презумпции невиновности, закрепленным статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, толкуются в пользу этого лица.
Совокупности доказательств, достаточных для вывода о наличии объективной стороны вменяемого правонарушения, в деле не имеется.
Апелляционная коллегия с учетом причины представления искаженных данных в декларации, основанным на непреднамеренном характере действий, с учетом в последующем представления корректирующей декларации, изменения содержания статьи вменяемой Обществу, недоказанности административным органом события вменяемого административного правонарушения и вины Общества в его совершении, приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269 и ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.02.2016 по делу N А64-8475/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В.Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-8475/2013
Истец: ООО "Весна"
Ответчик: Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по ЦФО
Третье лицо: ООО "ФИТ"