г. Вологда |
|
13 апреля 2016 г. |
Дело N А66-14969/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 апреля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Осташковский кожевенный завод" на решение Арбитражного суда Тверской области от 22 декабря 2015 года по делу N А66-14969/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Романова Е.В.),
установил:
закрытое акционерное общество "Осташковский кожевенный завод" (место нахождения: 172735, Тверская область, город Осташков, улица Рабочая, дом 60; ОГРН 1026901808449; ИНН 6913008385; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 23; ОГРН 1046900050922; ИНН 6901058494; далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 16.10.2015 N 07-12/299-15 о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление Общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 22 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что закрытие паспорта сделки вызвано не переводом контракта в другой банк, а закрытием счетов Общества в банке паспорта сделки и истечением срока контракта. Указанное обстоятельство, по мнению подателя жалобы, свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Управление в отзыве доводы жалобы отклонило, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 13.07.2012 Обществом (резидент, Покупатель) и Optimist Limited, GB (Соединенное Королевство) (нерезидент, Продавец) заключен внешнеторговый контракт N 13-OLM на поставку оборудования: автоматическая линия по сортировке п/ф веет-блю на общую сумму 348 000 долларов США. Срок действия контракта - 31.12.2012.
Паспорт названной сделки N 12070010/3349/0019/2/0 оформлен в уполномоченном банке - Тверском региональном филиале открытого акционерного общества "Россельхозбанк" в г. Твери (далее - уполномоченный банк) 30.07.2012.
Дополнительными соглашениями к контракту от 18.09.2012 N 1, от 15.01.2013 N 2, от 31.12.2013 стороны внесли изменения в последний в связи с внесением изменений в учредительные документы Общества (касающиеся юридического адреса) и продлением срока действия контракта до 31.12.2013, а впоследствии до 31.12.2014.
Паспорт сделки N 12070010/3349/0019/2/0 соответственно переоформлен 05.10.2012 за номером переоформления 01, 28.01.2013 - за номером переоформления 02, 03.02.2014 - за номером переоформления 03.
Уполномоченным банком 24.03.2015 паспорт сделки N 12070010/3349/0019/2/0 закрыт по заявлению Общества на основании пункта 7.1.1 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И).
Вместе с тем в срок, установленный пунктом 14.1 Инструкции N 138-И, контракт и оформленный по нему паспорт сделки не переведены Обществом на обслуживание в другой уполномоченный банк.
По факту выявленного нарушения Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 30.06.2015 N 10115000-243/2015.
Руководитель Управления, рассмотрев материалы проверки, 16.10.2015 вынес постановление N 07-12/299-15, которым привлек Общество к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная коллегия согласна с указанным выводом суда по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Объектом административного правонарушения выступают экономические интересы государства, выражающиеся в контроле над внешнеэкономической деятельностью юридических и физических лиц в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в бездействии, проявленном в несоблюдении обществом установленного срока переоформления паспорта сделки по внешнеэкономическому контракту.
Субъектом рассматриваемого правонарушения могут быть должностные лица и юридические лица.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
В соответствии с частью 1 статьи 20 названного Закона в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям Центральным Банком Российской Федерации установлены единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспортов сделок при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Согласно части 2 статьи 20 Закона N 173-ФЗ паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.
В силу части 4 статьи 5 и части 3 статьи 23 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок и сроки их представления резидентами уполномоченным банкам, устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Инструкцией N 138-И установлен порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций.
На основании положений пунктов 5.1 и 5.2 Инструкции N 138-И обязанность по оформлению паспорта сделки (ПС) по контракту (кредитному договору) возникает у резидента, если сумма обязательств по контракту (кредитному договору) равна или превышает в эквиваленте 50 тысяч долларов США на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения.
Согласно подпункта 7.1.1, пунктов 7.1, 7.8 Инструкции N 138-И, резидент представляет в банк ПС заявление о закрытии ПС при переводе ПС из банка ПС в связи с переводом контракта (кредитного договора) на обслуживание в другой уполномоченный банк (в другой филиал этого уполномоченного банка, из головного офиса в филиал этого уполномоченного банка, из филиала в головной офис этого уполномоченного банка), а также при закрытии резидентом всех расчетных счетов в банке ПС.
Пунктами 14.1, 14.2, 14.5, 14.6 названной Инструкции установлено, что в случае закрытия ПС по основаниям, указанным в подпункте 7.1.1 пункта 7.1 данной Инструкции, контракт (кредитный договор) и оформленный по нему ПС должны быть переведены резидентом на обслуживание в другой уполномоченный банк (далее - новый банк ПС).
Для перевода ПС в связи с переводом контракта (кредитного договора) на обслуживание в новый банк ПС резидент представляет в новый банк ПС в срок не позднее 30 рабочих дней после даты закрытия ПС одновременно с документами, содержащими сведения, указанные резидентом в заполненной форме ПС, один экземпляр ПС и один экземпляр ведомости банковского контроля на бумажных носителях и в электронном виде.
Из материалов дела следует, что паспорт сделки N 12070010/3349/0019/2/0 закрыт уполномоченным банком 24.03.2015 по заявлению Общества на основании пункта 7.1.1 Инструкции N 138-И, следовательно, Общество в силу пункта 14.1 указанной Инструкции обязано было не позднее 07.05.2015 совершить действия по переводу контракта в новый банк паспорта сделки.
Материалами дела подтверждается, что указанная обязанность Обществом исполнена не была.
При этом податель апелляционной жалобы полагает, что Общество не обязано было переводить контракт в другой уполномоченный банк, поскольку срок действия контракта на момент закрытия паспорта сделки истек.
Указанный довод является несостоятельным.
В сложившихся обстоятельствах истечение срока договора не означает прекращение его действия, поскольку обязательства по контракту не исполнены в полном объеме: Общество осуществило перевод иностранной валюты на счет нерезидента на общую сумму 348 000 долларов США, однако товар территорию Российской Федерации ввезен не был, о чем свидетельствует ведомость банковского контроля N 12070010/3349/0019/2/0. Следовательно, Общество на основании пункта 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ обязано решить вопрос о возврате в Российскою Федерацию денежных средств, перечисленных нерезинденту.
Поскольку до истечения срока договора расчеты по валютным операциям не были завершены, контракт должен обслуживаться в уполномоченном банке на основании соответствующего паспорта сделки, следовательно, у Общества в связи с закрытием паспорта сделки в одном банке возникла обязанность по его переоформлению в другом уполномоченном банке.
С учетом изложенного апелляционная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях Общества события правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 этого же Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума N 10), в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом установленных законодательством норм, как и принятия всех зависящих от общества мер по их соблюдению, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного Управление правомерно привлекло Общество к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Наказание назначено Обществу с учетом всех обстоятельств дела в пределах срока давности привлечения к административной ответственности в минимальном размере санкции части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Решение суда является законным и обоснованным, основания для его изменения или отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22 декабря 2015 года по делу N А66-14969/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Осташковский кожевенный завод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-14969/2015
Истец: ЗАО "Осташковский кожевенный завод", ЗАО "Осташковский кожевенный завод",к/у Шутилов Андрей Владимирович
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области