г. Санкт-Петербург |
|
12 апреля 2016 г. |
Дело N А56-75464/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от заявителя: 1) Жукова И.А. по доверенности от 15.10.2015 ") Селиванова М.Л. по доверенности от 12.11.2015;
от заинтересованного лица: Глазунова Е.А. по доверенности от 12.01.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5762/2016) Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2016 по делу N А56-75464/2015 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению Некоммерческой организации "Фонд- региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"
к Комитету государственного финансового контроля Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Некоммерческая организация "Фонд- региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (194044, Санкт-Петербург, ул.Тобольская, д.6 ОГРН 1137800010413, далее - Фонд капремонта, некоммерческая организация) обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга (191014, г.Санкт-Петербург, ул.Рылеева, д.7, лит.А, далее- Комитет, административный орган) от 09.10.2015 N 11-33-3289/15-2-1 о привлечении фонда к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 75 179,98 рублей.
Решением суда первой инстанции, заявленные НО "Фонд- региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" требования удовлетворены, постановление Комитета от 09.10.2015 N 11-33-3289/15-2-1 о привлечении фонда к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях признано незаконным и отменено в связи с недоказанностью в действиях фонда вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, некоммерческой организации в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что, именно Фонд капремонта, как получатель субсидии в соответствии с действующим законодательством, несет ответственность за достоверность и полноту сведений, предоставляемых в Жилищный комитет Санкт-Петербурга. Тот факт, что акт формы КС-2 от имени Фонда подписан по доверенности заместителем главы Администрации Кировского района Санкт-Петербурга не снимает с Фонда капремонта ответственности за совершенное правонарушение.
Представители Фонда капремонта с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложили в отзыве.
Законность, обоснованность обжалуемого решения проверены по основаниям и в порядке, предусмотренными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 10.09.2015 заместителем прокурора Кировского района Санкт-Петербурга в отношении Некоммерческой организации "Фонд- региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и проведении по нему административного расследования по факту нарушения Фондом капремонта условий получения субсидии на финансирование капитального ремонта многоквартирного дома N 24, лит.А, по улице Кронштадтской в Санкт-Петербурге.
В рамках административного расследования было установлено, что на основании п.788 Краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта в многоквартирных домах Санкт-Петербурга в 2014 году (утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 85), надлежит выполнить капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, улица Кронштадтская, дом 24, на общую сумму 3 758 999,08 рублей.
Денежные средства предоставлены получателю субсидии Фонду капремонта на основании договора N 1223-фкр от 16.09.2014.
Между Фондом капремонта и ООО "ТВК-инжиниринг" заключен договор N 5/26 от 08.05.2014 (с дополнительными соглашениями N 1 и N 2) на выполнение капитальных работ по капитальному ремонту крыши по вышеуказанному адресу.
12.09.2014 работы по капитальному ремонту крыши приняты по акту N 1 на сумму 3 758 999,08 рублей.
Получатель субсидии Фонд капремонта предоставил в Жилищный комитет Санкт-Петербурга документы, подтверждающие заявленный объем работ.
Однако по результатам проверки, проведенной Жилищным комитетом Санкт-Петербурга установлено, что в акты формы КС-2 внесены работы, которые фактически подрядчиком не выполнялись- всего на сумму 39 260 рублей.
По факту выявленного нарушения от Фонда капремонта получены объяснения, а также доказательства возврата подрядчиком в бюджет Санкт-Петербурга излишне полученной субсидии в сумме 39 260 рублей (платежное поручение от 22.09.2015 N 558).
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.09.2015 и другие материалы административного дела направлены заместителем прокурора Кировского района Санкт-Петербурга в Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга для разрешения вопроса о привлечении Фонда капремонта к административной ответственности.
По факту нарушения п.5.1. Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2014 N 120, заместителем председателя Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга вынесено постановление от 09.10.2015 N 11-33-3289/15-2-1 о привлечении Некоммерческой организации "Фонд- региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 75 179,98 рублей.
Фонд капремонта с указанным постановлением не согласился и обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, посчитал, что Фонд капремонта является ненадлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения, в его действиях отсутствует состав правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Апелляционный суд не согласен с данным выводом суда в силу следующего.
Частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 статьи 78 БК РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 24.02.2014 N 120 "О предоставлении в 2014 году субсидий на финансирование оказания услуг и(или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" (далее -постановление N 120).
Постановлением N 120 утвержден Порядок предоставления в 2014 году субсидий на финансирование оказания услуг и(или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге (далее - Порядок).
Указанным Порядком определены условия предоставления субсидий (пункт 5 Порядка), механизм перечисления субсидий получателю субсидий (пункт 9 Порядка), а также порядок возврата субсидий в бюджет Санкт-Петербурга (пункт 12 Порядка).
Согласно пункту 5 Порядка, условиями предоставления субсидий являются:
5.1.Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по видам услуг и(или) работ и(или) выполнение работ по разработке проектной документации, предусмотренных региональной программой и краткосрочным планом.
5.2. Наличие согласия получателей субсидий на осуществление Комитетом и Комитетом государственного финансового контроля Санкт-Петербурга обязательных проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий (далее - проверки).
5.3. Отсутствие у получателей субсидий задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и(или) государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период.
5.4. Отсутствие иных бюджетных ассигнований на возмещение затрат.
5.5. Соблюдение получателями субсидий требований к документам, форма которых утверждена Комитетом.
5.6. Наличие принятого в установленном порядке решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта.
5.7. Привлечение подрядных организаций для оказания услуг и(или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с порядком, установленным Правительством Санкт-Петербурга.
5.8.Наличие соглашений, заключенных между получателями субсидий администрациями районов Санкт-Петербурга, о выполнении администрациями районов Санкт-Петербурга функций организаторов конкурсных процедур по отбору подрядных организаций на оказание услуг и(или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, финансируемых с использованием субсидий, процедур отбора организаций для выполнения работ по разработке проектной документации, за исключением случаев осуществления функций организатора конкурсных процедур региональным оператором.
5.9. Заключение договоров на оказание услуг и(или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах с подрядной организацией (далее - договор подряда), финансируемых с использованием субсидий, по форме договора подряда, утверждаемой Комитетом, и(или) договоров на выполнение работ по разработке проектной документации с подрядной организацией, финансируемых с использованием субсидий, по форме договора на выполнение работ по разработке проектной документации, утверждаемой Комитетом.
5.10. Заключение договоров с санкт-петербургскими государственными казенными учреждениями - районными жилищными агентствами Санкт-Петербурга на безвозмездное осуществление функций строительного контроля по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
5.11. Осуществление санкт-петербургскими государственными казенными учреждениями - районными жилищными агентствами Санкт-Петербурга паспортно-регистрационного обслуживания граждан, проживающих в многоквартирных домах, оказание услуг и(или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества которых финансируется с использованием субсидий.
Согласно пункту 2 постановления N 120, субсидии на финансирование выполнения услуг и(или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, включенных в региональную программу капитального ремонта (код целевой статьи 3501000) предоставляются Некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
Между Жилищным комитетом Санкт-Петербурга и Фондом капремонта был заключен договор от 16.09.2014 N 1223-фкр о предоставлении в 2014 году субсидий на финансирование оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге (далее - договор), в соответствии с условиями которого в 2014 году выделялись средства субсидий на финансирование оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, в том числе на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, улица Кронштадтская, дом 24, на общую сумму 3 758 999,08 рублей.
Указанный договор, подписанный заместителем генерального директора Фонда капремонта Демидовым А.А. определяет получателем субсидии-Фонд капремонта.
Согласно п.8.3 договора 1223-фкр от 16.09.2014 получатель субсидии в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за достоверность и полноту сведений, предоставляемых в Жилищный комитет Санкт-Петербурга в соответствии с данным договором.
Как видно из материалов административного дела в нарушение п.5.1 Порядка предоставления в 2014 году субсидий и условий договора 1223-фкр от 16.09.2014 Фонд капремонта предоставил недостоверные сведения в Жилищный комитет Санкт-Петербурга, на основании которых была перечислена субсидия подрядчику, осуществляющему ремонтные работы. В акте формы КС-2 включены работы на сумму 39 260 рублей, которые фактически подрядчиком не выполнялись, что Фонд капремонта не отрицает.
Судом отклоняются доводы заявителя о том, что акт формы КС-2 подписан заместителем главы Администрации Кировского района Санкт-Петербурга Захаровым В.Б., поскольку указанный акт подписан со стороны Фонда капремонта на основании доверенности, что не снимает предусмотренной договором и законом ответственности с заявителя.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из приведенных норм следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Доказательств невозможности соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется и в ходе рассмотрения дела не представлено.
Возложение функций по привлечению подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту имущества многоквартирного дома, строительному контролю (техническому надзору) на третьих лиц не влияет на круг обязанностей и степень ответственности Фонда капремонта, как получателя субсидии.
При таких обстоятельствах вина Фонда капремонта в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является доказанной.
Следовательно, в действиях заявителя имеется состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Апелляционным судом не установлены процессуальные нарушения, служащие основанием для отмены оспариваемого постановления.
Административным органом процедура привлечения Фонда капремонта к административной ответственности соблюдена, его права не нарушены. Квалификация ответственности за совершенное деяние административным органом определена правильно. Оспариваемое постановление вынесено в пределах полномочий принявшего его должностного лица, соответствует положениям Кодекса РФ об административных правонарушениях. Постановлением от 09.10.2015 N 11-33-3289/15-2-1 по делу об административном правонарушении заявителю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 179,98 рублей, то есть в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения и являющихся основанием для применения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях судом не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба Комитета удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст.269, ст.270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 февраля 2016 года по делу А56-75464/2015 отменить.
Некоммерческой организации "Фонд- региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга от 09.10.2015 N 11-33-3289/15-2-1 о привлечении фонда к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 75 179,98 рублей, отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-75464/2015
Истец: Некоммерческая организация "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"
Ответчик: Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга