г. Пермь |
|
12 апреля 2016 г. |
Дело N А50П-651/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
от истца заместителя прокурора Пермского края - Федорова Е.С., удостоверение,
от ответчиков 1) Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298), 2) индивидуального предпринимателя Хозяшева Павла Александровича (ОГРНИП 304818104800040, ИНН 810101404400) - не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкаре
от 19 января 2016 года
по делу N А50П-651/2015,
принятое судьей Поповой И.Д.,
по иску заместителя прокурора Пермского края (ОГРН 1055900376927, ИНН 5902293266,)
к 1) Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298), 2) индивидуальному предпринимателю Хозяшеву Павлу Александровичу (ОГРНИП 304818104800040, ИНН 810101404400)
о признании недействительным договора в части,
установил:
Заместитель прокурора Пермского края (далее - истец) обратился в арбитражный суд с иском к ответчикам Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и индивидуальному предпринимателю Хозяшеву Павлу Александровичу о признании недействительными пункта 7.1, пункта 13.7 договора аренды лесного участка N 599 от 13.05.2011 в части возложения на арендатора обязанности в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение.
Решением Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкаре от 19.01.2016 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик - Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что оспариваемый пункт договора не подразумевает под собой обязанность по непосредственному тушению пожара, при этом типовая форма договора аренды лесного участка, содержащая спорный пункт, утверждена Приказом Минсельхоза РФ от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка". Заявитель жалобы считает, что суд не принял во внимание ссылку ответчика на п.13 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.
Полагает, что в соответствии со ст. 181 ГК РФ исковое заявление подано заместителем прокурора Пермского края с нарушением сроков исковой давности.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчики, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель), правопреемником которого выступает Министерство (Указ губернатора Пермского края N 53 от 05.07.2011, Постановление Правительства Пермского края N 756-п от 03.09.2012) и предпринимателем Хозяшевым П.А. (арендатор) 13.05.2011 заключен договор аренды лесного участка N 599.
Предметом договора являлся лесной участок площадью 11 756 га., находящийся в государственной собственности, местоположение: Пермский край, Кудымкарский муниципальный район, Кудымкарское лесничество, Ошибское участковое лесничество, кварталы N 114-119, 133-139, 153-159, 172-183, 196-199, Юрлинский муниципальный район, Кудымкарское лесничество, Ошибское участковое лесничество кварталы - 160-163, 184-187, 200-211 (пункты 1, 2 Договора, п. 1 Дополнительного соглашения N 1).
Срок договора установлен с 13.05.2011 по 12.05.2044 включительно (п. 21 договора). Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (59-59-19/013/2011-321).
В соответствии с пунктом 13.7 договора арендатор обязан в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение. Арендатор обязан осуществлять противопожарное обустройство леса на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных Проектом освоения лесов.
Договором установлено, что арендная плата по договору составляет 2 609 920 руб. 80 коп. в год. Размер арендной платы может быть скорректирован в связи с изменением среднегодового объема использования лесов по материалам Проекта освоения лесов (п.п. 7, 7.1 договора).
Ссылаясь на несоответствие действующему законодательству пунктов 7.1 и 13.7 договора в части изменения размера арендной платы и возложения на арендатора обязанности тушить пожар, заместитель прокурора, в порядке статьи 52 АПК РФ, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал соответствующее условие договора (п. 7.1 и 13.7) в части возложения на арендатора обязанности тушить пожар ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что оспариваемый пункт договора не подразумевает под собой обязанность по непосредственному тушению пожара, при этом типовая форма договора аренды лесного участка, содержащая спорный пункт, утверждена Приказом Минсельхоза РФ от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка"; суд первой инстанции не принял во внимание ссылку ответчика на п. 13 постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 417. Полагает, что в соответствии со ст. 181 ГК РФ исковое заявление подано заместителем прокурора Пермского края с нарушением сроков исковой давности.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организация тушения пожаров - совокупность оперативно-технических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первых мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
Частью 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату заключения договора) установлено, что привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В силу статьи 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечения охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктами 3, 4, 5 Правил пожарной безопасности в лесах (в редакции, действовавшей на дату заключения договора, далее - Правила), установлено, что в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработка планов тушения лесных пожаров;
д) тушение лесных пожаров;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 4 Правил меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 Правил, осуществляются:
а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
г) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
Пунктом 5 Правил установлено, что указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 3 данных Правил меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
В силу пункта 7 Правил привлечение юридических лиц и граждан для тушения пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Подпунктом "г" пункта 13 Правил установлена обязанность юридических лиц и граждан, осуществляющих использование лесов, тушить лесные пожары, возникшие по их вине.
Таким образом, из системного толкования указанных норм права следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета, а арендаторы участвуют только в мероприятиях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 3 данных Правил, либо в тушении пожаров, возникших по их вине.
Установив, что предприниматель Хозяшев П.А. не является специализированной противопожарной организацией, суд первой инстанции, с учетом анализа вышеприведенных норм права, пришел к правомерному выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрено возложение на арендатора лесного участка обязанности по организации тушения пожара в случае его возникновения на арендуемом лесном участке своими силами. В связи с чем, признал включение такой обязанности в договор аренды не соответствующей закону.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неправильном толковании прокурором и судом оспариваемого пункта договора подлежат отклонению, как не свидетельствующие о нарушении судом норм материального или процессуального права. Толкование указанного пункта договора дано судом первой инстанции в соответствии со статьей 431 ГК РФ исходя из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений.
Довод заявителя апелляционной жалобы о соответствии спорного пункта договора типовой форме договора аренды лесного участка, утвержденной Приказом Минсельхоза РФ от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка", отклоняется, как не имеющий правового значения для оценки его соответствия действующему законодательству. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с Приказом Минсельхоза РФ от 26.08.2011 N 283 соответствующий пункт типового договора изложен в иной редакции.
Доводы ответчика о подаче искового заявления заместителем прокурора Пермского края с нарушением сроков исковой давности судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются.
В соответствии со ст. 199 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием для отказа в иске. Из указанной нормы следует, что заявить о применении срока исковой давности сторона вправе на любой стадии процесса до вынесения решения судом первой инстанции, в суде вышестоящей инстанции при пересмотре решения в порядке апелляционного производства такое заявление сделано быть не может.
В соответствии с ч. 7 ст. 268 АПК РФ и п. 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.05.09 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются в суде апелляционной инстанции.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции, ответчиком не заявлялось о пропуске истцом срока исковой давности, апелляционный суд не вправе рассматривать и применять положения о пропуске срока исковой давности.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре от 19 января 2016 года по делу N А50П-651/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края Постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50П-651/2015
Истец: Заместитель прокурора Пермского края
Ответчик: ИП Хозяшев Павел Александрович, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
Третье лицо: Ип Хозяшев Павел, ИП Хозяшев Павел Александрович, Прокуратура г. Кудымкара