Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2016 г. N Ф05-9556/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
15 апреля 2016 г. |
Дело N А41-55319/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - закрытого акционерного общества "Мособлэнергогаз" - Братищевой А.И. (представителя по доверенности от 05.04.2016), Диварова М.В. (представителя по доверенности от 02.12.2015), Савостьяновой И.А. (представители по доверенности от 23.09.2015), Скрипилева Г.А. (представителя по доверенности от 05.04.2016),
от комитета по ценам и тарифам Московской области - Зариповой Г.А. (представителя по доверенности от 05.04.2016), Ханмурзина Э.Б. (представителя по доверенности от 30.12.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Мособлэнергогаз" на решение Арбитражного суда Московской области от 15.01.2016 по делу N А41-55319/15, принятое судьей Гапеевой Р.А.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Мособлэнергогаз" (далее - общество, ЗАО ""Мособлэнергогаз") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 протокола N 12 заседания Правления Комитета по ценам и тарифам Московской области (далее - комитет) от 24.04.2015 (с учетом принятого судом уточнения требования).
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.01.2016 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Представители общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители комитета в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Акционерное общество "Холдинговая компания "Главное всерегиональное строительное управление "Центр" (далее - АО "ХК "ГВСУ "Центр") обратилось к ЗАО ""Мособлэнергогаз" с заявкой от 12.11.2014 N 2738 на подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок объектов капитального строительства АО "ХК "ГВСУ "Центр" - жилой застройки микрорайона "Ольгино", расположенной по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Шестая к системе теплоснабжения общества с подключаемой максимальной тепловой нагрузкой 10,41 Гкал/час.
ЗАО ""Мособлэнергогаз", ссылаясь на отсутствие у него технической возможности осуществить технологическое присоединение потребителя к своей системе теплоснабжения с подключаемой максимальной тепловой нагрузкой 10,41 Гкал/час, обратилось в комитет с заявлением (письмо от 24.11.2014 исх. N И-900) об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок объекта капитального строительства АО "ХК "ГВСУ "Центр" - "Жилая застройка микрорайона "Ольгино" (Московская область, г. Железнодорожный, ул. Шестая) с подключаемой тепловой нагрузкой 10,4172 Гкал/час к системе теплоснабжения общества на территории Московской области на 2015 год в индивидуальном порядке.
Приказом председателя комитета от 17.04.2015 N 36-т (далее - Приказ N 36-т) открыто дело об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) теплоснабжающих установок АО ХК "ГВСУ "Центр" - "Жилая застройка микрорайона "Ольгино" к системе теплоснабжения общества в индивидуальном порядке.
В соответствии с пунктом 1 протокола заседания Правления комитета от 24.04.2015 N 12 (далее - Протокол комитета N 12) обществу отказано в установлении платы за подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок объекта капитального строительства АО "ХК "ГВСУ "Центр" - жилая застройка микрорайона "Ольгино" (Московская область, г. Железнодорожный, ул. Шестая) с подключаемой тепловой нагрузкой 10,4172 Гкал/час к системе теплоснабжения общества в индивидуальном порядке ввиду несоответствия предложений субъекта ценового (тарифного) регулирования требованиям раздела 5 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075), прекращено рассмотрение дела об установлении платы обществу за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, открытого Приказом N 36-т.
Не согласившись с комитетом, ЗАО ""Мособлэнергогаз" 24.07.2015 оспорило пункт 1 протокола заседания Правления комитета от 24.04.2015 N 12, в судебном порядке.
Отказывая обществу в удовлетворении требования, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) плата за технологическое присоединение подлежит регулированию.
Согласно Положению о комитете по ценам и тарифам Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 01.11.2011 N 1321/46, полномочия по установлению платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения на территории Московской области осуществляет комитет.
Согласно части 2 статьи 14 Закона о теплоснабжении подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации.
Правила выбора теплоснабжающей организации, к которой следует обращаться заинтересованным лицам и которая не вправе отказать им в подключении и заключении соответствующего договора, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила подключения N 307).
В соответствии с пунктом 8 Правил подключения N 307 теплоснабжающая организация, к которой следует обращаться заявителям, определяется в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности, определенными в схеме теплоснабжения поселения, городского округа.
В данном случае общество, имеющее статус Единой теплоснабжающей организации города Железнодорожный, обязано в зоне своей эксплуатационной ответственности осуществлять подключение (технологическое присоединение) при получении заявок на подключение к системе теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 106 Основ ценообразования N 1075 плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения, в соответствии с Законом о теплоснабжении, Градостроительным законодательством Российской Федерации, Правилами подключения N 307 и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания по расчету тарифов в сфере теплоснабжения N 760-э), исходя из подключаемой тепловой нагрузки, а также в случае, указанном в пункте 109 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, - в индивидуальном порядке.
Пунктом 109 Основ ценообразования N 1075 предусмотрено, что в случае отсутствия технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение к системе теплоснабжения для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/час суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке.
По мнению ЗАО "Мособлэнергогаз", при определении платы за подключение следует учитывать суммарную нагрузку энергопотребляющих установок объектов капитального строительства АО "ХК "ГВСУ "Центр" - жилая застройка микрорайона "Ольгино" как одного единого объекта подключения, а не суммарную нагрузку каждого объекта капитального строительства в отдельности, определенную исходя из расходов теплоносителей на технологические нужды, отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха и горячее водоснабжение. При этом общество приводит следующую формулировку: плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение" трактуется как сумма суммарных тепловых нагрузок всех объектов в совокупности.
Между тем согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) именно к системе теплоснабжения.
При этом пунктом 31 статьи 2 этого же Закона данная плата определяется как плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения.
В силу части 1 статьи 14 Закона о теплоснабжении подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установоки тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о теплоснабжении и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункту 2 Правил подключения N 307 подключаемый объект - здание, строение, сооружение или иной объект капитального строительства, на котором предусматривается потребление тепловой энергии, тепловые сети или источник тепловой энергии. Точка подключения - место присоединения подключаемого объекта к системе теплоснабжения.
В данном случае подключение объектов капитального строительства заказчика (многоквартирных жилых домов) предполагает и соблюдение исполнителем пунктов 27-28 Правил подключения N 307.
Объектом подключения может быть теплопотребляющая установка здания, строения, сооружения, подключаемого к системе теплоснабжения, или тепловая сеть потребителя.
ЗАО "Мособлэнергогаз", действующее в качестве исполнителя, выдало АО "ХК "ГВСУ "Центр" как застройщику условия подключения к тепловым сетям общества, в пункте 5 раздела I которых определено, что мероприятиями, выполняемыми исполнителем, является строительство тепловых сетей от существующих тепловых сетей исполнителя (теплосеть, расположенная по ул. Шестая, г. Железнодорожный) до индивидуального теплового пункта (далее - ИТП) каждого из 8 подключаемых объектов капитального строительства застройщика (т. 1, л.д. 146-148). Затраты на строительство тепловых сетей до каждого подключаемого объекта учтены в размере платы, заявленной ЗАО "Мособлэнергогаз", и указаны в составленном им расчете (т. 3, л.д. 18-19). Также составлена схема расположения подключаемых объектов капитального строительства (т. 1, л.д. 138).
Из представленных обществом сведений об условиях подключения следует, что теплопотребляющая установка каждого из 8-ми объектов подключается самостоятельно.
Согласно части 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается либо на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Согласно части 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять: 1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем; 2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии; 3) уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора; 4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя; 5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором; 6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии; 7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила организации теплоснабжения N 808), к договору теплоснабжения прилагается акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей; условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.
Как следует из пункта 43 Правил подключения N 307, акт разграничения балансовой принадлежности является одним из документов, фиксирующих подключение к системам теплоснабжения. В акте указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок и источников тепловой энергии по признаку владения на праве собственности или ином законном основании.
Услуга по передаче тепловой энергии теплосетевой организацией оказывается от точки приема тепловой энергии до точки передачи тепловой энергии.
Пунктом 1 Правил организации теплоснабжения N 808 предусмотрено, что:
точка приема - место физического соединения источников тепловой энергии или тепловых сетей с тепловыми сетями теплосетевой организации, в котором исполняются обязательства теплоснабжающей организации по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя;
точка передачи - место физического соединения теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителя (или тепловых сетей единой теплоснабжающей организации) с тепловыми сетями теплосетевой организации, в котором исполняются обязательства теплосетевой организации по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя.
Согласно выданным ЗАО "Мособлэнергогаз" потребителю условиям подключения точка поставки тепловой энергии в многоквартирный дом находится в ИТП каждого многоквартирного жилого дома: в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями (т. 1, л.д. 146-148).
Частью 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении и пунктом 21 Правил организации теплоснабжения N 808 к существенным условиям договора теплоснабжения отнесены величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
В соответствии с пунктом 11 Правил подключения N 307 для заключения договора о подключении заявитель направляет в адрес исполнителя заявку на подключение к системе теплоснабжения, которая содержит, в том числе, технические параметры подключаемого объекта - расчетные максимальные часовые и среднечасовые расходы тепловой энергии и соответствующие им расчетные расходы теплоносителей на технологические нужды, отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха и горячее водоснабжение.
Тем самым, суммарная подключаемая тепловая нагрузка может быть как у каждого объекта капитального строительства (в данном случае каждого многоквартирного жилого дома), так и у группы жилых домов, в случае, если бы плата устанавливалась для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства - тепловой сети комплексной застройки (часть 1 статьи 14, часть 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
В данном случае согласно условиям подключения подключаются (технологически присоединяются) 8 объектов капитального строительства застройщика, а не тепловая сеть жилой застройки.
Что касается довода ЗАО "Мособлэнергогаз" об отсутствии у него технической возможности для технологического присоединения объектов капитального строительства АО "ХК "ГВСУ "Центр" - жилая застройка микрорайона "Ольгино" ввиду недостаточного резерва установленной тепловой мощности, то согласно представленной обществом схеме теплоснабжения городского округа Железнодорожный Московской области на период с 2013 по 2028 гг., утвержденной постановлением Главы городского округа Железнодорожный от 27.11.2013 N 3143 (далее - Схема теплоснабжения), общество в г. Железнодорожный имеет один источник тепловой энергии: газотурбинную электростанцию с пиковой котельной (ГТУ-ТЭЦ) мкр. "Ольгино" (далее - ГТУ ТЭЦ "Ольгино") установленной мощностью 86,3 МВт (74,24 Гкал/час) (т. 4, л.д. 129). В ГТУ ТЭЦ "Ольгино" установлены четыре газотурбинных энергоблока марки Taurus 60 (производство Solar Nurbines, США), три водогрейных отопительных пиковых котла марки Vitomax 200 тепловой мощностью 16,5 МВт (14,2 Гкал/ч) каждый (производство VIESSMANN, Германия); четыре водогрейных котла-утилизатора марки КУВ-9,2/105 9,2 МВТ (7,9 Гкал/час) (производство ОАО "Подольский машиностроительный завод", Россия) (т. 4, л.д. 133).
В составе обосновывающих документов к заявлению общества от 24.11.2014 N И-900 представлена таблица "Тепловые нагрузки ГТУ ТЭЦ с пиковой котельной мкр. Ольгино г. Железнодорожный" (т. 2, л.д. 68 - 69), содержащая реестр из 11 договоров с контрагентами в отношении 28 объектов капитального строительства с указанием нагрузки по видам теплопотребления на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и суммарной тепловой нагрузки. Данный реестр служит документальным подтверждением подключенных нагрузок к источнику тепловой энергии и необходим для подтверждения наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения новых теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения.
Итоговая нагрузка по перечисленным в таблице объектам по всем договорам составила по данным общества 40,071 Гкал/час. Вместе с тем объект капитального строительства, расположенный по адресу: ул. Граничная д.18, включен в расчет дважды, что привело к завышению величины фактически подключенной тепловой нагрузки на 1,32 Гкал/час. Задвоение тепловой нагрузки на объект капитального строительства, расположенный по адресу: ул. Граничная д.18 подтверждается также представленными копиями договоров с ООО "УК "ЦентрЖилСервис" и ТСЖ "Новое Ольгино". Таким образом, документально подтвержденная фактически подключенная нагрузка составляет не 40,071 Гкал/час, а 38,751 Гкал/час. (т. 8, л.д. 38 - 55).
Указанное подтверждает наличие резерва тепловой мощности источника тепловой энергии ГТУ ТЭЦ с пиковой котельной мкр. Ольгино.
Расчет: 74,24 Гкал/час. - 38,751 Гкал/час. = 35,489 Гкал/час. (резервная мощность).
Таким образом, техническая возможность для подключения объектов жилой застройки микрорайона "Ольгино" по ул. Шестая с подключаемой максимальной тепловой нагрузкой 10,4172 Гкал/час у общества имеется.
Довод ЗАО "Мособлэнергогаз" о том, что доказательства отсутствия у общества свободной мощности и возможности подключения теплопринимающих установок АО "ХК "ГВСУ "Центр" появились гораздо позже даты вынесения оспариваемого протокола, отклоняется, поскольку оспариваемый ненормативный акт принят комитетом исходя из документов, которые ЗАО "Мособлэнергогаз" представило комитету с заявлением от 24.11.2014 N И-900, в частности, обосновывающие документы (реестр договоров из 11 договоров, содержащий итоговую нагрузку).
Ссылка общества на указанное обстоятельство не может свидетельствовать об незаконности оспариваемого протокола, проверяемого в судебном порядке по правилам главы 24 АПК РФ.
Достаточность резерва мощности подтверждается исходя из документов, имеющихся в материалах дела, рядом обстоятельств помимо указанных.
По информации общества (письмо от 30.04.2015 "Шаблон в рамках раскрытия информации обществом") (т.1, л.д. 124), раскрытой в соответствии со Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570, установленная тепловая мощность составляет 227,00 Гкал/ч (пункт 8 шаблона), а тепловая нагрузка по договорам, заключенным в рамках осуществления регулируемых видов деятельности, составляет 36,78 Гкал/ч (пункт 9 шаблона), что свидетельствует о наличии резерва тепловой мощности.
В условиях достаточного резерва установленной тепловой мощности системы теплоснабжения для подключения (технологического присоединения) перечисленных выше двух объектов капитального строительства, имеющих суммарную подключаемую нагрузку более 1,5 Гкал/час, учитывая положения пунктов 106, 108 и 109 Основ ценообразования N 1075, расчет платы за подключения (технологическое присоединение) многоквартирных жилых домов и здания школы должен осуществляться с использованием установленной платы за единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки. Плата за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке в указанном случае не устанавливается.
Кроме того, письмом общества от 20.05.2015 N И-457-КПС (т. 1, л.д. 38-39) подтверждается, что за период с 24.11.2014 по 20.05.2015 были заключены договоры поставки тепловой энергии с потребителями, фактически присоединенными к сети и вводимыми в эксплуатацию в соответствии с графиками. Согласно данному письму (на 20.05.2015) присоединенная нагрузка к ГТУ ТЭЦ составила 70,434 Гкал/час. Эти данные были представлены на заседание Правления комитета 21.05.2015 (т. 1, л.д. 43 - 48).
Вновь представленные договоры поставки тепловой энергии с потребителями были изучены комитетом, результаты озвучены на совещании 05.06.2015 (т. 1, л.д. 134-136). По результатам анализа представленной обществом 20.05.2015 информации комитет признал ее недостоверной и неподтвержденной. В частности, заявляя об увеличении подключенной нагрузки по заключенным договорам с ноября 2014 года по май 2015 года с 40,071 Гкал/ч до 70,434 Гкал/ч., общество тем не менее за указанный период согласно реестру заключило 9 договоров, тепловая нагрузка по которым составляет в сумме всего 4,666 Гкал/ч.
По факту представления 24.11.2014 в комитет недостоверной информации о фактически подключенной тепловой нагрузке 40,071 Гкал/час общество привлечено постановлением комитета к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.08.2015 по делу N А41-48250/15, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015 по тому же делу, в удовлетворении требования общества о признании незаконным и отмене этого постановления комитета отказано. При этом данными судебными актами подтвержден установленный комитетом факт предоставления обществом недостоверной информации о фактически подключенной тепловой нагрузке.
В подтверждение правомерности действий комитета в отношении общества комитет также ссылается на письмо Федеральной антимонопольной службы от 04.02.2016 N АД 6187/16, являющейся в настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) (т. 15, л.д. 28-30).
Не соглашаясь с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый протокол комитета от 24.04.2015 N 12 не нарушает прав общества, последнее ссылается на то, что отсутствие технической возможности незаконно возлагает на общество расходы по развитию источника тепловой энергии в интересах АО "ХК "ГВСУ "Центр" - Жилая застройка микрорайона "Ольгино".
Данный довод общества признается апелляционным судом несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 11 статьи 14 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, установленная в индивидуальном порядке, может включать в себя затраты на создание источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей или развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в случаях, установленных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 109 Основ ценообразовании N 1075 при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке.
В размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации:
а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика;
б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей;
в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии;
г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
Таким образом, плата за подключение к системе теплоснабжения в индивидуальном порядке включает в себя создание источников тепловой энергии в целях обеспечения технической возможности такого подключения.
Из представленных обществом обосновывающих документов к заявлению от 24.11.2014 N И-900 подтверждается наличие резерва тепловой мощности источника тепловой энергии ГТУ ТЭЦ с пиковой котельной мкр. Ольгино. При наличии технической возможности для подключения объектов жилой застройки микрорайона "Ольгино" развитие источника тепловой энергии обществом не требуется. Учитывая, что техническая возможность подключения к системе теплоснабжения общества объектов застройщика АО "ХК ГВСУ "Центр" имеется, установление платы за подключение в индивидуальном порядке (с учетом финансирования технического перевооружения котельной за счет такой платы) является необоснованной. С учетом изложенного, доводы общества об обоснованности суммы подлежащего внесению финансирования технического перевооружения котельной являются необоснованными.
В силу пункта 34 Правил подключения N 307 исполнитель не вправе навязывать заявителю условия договора о подключении, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также заключение договора при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован.
Поскольку существующая инфраструктура общества имеет техническую возможность (достаточный резерв тепловой мощности) для подключения объектов жилой застройки микрорайона "Ольгино" и не требует расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии для создания технической возможности такого подключения, пункт 1 протокола N 12 заседания комитета нельзя признать актом, возлагающим на общество каких-либо расходы по развитию источника тепловой энергии в интересах АО "ХК "ГВСУ "Центр" - жилая застройка микрорайона "Ольгино".
Довод общества о том, что пункт 1 протокола N 12 заседания комитета создает препятствие обществу для осуществления предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности, также не принимается апелляционным судом
Распоряжением комитета от 04.06.2015 N 62-Р установлена плата за подключение к системе теплоснабжения общества на территории городского округа Балашиха Московской области на 2015 год объектов капитального строительства, в том числе застройщиков, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки с дифференциацией по типам прокладки и диапазонам диаметров тепловых сетей (без НДС) (т. 1, л.д. 40 - 41).
Распоряжением комитета от 23.06.2015 N 72-Р уставлена плата за подключение к системе теплоснабжения общества на территории городского округа Балашиха Московской области на 2015 год объектов капитального строительства, в том числе застройщиков, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки с дифференциацией по типам прокладки и диапазонам диаметров тепловых сетей (без НДС).
Тем самым, для общества установлена плата за подключение (технологическое присоединение) на основании положений Закона теплоснабжении, Основ ценообразования N 1075, Правил подключения N 307.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для вывода о том, что оспариваемом актом комитета нарушаются права и законные интересы общества в сфере технологического присоединения к системам теплоснабжения, и создаются препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По утверждению общества, установленная мощность ГТУ ТЭЦ с пиковой котельной общества составляет 74 Гкал/час, а присоединенная тепловая нагрузка в настоящий момент составляет 91,007 Гкал/час.
То есть, если следовать доводам общества, с даты подачи заявления (24.11.2014) на установление платы по настоящее время общество присоединило объекты с суммарной нагрузкой 54,227 Гкал/час. (91,007 - 36,78 = 54,227 Гкал/час) (36,78 Гкал/час - данные из шаблона раскрытия информации общества: т. 1, л.д. 124), что может свидетельствовать о наличии у общества на момент рассмотрения комитетом заявления общества технической возможности подключить объекты капитального строительства застройщика АО "ХК ГВСУ "Центр" (суммарная тепловая нагрузка восьми объектов - 10,4172 Гкал/час).
Ссылки общества (в обоснование довода о необходимости иметь резерв тепловой мощности в объеме одного котла максимальной мощностью 14,2 Гкал/час для исключения введения аварийных ограничений потребителям в отопительный период) на пункт 5.5 СП 124.13330.2012 "Тепловые сети" и пункт 4.14 СНиП II-35-76 также отклоняются. СП 124.13330.2012 устанавливает требования по проектированию тепловых сетей, сооружений на тепловых сетях во взаимосвязи со всеми элементами системы централизованного теплоснабжения. Согласно пункту 1.2 СНиП II-35-76. "Котельные установки" нормы и правила не распространяются на проектирование котельных тепловых электростанций, передвижных котельных, котельных с электродными котлами, котлами-утилизаторами, а пункт 1.2 СП 89.13330.2012 не распространяется на проектирование котельных тепловых электростанций, в том числе пиковых, передвижных котельных, котельных с электродными котлами, котлами-утилизаторами, котлами с высокотемпературными органическими теплоносителями (ВОТ) и другими специализированными типами котлов для технологических целей, а также на проектирование автономных источников теплоснабжения, интегрированных в здания.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.01.2016 по делу N А41-55319/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-55319/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2016 г. N Ф05-9556/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "МОСОБЛЭНЕРГОГАЗ"
Ответчик: Комитет по ценам и тарифам Московской области
Третье лицо: ЗАО "Мособлэнергогаз", Комитет по ценам и тарифам Московской области