город Ростов-на-Дону |
|
15 апреля 2016 г. |
дело N А32-44709/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Гелнерудстрой" - Новоставской Д.И. по доверенности от 03.12.2015 N 5, Фарисеева И.А. по доверенности от 24.11.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2016 по делу N А32-44709/2015, принятое судьёй Колодкиной В.Г.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гелнерудстрой"
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гелнерудстрой" (далее - ООО "Гелнерудстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство, заинтересованное лицо), в котором просило:
- признать незаконным бездействие министерства, выразившееся в нарушении срока рассмотрения заявления (вх. N 202-19522/15-0/14.07.15) от 14.07.2014 и порядка извещения о принятом решении;
- признать незаконным отказ от 24.08.2015 исх. N 202-14104/15-05.3.24.08.15 в предоставлении обществу лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения аукциона сроком до 19.11.2034, общей площадью 10,25 га, расположенных в квартале N 43а выдел 9, части выделов 7,8,10,16,48 Кабардинского участкового лесничества Геленджикского лесничества, испрашиваемого для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, с целью добычи строительного камня на Светлом месторождении (лицензия КРД 80323 ТЭ от 19.11.2014);
- обязать министерство предоставить ООО "Гелнерудстрой" вышеуказанные лесные участки в составе земель лесного фонда сроком до 19.11.2034 путем заключения договора аренды в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда без проведения аукциона.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2016 (дата решения с учетом определения об исправлении опечатки от 11.04.2016) заявленные требования удовлетворены в части. Суд признал незаконным отказ министерства в предоставлении ООО "Гелнерудстрой" спорных лесных участков, испрашиваемых для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, с целью добычи строительного камня на Светлом месторождении; обязал министерство устранить допущенные нарушения путем предоставления ООО "Гелнерудстрой" в аренду без проведения аукциона испрашиваемых лесных участков и отказал в удовлетворении остальной части заявленных требований.
Судебный акт мотивирован тем, что в материалы дела не представлены доказательства отнесения испрашиваемых заявителем лесных участков к категории, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и имеющих ограничения по виду целевого использования, как это указано в оспариваемом отказе; в соответствии с информацией, содержащейся в Приложении N 6 к лицензии КРД 80323 ТЭ, наличие в границах лицензионного участка особо охраняемых природных территорий, участков ограниченного и запрещенного землепользования отсутствует. Суд пришел к выводу, что поскольку заявитель не осуществляет вид деятельности, связанный с геологическим изучением и разработкой месторождений углеводородного сырья, и испрашиваемые им лесные участки не относятся к защитным лесам, относящимся к категории защитных полос лесов, расположенным вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации, к эксплуатационным лесам и резервным лесам (п. "б" ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации), определенный указанными пунктами Перечень объектов не может быть распространен на рассматриваемые правоотношения.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство природных ресурсов Краснодарского края обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы министерство указало на то, что размещение карьера в защитных лесах, не относящихся к категории, указанной в пункте 2 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р, то есть не являющихся защитной полосой лесов, расположенных вдоль линейных объектов, которые принадлежат субъектам Российской Федерации, противоречит лесному законодательству и несовместимо с их целевым назначением. Устройство карьеров на иных лесных участках запрещено частью 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения и указало, что отнесение действующим законодательством испрашиваемых лесных участков к категории защитных лесов, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного-бытового водоснабжения, не может быть истолковано как запрещение размещения карьера и проведение работ по разработке месторождения полезных ископаемых. Общество полагает, что Распоряжение Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р "Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов" не ограничивает недропользователей в осуществлении добычи полезных ископаемых, а лишь определяет перечень объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов. Указанным перечнем следует руководствоваться при подготовке проектной документации на строительство объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, и выдаче разрешений на строительство объектов.
В судебном заседании представители общества просили решение суда оставить без изменения.
Представитель министерства в судебное заседание не явился, о месте его и времени министерство извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя министерства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 14.11.2014 N 1751 ООО "Геленрудстрой" выдана лицензия КРД 80323 ТЭ (зарегистрирована 19.11.2014 N 323) с целевым назначением - добыча строительного камня на Светлом месторождении на участке недр, расположенном на северной окраине п. Светлый муниципального образования город-курорт Геленджик Краснодарского края. Срок действия лицензии до 19.11.2034. Площадь лицензионного участка составляет 10,89 га. Согласно условиям лицензии лицензионному участку придан статус горного отвода в предварительных границах с ограничением по глубине по подошве продуктивной толщи. Предварительные границы лицензионного участка с географическими координатами и схема его расположения приведены в приложениях к лицензии (т.1 л.д. 18-33).
По условиям лицензии добыча полезного ископаемого разрешается при наличии оформленного земельного участка на соответствующий участок работ (п. 4.5 Приложения N 1 лицензии).
Общество 14.07.2015 обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в пользование лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения аукциона сроком до 19 ноября 2034 года, общей площадью 10,25 га, расположенных в квартале N 43а выдел 9, части выделов 7, 8, 10, 16, 48 Кабардинского участкового лесничества Геленджикского лесничества, испрашиваемого для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, с целью добычи строительного камня на Светлом месторождении.
Министерство по результатам рассмотрения обращения отказало в предоставлении права аренды на испрашиваемые лесные участки в составе земель лесного фонда в связи с отсутствием возможности целевого использования испрашиваемого лесного участка для запрашиваемого вида использования, отнесением их к защитным лесам, расположенным в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не предусматривающих размещение объектов для запрашиваемого вида использования лесов.
Полагая, что указанное решение об отказе в заключении договора аренды испрашиваемых земельных участков является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Кодекса, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). В соответствии со статьей 9 данного Кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Согласно статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребности общества в лесах и лесных ресурсах.
В пункте 1 статьи 25 ЛК РФ перечислены виды использования лесов, в том числе выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.
В силу части 1 статьи 43 ЛК РФ использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 названного Кодекса.
Пунктами 1 и 2 части статьи 21 ЛК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
Частью 1 статьи 102 ЛК определено, что к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 Кодекса.
К таким лесам относятся в том числе леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, а именно, леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт "а", пункта 3, части 2 статьи 102 ЛК РФ).
Согласно лесохозяйственному регламенту Геленджикского лесничества, утвержденному приказом департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 22.12.2008 N 1081, испрашиваемые лесные участки, общей площадью 10,25 га, расположенные в квартале N 43а выдел 9, части выделов 7, 8, 10, 16, 48 Кабардинского участкового лесничества Геленджикского лесничества, относятся по целевому назначению к защитным лесам (т. 1, л.д. 60-61).
В соответствии с пунктом 2.1 приложения N 1 лицензии на пользование недрами КДД N 80323 ТЭ испрашиваемый земельный участок расположен в границах зоны санитарной охраны второго и третьего поясов водозаборных скважин Мезыбского месторождения пресных подземных вод, предоставленного в пользование муниципальному унитарному предприятию муниципального образования город-курорт Геленджик "Водопроводно-канализационное хозяйство" в соответствии с лицензией на пользование КРД 03798 ВЭ (т.1 л.д. 20).
В соответствии с частью 5 статьи 102 ЛК РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
В части 4 статьи 12 ЛК РФ предусмотрено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
При этом частью 7 статьи 21 ЛК РФ предусмотрено, что Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защиты лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (далее - Перечень N 849-р).
Согласно пункту 2 названного Перечня N 849-р карьеры включены в перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в эксплуатационных лесах и в резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов (помимо объектов, указанных в пункте 1 Перечня).
В связи с этим размещение карьера в защитных лесах, не относящихся к категории, указанной в пункте 2 Перечня N 849-р, противоречит лесному законодательству и несовместимо с их целевым назначением.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.04.2015 N Ф07-1862/2015 по делу N А56-27841/2014, Определении Верховного Суда РФ от 24.08.2015 N 307-ЭС15-9538.
Довод общества о том, что министерство неправомерно отказало в заключении договора аренды, так как пункт 2 Перечня N 849-р не содержит запретов на эксплуатацию карьеров в защитных лесах и не указывает на то, что эксплуатация карьера несовместима с целевым назначением защитных лесов, не ограничивает недропользователей в осуществлении добычи полезных ископаемых, а лишь определяет перечень объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, судебной коллегией не принимается.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 08.09.2014 N АКПИ14-894 разъяснил, что, утверждая Перечень N 849-р, Правительство Российской Федерации, реализуя предписания федерального законодателя, конкретизировало положения Лесного кодекса Российской Федерации, сформировав перечень и определив наименование объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, размещение которых в защитных лесах, а также в эксплуатационных и резервных лесах допускается нормами ЛК РФ.
Следовательно, отсутствие в Перечне N 849-р указания на объект, не связанный с созданием лесной инфраструктуры, свидетельствует о невозможности его размещения в защитных лесах.
Доказательства того, что спорные участки находятся в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также в эксплуатационных и в резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов, в материалы дела не представлены.
Довод общества о том, что решение об отказе в предоставлении испрашиваемых лесных участков в аренду не содержит обоснование отказа, предусмотренного пунктом 23 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного Приказ Рослесхоза от 26.07.2011 N 319, судебной коллегией отклоняется.
В решении, изложенном в письме от 24.08.2015 N 202-14104/15, министерство указало, что отказывает в предоставлении права аренды на испрашиваемые лесные участки в составе земель лесного фонда в связи с отсутствием возможности целевого использования испрашиваемого лесного участка для запрашиваемого вида использования, что соответствует под. "г" пункта 23 указанного порядка. Данный порядок утратил силу в связи с изданием Приказа Рослесхоза от 11.11.2015 N 409.
Вместе с тем указанное в оспариваемом решении министерства основание отказа в предоставлении лесного участка в аренду соответствует под. "г" п. 17 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного Приказом Минприроды России от 28.10.2015 N 445.
При указанных обстоятельствах оспариваемое решение министерства соответствует упомянутым нормам лесного законодательства, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для признания его недействительным.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства по делу, требование о признании незаконным бездействия министерства, выразившееся в нарушении срока рассмотрения заявления (вх. N 202-19522/15-0/14.07.15) от 14.07.2014 и порядка извещения о принятом решении, не подлежит удовлетворению в связи с отсутствием доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене в части удовлетворения заявленных требований, как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела. В части отказа в удовлетворении заявленных требований решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2016 по делу N А32-44709/2015 в части признания незаконным отказа Министерства природных ресурсов Краснодарского края в предоставлении лесных участков, обязания устранить допущенные нарушения, взыскания с Министерства природных ресурсов Краснодарского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Гелнерудстрой" судебных расходов по оплате госпошлины отменить. В удовлетворении указанных требований общества с ограниченной ответственностью "Гелнерудстрой" отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44709/2015
Истец: ООО "Гелнерудстрой", ООО ГЕЛНЕРУДСТРОЙ, ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ООО ГЕЛНЕРУДСТРОЙ НОВОСТАВСКОЙ Д. И.
Ответчик: министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Министерство Природных ресурсов Краснодарского края