г. Москва |
|
14 апреля 2016 г. |
Дело N А41-96003/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей: Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гамолиной Ю.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Территориального управления Росимущества по Московской области - Переплетова К.Ю. (по доверенности от 02.12.2015 N Д107-622),
от заинтересованного лица по делу - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Фирсов А.В. (по доверенности от 16.12.2015 N 484-Д).
от третьего лица - Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - ОАО "Газпром"- Казакова Н.П. (по доверенности от 05.12.2015 N 857),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01.02.2016 по делу N А41-96003/15, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению Территориального управления Росимущества по Московской области к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным отказа, 3-и лица: ОАО "Газпром", Администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ ФАУГИ в МО) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по МО), в котором просит:
1. Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области N 50-50/001-50/001/004/2015-6841 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кн 50:26:0000000:198, площадью 360 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район.
2. Обязать Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кн 50:26:0000000:198, площадью 360 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 февраля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представителем Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области было направлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л. д. 44).
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Управления Росреестра в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ТУ ФАУГИ в МО возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ОАО "Газпром" возражал по доводам апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в представленных письменных объяснениях, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ОАО "Газпром" на праве собственности принадлежит объект "Магистральный газопровод "Тула-Торжок" от 278 до 304 км, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации N 01/001/2009-091 от 05.10.2009.
Согласно постановлению главы Наро-Фоминского муниципального района Московской области N 273 от 28.02.2006 г., надземные части указанного подземного магистрального газопровода (КП, КИК, свечи), необходимые для его обслуживания, расположены на земельном участке с кн 50:26:0000000:198, площадью 360 кв. м, категория земель- земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, разрешенное использование- для размещения и эксплуатации наземных объектов обслуживания магистрального газопровода "Тула-Торжок" от 278 до 304 км.
28 июля 2015 года в Управление Росреестра по Московской области сотрудником ОАО "Газпром" Кашковской А.А. действующей на основании доверенности от имени Территориального управления ФАУГИ в Московской области подано заявление о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок с приложением необходимых документов.
Сообщением от 08 сентября 2015 года N 50-50/001-50/001/004/2015-6841 ТУ ФАУГИ в Московской области отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, поскольку земельные участки не относятся в силу закона к землям федеральной собственности, а документы, подтверждающие возникновение данного права у Российской Федерации, не представлены.
Полагая, что данный отказ нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что на указанном земельном участке расположен объект недвижимого имущества ("Магистральный газопровод "Тула - Торжок" от 278 до 304 км), находящийся в собственности ОАО "Газпром", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества и используется для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, которые входят в перечень имущества, относящегося к магистральным газопроводам, газопроводам-отводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, определяющимися нормативными актами: Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов", Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса".
Факт расположения вышеуказанного объекта на спорном земельном участке подтверждается представленными в материалы дела документами (кадастровыми паспортами, выписками из ЕГРП), пояснениями заявителя и третьего лица, и не опровергается заинтересованным лицом.
Спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования: "для размещения и эксплуатации наземных объектов обслуживания магистрального газопровода "Тула - Торжок" от 278 до 304 км ".
Судом первой инстанции, исходя из объяснений заявителя и 3-го лица, не опровергнутых доказательствами, представленными Управлением Росреестра, установлено, что на указанном земельном участке расположен объект "Магистральный газопровод "Тула-Торжок" от 278 до 304 км, принадлежащий ОАО "Газпром", о чем в ЕГРП сделана запись регистрации N 01/001/2009-091 от 05.10.2009.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В качестве возражений относительно предъявленных требований Управление Росреестра по Московской области сослалось на то, что доказательств, подтверждающих факт принадлежности спорного земельного участка к федеральной собственности, а так же доказательств того, что расположенные на указанном земельном участке объекты входят в состав федеральной энергетической системы газоснабжения, не предоставлено.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в т.ч.: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с кадастровыми паспортами, указанные земельные участки отнесены к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для размещения объектов энергетический системы газоснабжения, то есть для размещения объектов энергетический системы газоснабжения.
В соответствии со статьей 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
7) специального назначения;
9) иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) установлены правовые основы газоснабжения в РФ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 69-ФЗ газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 Федерального закона N 69-ФЗ федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно части 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, в силу прямого указания закона (Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации") земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
Учитывая, что на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные земельные участки относятся к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью.
Судом первой инстанции правильно установлено, что в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, содержавшие полную и необходимую информацию о данном объекте недвижимого имущества в соответствии с требованиями Федерального закона N 122-ФЗ, в связи, с чем у управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
При этом, апелляционный суд принимает во внимание требования к единообразию в применении судами норм права (судебные акты по делам N А41-57036/13, в том числе постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 августа 2014 года и определение Верховного суда Российской Федерации от 04 марта 2015 года N 305-КГ14-6485 об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.02.2016 N Ф05-16653/2015 по делу N А41-1308/2015).
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый отказ управления от 08 сентября 2015 года N 50-50/001-50/001/0042015-6841 является незаконным и подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание. В данном случае право федеральной собственности возникло на участок в силу положений закона, в связи, с чем отсутствие правоустанавливающих документов не должно служить основанием для отказа в регистрации права.
Управлением не представлены доказательства, опровергающие объяснения 3-его лица и свидетельствующие о том, что расположенный на земельном участке объект "Магистральный газопровод "Тула - Торжок" от 278 до 304 км, не относится к объектам, входящим в Единую систему газоснабжения.
Аналогично в материалах дела не представлены доказательства, опровергающие объяснения 3-его лица о том, что на спорном участке расположен объект "Магистральный газопровод "Тула - Торжок" от 278 до 304 км.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанциями норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов управления, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.02.2016 по делу N А41-96003/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-96003/2015
Истец: Территориальное управление Росимущества по Московской области, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ НАРО-ФОМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, Администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области, ОАО "Газпром", Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области