г. Москва |
|
14 апреля 2016 г. |
Дело N А40-190035/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2016 по делу N А40-190035/15, принятое судьей Кузиным М.М. (шифр судьи: 149-1591)
по заявлению ОАО "РЖД" (125047, Москва, пл. Тверской заставы, д. 5, корп. 1)
к Управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (107140, Москва, Комсомольская площадь, д. 3/9)
о признании недействительным предписания,
при участии:
от заявителя: |
Конин С.В. по доверенности от 25.01.2016 N 77 АБ 9556511; Тунин П.П. по доверенности от 16.10.2015 N 77 АБ 7784998; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "РЖД" с заявлением о признании недействительным предписания Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 24.08.2015 г. N 107.
Решением суда от 20.01.2016 в удовлетворении заявления отказано. При этом суд исходил из того, что санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства.
С решением суда не согласился заявитель - ОАО "РЖД" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что не представлено доказательств того, что СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 в данном случае распространяется на деятельность ОАО "РЖД", а несоответствующий нормативам СН 2.2.4/2.18.562-96 уровень шума образуется в результате каких либо противоправных действий (бездействия) ОАО "РЖД".
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда, удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, в Московский Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту поступило обращение N 08-67-1550/15 от 04.06.2015 на дискомфортные условия проживания жителей из-за превышения уровней шума от деятельности железнодорожного транспорта в районе адреса: г. Москва, Бутырский вал, д. 28 (л.д. 25).
05.08.2015 г. Московский Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту направило ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" предписание N 100 о проведении замеров уровня шума (л.д. 26).
При проведении замеров уровней шума на территории жилой застройки по адресу: г. Москва, ул. Бутырский вал, д.28 установлено: в ночное время уровень шума от движения железнодорожного транспорта превышает предельно допустимые уровни звука, установленные СН 2.2.4.2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и территории жилой застройки" на 24 дБАмакс, в дневное время суток на 14 дБАмакс. (протокол измерений физических факторов 912Д от 13.08.2015 г., протокол N 417/019 измерений уровня физических факторов выполненный специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту"). Замеры проводились в присутствии уполномоченного лица ОАО "РЖД" (представителя производственной экологической лаборатории центра охраны окружающей среды железной дороги).
На основании данных протоколов и результата экспертизы Московским межрегиональным отделом Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту 24.08.2015 г. в отношении ОАО "РЖД" вынесено предписание N 107 должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предписывающее обеспечить выполнение соответствующих мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия на среду обитания и здоровье человека шума от деятельности железнодорожного транспорта:
1. разработать и выполнить мероприятия по благоустройству территории санитарного разрыва от предприятий железнодорожного транспорта и железнодорожных линий до границы жилой застройки и иные мероприятия направленные на прекращение негативного воздействия шума и повышения комфортности проживания населения вблизи указанных источников шума. Утверждённый план мероприятий с отметками о его реализации представить в Московский территориальный отдел не позднее 30.09.2015 г.;
2. представить протоколы замеров шума по результатам реализации снижения уровней шума от деятельности железнодорожного транспорта на границе полосы отвода железной дороги и жилой застройки в районе вышеуказанного адреса в Московский территориальный отдел не позднее 30.09.2015 г.
В соответствии со ст. 11 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц
Согласно п. 2.6 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
На основании п. 1.1 "СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы" настоящие Санитарные нормы устанавливают классификацию шумов; нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, допустимые уровни шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.
В соответствии с п. 1.2 "СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы" санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из протокола измерений физических факторов N 912Д от 13.08.2015 и протокола N 417/019 от 13.08.2015 измерений уровней физических факторов на территории, границы жилой застройки, прилегающей к полосе отвода ж/д, по адресу: г. Москва, ул. Бутырский вал, д. 28 установлено: в ночное время уровень шума от движения железнодорожного транспорта превышает предельно допустимые уровни звука, установленные СН 2.2.4.2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и территории жилой застройки" на 24 дБАмакс, в дневное время суток на 14 дБАмакс. Ведущим источником шума является стык железнодорожных рельс находящихся на одном из путей (по ходу от Савеловского вокзала) перед домом N 28 около ж/д светофора (л.д. 28-32).
Таким образом, заявителем нарушены требования санитарных норм 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки в области предельно допустимого уровня звука.
При составлении протокола N 417/019 от 13.08.2015 измерений уровней физических факторов присутствовал представитель Московской производственной экологической лаборатории центра охраны окружающей среды железной дороги, замечаний относительно порядка проведения измерений уровней физических факторов не представлено (л.д. 16).
Принимая во внимание то обстоятельство, что оспариваемое предписание вынесено в соответствии с законодательством, права и законные интересы заявителя не нарушены, обстоятельства, указанные в оспариваемом предписании, соответствуют фактическим обстоятельствам, выявленным при проведении проверки, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.01.2016 по делу N А40-190035/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-190035/2015
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, УПРАВЛЕНИЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ МОСКОВСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ