город Воронеж |
|
7 апреля 2016 г. |
Дело N А35-8428/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 апреля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Донцова П.В.
Протасов А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Выборновой И.В.,
от ООО "Терминал-Курск": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Курской таможни: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Терминал-Курск" на решение Арбитражного суда Курской области от 08.12.2015 по делу N А35-8428/2015 (судья Лымарь Д.В) по заявлению конкурсного управляющего Воробей В.В к Курской таможне, о признании незаконным и отмене постановления Курской таможни от 19.08.2015 по делу об административном правонарушении N10108000-676/2015 о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Терминал-Курск" (далее - ООО "Терминал-Курск", Общество), обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Курской таможни от 19.08.2015 по делу об административном правонарушении N 10108000-676/2015, которым оно было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Курской области от 08.12.2015 заявленные требования удовлетворены в части снижения административного штрафа с 101 000 до 50 000 рублей.
Не согласившись с решением, ООО "Терминал-Курск" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Указывает на отсутствие в его действиях события вмененного административного правонарушения, вследствие отсутствия в оспариваемом постановлении указаний о том, какие запреты и ограничения могли быть им не применены в связи с представлением недействительного документа. Ссылается на то, что, несмотря на представление недействительного сертификата с декларацией по причине технической ошибки, у заявителя имелся также и действительный сертификат.
В судебное заседание стороны явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
16.04.2015 специалистом по таможенному регулированию ООО "Терминал-Курск" в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Крупецкого таможенного поста Курской Таможни была подана электронная декларация 070/160415/0000998, в которой был заявлен товар:
1. Утяжеленные бурильные трубы (далее - УБТ) представляют собой части, предназначенные для бурильных машин, материал изготовления сталь 45хХГМА, изготовлены способом комплексной обработки (литье, резка, сварка, обточка), термообработанные по всей длине, предназначенные для создания нагрузки на долото, повышения жесткости и устойчивости нижней части буровой колонны при бурении нефтяных, газовых скважин ТУ 26-12-775-90 =УБТ-ВВ-320,0 X 76,2-3500 (+0/-76)-3 шт., заводские номера 89865, 89866, 89866/1, условный наружный диаметр трубы 320,0 мм, изготовитель: ДП "Завод утяжеленных бурильных и ведущих труб", товарный знак: ДП "Завод утяжеленных бурильных и ведущих труб" (УТБ и бесконечная лента в треугольника).
2. УБТ-ВВ-241.3 X 76,2-9450 (+0/-150)-2 шт., заводские номера 88706, 88838, условный наружный диаметр трубы 241,3 мм, изготовитель: ДП "Завод утяжеленных бурильных и ведущих труб", товарный знак: ДП "Завод железобетонных бурильных и ведущих труб" (УТБ и бесконечная лента в виде угольника).
3. УБТ-ВВ-209,6 X 57,2-9450 (+0/-150)-2 шт., заводские номера 816, 88836, условный наружный диаметр трубы 209,6 мм, изготовитель: ДП "Завод утяжеленных бурильных и ведущих труб", товарный знак: ДП "Завод утяжеленных бурильных и ведущих труб" (УТБ и бесконечная лента в виде треугольника).
4. УБТ-ВВ-171,5 X 71,4-9450 (+0/-150)-2 шт., заводские номера 1899, 87900, условный наружный диаметр трубы 171,5 мм, изготовитель: ДП "Завод утяжеленных бурильных и ведущих труб", товарный знак: ДП "Завод утяжеленных бурильных и ведущих труб" (УТБ и бесконечная лента в виде треугольника).
5. Каталожные номера отсутствуют, принцип действия машины основан на вращательном бурении, разрушение породы происходит в результате одновременного воздействия на долото нагрузки и крутящего момента, под воздействием нагрузки долото внедряется в породу, а под влиянием крутящего момента скалывает ее, бурильная колонна состоит из ведущей трубы и привинченных к ней с помощью специального переводника бурильных труб, выполняемая функция-передача продольного и вращательного усилия на породоразрушающий инструмент, повышения жесткости и устойчивости и устойчивости нижней части бурильной колонны при бурении, передача вращения к бурильной колонне, машина не имеет возможности для работы без бурильных труб, ведущих труб, переводников. Изготовлены методом комплексной обработки (литье, резка, сварка, обточка). Изготовитель: ДП "Завод утяжеленных бурильных и ведущих труб", товарный знак: ДП "Завод утяжеленных бурильных и ведущих труб" (УБТ и бесконечная лента в виде треугольника), подсубпозиция 84314330000 ТНВЭД ЕАЭС, с целью таможенного декларирования указанного товара в соответствии с таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления.
Декларирование товара по вышеуказанным ДТ осуществлялось таможенным представителем -ООО "Терминал-Курск", от имени декларанта ООО "СТРОЙКОМФЛАЙ" на основании договора 0534/01-14-39 от 03.7.2014.
При таможенном декларировании товара таможенным представителем ООО "Терминал-Курск" в графе 44 ДТ был указан документ - сертификат соответствия N C-UA.АЯ45.В.00372 от 26.07.2012, который был выдан заявителю/изготовителю "Завод утяжеленных бурильных и ведущих труб" (Украина).
Сертификат соответствия N C-UA.AJI45.B.00372 был выдан в соответствии с обязательными требованиями, установленными техническим регламентом о безопасности машин и оборудования, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2009 N 573 "Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования" и который вступил в силу с 15 февраля 2013 года.
Со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства-члена Таможенного союза, не допускается.
Таким образом, при таможенном декларировании товара N 1 по ДТ N10108070/160415/0000998 Обществом был представлен сертификат соответствия N C-UA.АЯ45.В.00372 от 26.07.2012, выданный до дня вступления в силу Технического регламента, то есть до 15 февраля 2013 года, но предъявленный при таможенном декларировании после 15 марта 2015, то есть после окончания срока действия.
Следовательно, Общество представило в таможенной декларации недействительный документ, влияющий на применение к товарам запретов или ограничений.
На основании ст. 28.2 КоАП РФ главным государственным таможенным инспектором ОТНПТиТО Курской таможни в отношении ООО "Терминал-Курск" был составлен протокол от 31.07.2015N 10108000-676/2015 об административном правонарушении по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель ООО "Терминал-Курск" был уведомлен заказным письмом с уведомлением от 11.08.2015 N 28-30/13462.
Согласно протоколу, ООО "Терминал-Курск" совершило административное правонарушение, выразившееся в предоставлении декларантом при таможенном декларировании товаров недействительного документа, который послужил основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств-членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, запретов и ограничений, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.16.2 КоАП РФ.
В Курскую таможню 19.08.2015 поступило письмо генерального директора Общества, из которого следует, что он уведомлен о необходимости явки в Курскую таможню для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении N 10108000-676/2015, просит рассмотреть дело об административном правонарушении без его участия.
По результатам проведения административного расследования должностным лицом Курской таможни в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя Общества, вынесено постановление от 19.08.2015 N 10108000-676/2015 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Терминал-Курск" привлечено к административной ответственности на основании ч.3 ст.16.2 КоАП РФ в виде 101000 руб. штрафа.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество с ограниченной ответственностью "Терминал-Курск" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Согласно примечанию к статье 16.1 КоАП РФ, для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В соответствии с положениями ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), таможенные органы в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза осуществляют таможенный контроль.
Ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) установлено, что одной из задач таможенных органов является обеспечение на таможенной территории Таможенного союза в пределах своей компетенции соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии со ст. 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
В силу ст. 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно требованиями ст. 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.(п.5, ч.1)
Пп. 8 п. 1 ст. 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии со ст. 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010 Комиссией Таможенного союза был принят технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (TP ТС 010/2011), который вступил в силу с 15 февраля 2013 года, согласно п.3.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 "О принятии технического регламента таможенного союза "О безопасности машин и оборудования".
Согласно приложению 3 к Техническому регламенту "О безопасности машин и оборудования", товар, продекларированный по ДТ N 10108070/160415/0000998, входит в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" в форме декларирования соответствия.
Согласно ст. 7 TP ТС 010/2011, машины и (или) оборудование, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, подлежат оценке соответствия требованиям настоящего технического регламента. Оценка соответствия требованиям настоящего технического регламента проводится в форме подтверждения соответствия и в форме государственного контроля (надзора).
В соответствии с п. 2 ст. 8 TP ТС 010/2011 подтверждение соответствия машин и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме: сертификации аккредитованным органом по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза; декларирования соответствия на основании собственных доказательств и (или) полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза).
Декларация о соответствии или сертификат соответствия является единственным документом, подтверждающим соответствие машины и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента (п. 6 ст. 8 TP ТС 010/2011).
Согласно ст. 29 Закона N 184-ФЗ для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании, сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
В п.11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 79 от 08.11.2013 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности по ч.2 и ч.3 ст.16.2 КоАП РФ необходимо учитывать, что соответствующие административные правонарушения следует считать оконченными с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, содержащей такие сведения, поскольку в силу пункта 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, в частности для определения размера таможенных пошлин, налогов.
При этом, уплата декларантом или таможенным представителем таможенных пошлин, налогов в надлежащем размере, а также представление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до выпуска товаров или до составления протокола об административном правонарушении, не может рассматриваться как основание освобождения от административной ответственности, а согласно пункту 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ может являться обстоятельством, смягчающим ее.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что представление Обществом к таможенному оформлению сертификата соответствия, после прекращения срока его действия, в отношении товаров N 1 по ДТ N 10108070/160415/0000998, привело к несоблюдению Обществом при декларировании запретов и ограничений, установленных Законом N 184-ФЗ и Техническим регламентом TP ТС 010/2011, в части установленной законом процедуры декларирования и подтверждения соответствия, на что имеется указание в оспариваемом постановлении.
Кроме того, оспариваемое постановление таможенного органа содержит указание на то, что представление недействительного сертификата соответствия на товар при его декларировании для внутреннего выпуска послужило основанием для выпуска товара, минуя установленные запреты для его выпуска (поскольку выпуск рассматриваемого товара без сертификата недопустим).
С учетом изложенного довод заявителя об отсутствии в оспариваемом постановлении указаний на запреты и ограничения, которые могли быть им не соблюдены вследствие совершения вмененного административного правонарушения, является несостоятельным.
Из материалов дела также усматривается, что 31.07.2015 ООО "Терминал- Курск" представило действительный сертификат соответствия N ТС-RU CUA.АЯ45.В.00349 от 04.03.2015. Данный сертификат подтверждает соответствие ввезенного товара требованиям TP ТС 010/2011 на территорию стран Таможенного союза.
Наличие у заявителя на момент подачи таможенной декларации другого, действительного сертификата соответствия, и его последующее представление таможенному органу в ходе административного производства, не исключает в действиях Общества состава вменяемого правонарушения по ч.3 ст.16.2 КоАП РФ. Указанные обстоятельства уже были учтены таможенным органом в качестве смягчающих, что отражено в тексте оспариваемого постановления.
Ссылки Общества на представление другого, действительного сертификата соответствия при декларировании идентичного товара по иным декларациям на следующий день не имеют правового значения для квалификации правонарушения.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу, что указанные нарушения произошли по вине заявителя, у которого имелась возможность для соблюдения действующего таможенного законодательства, не допуская представления недействительного сертификата соответствия при декларировании товаров, но он не принял все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства в сфере таможенного дела. При этом заявитель является профессиональным участником таможенных правоотношений, оказывая возмездные услуги по подготовке документов, связанных с таможенным оформлением.
Событие и состав вменяемого административного правонарушения, подтверждаются совокупностью имеющимися собранных административным органом доказательств (в том числе протоколом об административном правонарушении от 31.07.2015 N 10108000-676/2015, постановлением об административном правонарушении от 19.08.2015 N 10108000-676/2015), заключаются в предоставлении таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недействительных документов, которые послужили для несоблюдения ограничений, установленных международными договорами государств-членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами РФ.
Обстоятельств, исключающих вину общества, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, является верным вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ответственность по ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 08.12.2015 по делу N А35-8428/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд центрального округа, в порядке ч. 4. ст. 288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В.Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-8428/2015
Истец: ООО "Терминал-Курск"
Ответчик: Курская таможня