г. Саратов |
|
14 апреля 2016 г. |
Дело N А06-10509/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" апреля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Жаткиной С. А., судей Антоновой О. И., Никитина А. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евсеевой О. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Ставрополь" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 февраля 2016 года в рамках дела N А06-10509/2016 (судья С.В. Богатыренко),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Ставрополь" (ОГРН 1022601940613, ИНН 2836032629)
к администрации муниципального образования "Лиманский район" (ОГРН 1023001939300, ИНН 3007002179)
третьи лица: агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области; территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области,
о признании права собственности на объекты недвижимости
при участии в судебном заседании: представителя ООО Газпром Трансгаз Ставрополь" Горбатенко С. А. по доверенности от 01.01.2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Ставрополь" (далее - ООО "Газпром Трансгаз Ставрополь", истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Лиманский район" (далее - администрация МО "Лиманский район", ответчик) о признании права собственности в силу приобретательной давности на следующее имущество: "Автодороги до КС", протяженностью 930,07 м, расположенные по адресу: Астраханская область, Лиманский район, 600 м, северо-западнее с. Зензели, База Заказчика; "Автодороги" протяженностью 1687,4 м, расположенные по адресу: Астраханская область, Лиманский район, 600 м, северо-западнее с. Зензели, База Заказчика и "Автодорога к КС "Зензели" протяженностью 2800,0 м, расположенная по адресу: Астраханская область, Лиманский район, 600 м, северо-западнее с. Зензели, База Заказчика).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 08 февраля 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, ООО "Газпром Трансгаз Ставрополь" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в жалобе.
Заявитель апелляционной жалобы находит ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что обществом не доказан факт того, что спорные дороги созданы как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства такого объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введены в эксплуатацию в установленном порядке. По мнению истца, данное обстоятельство не является юридически значимым для настоящего спора. У суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области в статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представило суду апелляционной инстанции письменный отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель истца поддержал свою правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе, дал аналогичные пояснения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке статьи 123 АПК РФ.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, оценив доводы апелляционной жалобы, письменного отзыва на неё, суд апелляционной инстанции правовых оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как следует из материалов дела, на балансе филиала ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" Зензелинского ЛПУМГ под инвентарным номером "434" числится объект - "автодороги до КС" (протяженностью 930,07 м, площадью 5580,42 кв. м, место расположение: Астраханская область, Лиманский район, 600 м, северо-западнее с. Зензели, База Заказчика), под инвентарным номером "466" - "автодороги" (протяженностью 1687,4 м, площадью 10124,4 кв. м, место расположение: Астраханская область, Лиманский район, 600 м, северо-западнее с. Зензели, База Заказчика), под инвентарным номером "566" - "автодорога к КС "Зензели" (протяженностью 2800,0 м, площадью 25200,0 кв. м, место расположение: Астраханская область, Лиманский район, 600 м, северо-западнее с. Зензели, База Заказчика).
Строительство автодорог производилось одновременно со строительством объектов компрессорной станции "Зензели" магистрального газопровода "Макат-Северный Кавказ" в период с 1986 года по 1992 год. Автодороги являются частью благоустройства компрессорной станции "Зензели", связывают между собой расстояние от автодороги "Лиман-Зензели" (от железнодорожного переезда) к КС "Зензели", Базе заказчика, вертолетной площадке.
Согласно доводам истца, ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" открыто и добросовестно более 24 лет владеет, пользуется, и несет бремя содержания данным имуществом как своим собственным.
В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на указанные объекты истец обратился с настоящим иском в суд на основании статьи 234 ГК РФ.
Принимая законное и обоснованное решение от отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Обращаясь в суд с настоящим иском, ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" в обоснование заявленных исковых требований ссылалось на положения статьи 234 ГК РФ (статья 234 "Приобретательная давность").
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
По смыслу статьи 12 ГК РФ и части 1 статьи 4 АПК РФ способы защиты подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующее их применения.
Выбор способа защиты права и формулирование предмета иска являются правом истца, который в соответствии с пунктами 4, 5 части 2 статьи 125 АПК РФ формулирует в исковом заявлении исковое требование, вытекающее из спорного материального правоотношения (предмет иска), и фактическое обоснование заявленного требования - обстоятельства, с которыми истец связывает свои требования (основание иска).
Действующее законодательство не ограничивает лицо, чьи права нарушены, в выборе способов защиты, перечисленных в статье 12 ГК РФ. Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав.
В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 131 ГК РФ и статей 1, 4 Закона о госрегистрации государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество.
Регистрация объектов, не являющихся недвижимостью, законом не предусмотрена.
К недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения (статья 130 ГК РФ).
Для признания недвижимым имущества как объекта гражданских прав необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Предъявляя иск о признании права собственности, истец указал, что спорные объекты являются автомобильными дорогами, относящимися к недвижимому имуществу.
Признавая исковые требования необоснованными и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции правомерно указал, что пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
На основании пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В силу положений части 5 статьи 1 Закона о кадастре органом кадастрового учета осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании пункта 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.
В соответствии со статьей 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании:
правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества (представление не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном Законом о регистрации порядке);
разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения (запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе).
Статьей 51 ГрК РФ установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК).
Таким образом, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию).
Как следует из материалов дела, пояснений представителя истца в период времени с 1986 г. по 1992 г. правопредшественником истца - Производственным объединением по добыче и транспортировке газа "Севазгазпром" осуществлено строительство объектов компрессорной станции "Зензели" магистрального газопровода "Макат-Северный Кавказ".
Земельный участок под спорным автодорогами был отведен под строительство магистрального газопровода "Макат-Северный Кавказ" и сооружений компрессорной станции "Зензели" на основании решения Астраханского областного Совета народных депутатов N 128 "б" от 5.03.1987.
Приказом Мингазпрома СССР от 28.12.1987 Производственное объединение по добыче и транспортировке газа "Севкавгазпром" реорганизовано в производственное объединение по добыче и транспортировке газа "Кавказтрансгаз" в г. Ставрополе.
Постановлением Совета Министров СССР от 08.08.1989 образован Государственный газовый концерн "Газпром".
Приказом Государственного газового концерна "Газпром" от 18.11.1991 производственное объединение по добыче и транспортировке газа "Кавказтрансгаз" преобразовано в Государственное предприятие по транспортировке и поставкам газа "Кавказтрансгаз".
Указом Президента Российской Федерации от 05.11.1992 N 1333, Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 17.02.1993 года N 138 Государственный газовый концерн "Газпром" преобразован в Российское акционерное общество "Газпром" (РАО "Газпром") в составе РАО "Газпром" утверждено дочернее предприятие по транспортировке и поставкам газа "Кавказтрансгаз".
Годовым собранием акционеров от 26.06.1998 РАО "Газпром" преобразовано в ОАО "Газпром".
Во исполнение требований пункта 5 статьи 6 Федерального закона от 0.11.1994 N 52 - ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" о приведении организационно - правовой формы негосударственных предприятий в соответствие с гражданским законодательством Российской Федерации, согласно Решению учредителя - ОАО "Газпром" N 1 от 29 июня 1999 года. Предприятие по транспортировке и поставке газа "Кавказтрансгаз" преобразовано в общество с ограниченной ответственностью "Кавказтрансгаз", и зарегистрировано Администрацией г. Ставрополя 30.06.1999.
Таким образом, ООО "Кавказтрансгаз" является правопреемником Производственного объединения по транспортировке и поставке газа ("Севазгазпром"), осуществившего строительство спорного имущества.
В соответствии с пунктом 2 Решения Участника N 20 от 14.01.2008 ОАО "Газпром", ООО "Кавказтрансгаз" было переименовано в ООО "Газпром Трансгаз Ставрополь".
Постановлением главы администрации Лиманского района N 2 от 27.01.1993 земельный участок был перерегистрирован на предприятие по транспортировке и поставке газа "Кавказтрансгаз". Постановлением главы администрации Лиманского района N 312 от 19.07.2004 ООО "Кавказтрансгаз" был предоставлен земельный участок для эксплуатации объектов компрессорной станции "Зензели", заключен договор аренды N 9 от 29.01.2004.
Из материалов дела и пояснений представителей истца усматривается, что спорные дороги построены на территории компрессорной станции "Зензели" для, по своему функциональному назначению представляют собой благоустройство территории компрессорной станции, созданы для проезда к зданиям и сооружениям станции.
Укладка на части земельного участка определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня) для проезда автомобилей не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка, на котором данные работы выполнены. При этом асфальтовое покрытие земельного участка по существу несет вспомогательную функцию, а не основное значение по отношению к недвижимому имуществу и не должно препятствовать использованию такого земельного участка для иных целей.
Истцом не представлено доказательств того, что спорные дороги созданы как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства такого объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введены в эксплуатацию в установленном порядке.
Земельные участки под строительство спорных автодорог как самостоятельных объектов недвижимости в установленном законом порядке не предоставлялись.
Постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 определен порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов, в том числе автомобильных дорог.
Указанным постановлением установлено, что объекты, законченные строительством (реконструкцией, расширением) в соответствии с утвержденным проектом и подготовленные к эксплуатации, предъявляются заказчиком (застройщиком) к приемке государственным приемочным комиссиям.
Законченные строительством объекты, сдаваемые "под ключ", предъявляются к приемке государственным приемочным комиссиям подрядчиком совместно с заказчиком.
Документы, подтверждающие, что спорные объекты были предъявлены к приемке государственной приемочной комиссии в составе, предусмотрено упомянутым постановлением, истцом не представлены.
Представленный истцом акт от 30.06.1992 (т. 1 л.д. 93-101) в составе рабочей комиссии из сотрудников ПО "Кавказтрансгаз", строительно-подрядных организаций не относится к таким документам, и не подтверждают факт того, что спорные дороги являются самостоятельными объектами недвижимости, напротив, из указанного документа следует, что спорные объекты являются подъездными дорогами и входят в состав 1-го пускового комплекса КС "Зензели".
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе градостроительный план спорного земельного участка и представленную обществом схему, установил, что доказательств предоставления обществу земельных участков под строительство автодороги в установленном законом порядке, ее возведения как объекта недвижимости и введения ее в эксплуатацию не имеется.
В отсутствие в материалах дела доказательств проектирования и строительства подъездной дороги в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Законом N 257-ФЗ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорная дорога не является самостоятельной недвижимой вещью, а представляет собой улучшение земельного участка, заключающееся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц, пользующихся участком.
При указанных обстоятельствах, исковые требования ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" о признании права собственности ЗАО "СПГЭС" в силу приобретательной давности на спорные объекты не подлежали удовлетворению. В удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное, выводы суда апелляционной инстанции в обжалуемой части судебного акта соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт в обжалуемой части принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта с положениями статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 февраля 2016 года по делу N А06-10509/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" из федерального бюджета 3 000 рублей, излишне уплаченные платежным поручением N 34619 от 10 декабря 2015 года, и 6 000 рублей, излишне уплаченные платежным поручением N 34618 от 10 декабря 2015 года.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-10509/2015
Истец: ООО "Газпром трансгаз Ставрополь", ООО "Газпромтрансгаз Ставрополь"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Лиманский район"
Третье лицо: Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, Территориальное управление Федерального агентсва по управлению федеральным имуществом по А. о., Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области