г. Вологда |
|
13 апреля 2016 г. |
Дело N А44-8387/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 апреля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.
при участии от акционерного общества "Боровичский комбинат огнеупоров" Абдулаева В.С. по доверенности от 25.09.2015 N 123, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области Богданова И.А. по доверенности от 20.01.2016 N 2-08/000354, Семерня М.В. по доверенности от 26.02.2016 N 2-08/002008,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Новгородской области апелляционную жалобу акционерного общества "Боровичский комбинат огнеупоров" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 декабря 2015 года по делу N А44-8387/2015 (судья Куропова Л.А.),
установил:
акционерное общество "Боровичский комбинат огнеупоров" (ОГРН 1025300987139; ИНН 5320002951; место нахождения: 174411, Новгородская область, город Боровичи, улица Международная, дом 1; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области (ОГРН 1045300910005; ИНН 5320015848; место нахождения: 174403, Новгородская область, город Боровичи, улица Гоголя, дом 113; далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 13.07.2015 N 16226 о доначислении Обществу земельного налога за 2014 год в сумме 2 368 921 руб. и пеней по земельному налогу в сумме 79 546,56 руб.
Решением суда в удовлетворении требований Общества отказано.
Общество в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылаются на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Считают, что Общество правомерно исчислило налог, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, установленной решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (далее - комиссия по рассмотрению споров) по состоянию на 01.01.2014.
Инспекция в отзыве и ее представители в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей Общества и Инспекции, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежат на праве собственности 28 земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена на основании результатов государственной кадастровой оценки, проведенной по состоянию на 01.01.2012. Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 28.08.2013.
Решениями комиссии по рассмотрению споров от 14.03.2014 N 6/30 -6/46 и от 21.03.2014 N 7/28-7/39 установлена рыночная стоимость земельных участков, принадлежащих Обществу. Сведения в государственный кадастр недвижимости внесены с 08.04.2014 по 10.04.2014.
При исчислении земельного налога за 2014 год Общество определило налоговую базу исходя из кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
При проведении камеральной проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, представленной Обществом в Инспекцию 27.01.2015, налоговым органом установлено занижение земельного налога за 2014 год в сумме 2 168 099 руб. При этом Инспекцией сделан вывод о том, что кадастровая стоимость земельных участков, равная их рыночной стоимости, должна быть применена при исчислении земельного налога с 01.03.2014 и 01.04.2014, поскольку решения комиссии, утвердившей рыночную стоимость земельных участков, вступили в законную силу 14.03.2014 и 21.03.2014 (том 1, листы 18 - 31).
По результатам проверки с учетом возражений Общества Инспекцией принято решение от 13.07.2015 N 16226, которым Обществу доначислен к уплате земельный налог в сумме 2 368 921 руб., пени в сумме 79 546,56 руб. и штраф в сумме 73 673,20 руб. Расчет земельного налога произведен применительно к пункту 7 статьи 396 НК РФ (том 1, листы 36 - 52).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области от 21.09.2015 N 5-08/08141 оспариваемое решение Инспекции отменено в части привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 73 673,20 руб., в остальной части решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 названого Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На основании подпункта 11 пункта 2 статьи 7 названого Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В статье 24.18 Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент принятия решений комиссии от 14.03.2014 N 6/30 -6/46 и от 21.03.2014 N 7/28-7/39, установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость.
В силу части 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как верно указал суд первой инстанции, аналогичным образом, изменение налогооблагаемой базы по земельному налогу в связи с определением рыночной стоимости земельного участка не может учитываться ранее вступления в силу соответствующего решения комиссии по рассмотрению споров.
Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка в административном порядке, предусмотренном статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ в редакции до 22.07.2014 в качестве самостоятельного порядка наряду с судебным, не препятствует применению к разрешению настоящего спора правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, в связи с чем апелляционный суд отклоняет довод подателя жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно применена указанная правовая позиция, поскольку названное постановление не содержит каких-либо выводов относительно как порядка учета изменений налогооблагаемой базы по земельному налогу, так и вступления в силу решения соответствующей комиссии.
Доводы Общества об установлении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2014, так как дата ее применения напрямую зависит от даты, на которую эта стоимость установлена комиссией по рассмотрению споров, не могут быть приняты во внимание, поскольку установленное в рассматриваемом случае решением комиссии по разрешению споров несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В вышеназванном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Ссылка Общества на положения статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ в обоснование довода о том, что кадастровая стоимость, определенная на основании решений комиссии по рассмотрению споров, подлежит применению с 01.01.2014, правомерно не принята судом первой инстанции.
Согласно статье 24.20 Закона N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ) указанные изменения, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу названного Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу Закона N 225-ФЗ.
Закон N 225-ФЗ вступил в силу 22.07.2014 за исключением положений, для которых статьей 3 названного Закона установлен иной срок вступления их в силу.
В данном случае заявления о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков поданы Обществом и рассмотрены комиссией по рассмотрению споров до 22.07.2014, в связи с чем положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции Закона N 225-ФЗ не подлежат применению в рассматриваемом случае.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что установленная решениями комиссии по рассмотрению споров рыночная стоимость спорных земельных участков должна быть применена при исчислении земельного налога с учетом дат вступления в силу указанных решений.
Расчет земельного налога за 2014 год Инспекцией произведен правомерно применительно к пункту 7 статьи 396 НК РФ. Арифметический расчёт доначисленного налога Обществом не оспорен.
Таким образом, выводы Инспекции о занижении Обществом налогооблагаемой базы по земельному налогу за 2014 год являются обоснованными, доначисление земельного налога произведено правомерно.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 декабря 2015 года по делу N А44-8387/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Боровичский комбинат огнеупоров" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-8387/2015
Истец: АО "Боровичский комбинат огнеупоров"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области