г. Саратов |
|
15 апреля 2016 г. |
Дело N А06-8135/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" апреля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 01 февраля 2016 года по делу N А06-8135/2015 (судья Ковальчук Т.А.)
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Наримановская районная больница" (416111, Астьразанская область, г. Нариманов, ул. Школьная, 5, ИНН 3008003827, ОГРН 1023000848419)
к Государственному учреждению - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (414040, г. Астрахань, ул. Академика Королева, 46, ИНН 3015010945, ОГРН 1023000828058)
о признании незаконным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 325 от 28.07.2015 в части доначисления недоимки по страховым взносам в сумме 24 650 рублей, штрафа в размере 2 796 рублей 56 копеек, штрафа в размере 1 972 рубля,
о признании незаконным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 325 от 19.08.2015 в части взыскания недоимки по страховым взносам в сумме 24 650 рублей, штрафа в сумме 2 796 рублей 56 копеек, штрафа в размере 1 972 рубля,
без участия в судебном заседании представителей: Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Наримановская районная больница", Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (почтовые уведомления N 91224, 91225 приобщены к материалам дела),
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Наримановская районная больница" (далее - учреждение, страхователь) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просит признать недействительными решение Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 325 от 28.07.2015 в части доначисления недоимки по страховым взносам в сумме 24 650 рублей, штрафа в размере 2 796 рублей 56 копеек, штрафа в размере 1 972 рубля, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 325 от 19.08.2015 в части взыскания недоимки по страховым взносам в сумме 24 650 рублей, штрафа в сумме 2 796 рублей 56 копеек, штрафа в размере 1 972 рубля,
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 01 февраля 2016 года по делу N А06-8135/2015 требования Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Наримановская районная больница" удовлетворены.
Признано недействительным решение Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 325 от 28.07.2015 в части доначисления Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области "Наримановская районная больница" недоимки по страховым взносам в сумме 24 650 рублей, штрафа в размере 2 796 рублей, 56 копеек, штрафа в размере 1 972 рубля.
Признано недействительным требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 325 от 19.08.2015 в части взыскания недоимки по страховым взносам в сумме 24 650 рублей, штрафа в сумме 2 796 рублей 56 копеек, штрафа в размере 1 972 рубля.
Не согласившись с принятым решением, Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы учреждение ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Астраханской области "Наримановская районная больница" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Наримановская районная больница", Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, учреждением на основании решения заместителя управляющего Государственным учреждением - Астраханским региональным отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Пахомова В.П. от 12.05.2015 N 52417 в период с 12.05.2015 по 30.06.2015 проведена выездная проверка Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Наримановская районная больница" на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам выездной проверки составлен акт от 30.06.2015 N 390, в котором указано, что выявлено необоснованное занижение в нарушение статей 7, 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 850 000,00 руб. (заявитель не начислял страховые взносы на выплаты единовременных пособий молодым специалистам - медицинским работникам, переехавшим на работу в сельскую местность из другого населённого пункта в сумме 340 000,00 рублей (в 2012 году), на выплаты молодым специалистам, произведенные в рамках дополнительных соглашений к трудовым договорам в сумме 270 000,00 рублей (в 2013 году), 240 000,00 рублей (в 2014 году).
На заниженную облагаемую базу заявителю доначислены страховые взносы по установленному страховому тарифу в сумме 7830 рублей, 6960 рублей (на выплаты молодым специалистам, произведенные в рамках дополнительных соглашений к трудовым договорам), в сумме 9 869 рублей (на выплаты единовременных пособий молодым специалистам - медицинским работникам, переехавшим на работу в сельскую местность из другого населённого пункта).
Решением заместителя управляющего учреждения от 28.07.2015 N 325 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Наримановская районная больница" привлечено к ответственности за совершение правонарушения, выраженного в неполной уплате сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ. Плательщику страховых взносов предложено перечислить выявленную недоимку в сумме 24 968,89 рублей, штраф в размере 4 993,78 рублей.
Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации считает, что спорные выплаты произведены обществом в рамках трудовых отношений, поэтому являются объектом обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для их начисления.
Не согласившись с вынесенным решением в части начисления страховых взносов в сумме 24 650 рублей, штрафа в размере 2 796 рублей 56 копеек, штрафа в размере 1 972 рубля, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Наримановская районная больница" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Астраханской области пришел к выводу о том, что спорные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда.
Изучив материалы дела, оценив установленные судом первой инстанции обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
При исследовании обстоятельств дела судом апелляционной инстанции установлено, что основанием для доначисления Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области "Наримановская районная больница" страховых взносов за 2012-2014 гг. согласно оспариваемому решению фонда социального страхования послужил вывод фонда о необходимости включения в базу для начисления страховых взносов сумм:
- единовременных пособий молодым специалистам - медицинским работникам, переехавшим на работу в сельскую местность из другого населённого пункта, выплаченных работникам учреждения Агеевой Л.Г., Джаманкуловой А.А., Усеновой Е.С., Далалаевой Ц.В., Боктаевой Б.Б. (в размере 50 000 рублей), Имангалиевой К.К., Бекенову К.Д., Ишмуратовой Э.Р. (в размере 30 000 рублей) на основании Постановления Правительства Астраханской области от 05.06.2012 N 229-П "О Порядке предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования на работу в сельскую местность и (или) переехавшим на работу в сельскую местность из другого населенного пункта";
- выплат молодым специалистам, произведенных в рамках дополнительных соглашений к трудовым договорам, произведенным работникам учреждения в 2013 году: Айтжановой А.А., Шапаевой П.Ш., Баймуханову И.Г. (в размере 50 000 рублей), Дергуловой Д.А., Гассановой Р.Н., Сухоруковой О.В., Шнычкиной О.Ю. (в размере 30 000 рублей), в 2014 году: Колдасовой Р.Н., Анисимовой Н.А., Барсукову Л.А. (в размере 50 000 рублей), Сидорову В.А., Куфтовой А.И., Султановой Р.Г. (в размере 30 000 рублей) на основании Постановления Правительства Астраханской области от 11.08.2010 N 361-П "О мерах социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области".
Фонд считает, что поскольку пособия молодым специалистам Рахимжановой А.М., Чомаевой З.Х, Даулетовой Э.Н (Казиловой), Сердалиевой Р.М., Полозкову Д.Ф., Шевелевой О.А., Исаковой А.А., Саркисовой А.А., Гаджикурбанову Р.Б., Окуневой Г.Н., Тулегеновой А.Р. установлены постановлением Правительства Астраханской области, а данный акт не является законодательным актом субъекта Российской Федерации, то такие выплаты, произведенные учреждением своим работникам, подлежат обложению страховыми взносами.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту - Закон N 125-ФЗ) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Обеспечение исполнения обязанности по уплате этих страховых взносов, включая взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному положениями статьей 18 - 23, 25 - 27 Закона о страховых взносах (статьи 22.1 Закона N 125-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него данным Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для этих плательщиков страховых взносов, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
База для начисления страховых взносов для указанных плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона о страховых взносах, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Федерального закона (часть 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона о страховых взносах и подпункту 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Постановлением Правительства Астраханской области от 11.08.2010 N 361-П "О мерах социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области" в целях усиления социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Астраханской области, закрепления их в системе здравоохранения и обеспечения медицинскими кадрами государственных бюджетных учреждений здравоохранения Правительством Астраханской области были установлены для молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области меры социальной поддержки в виде единовременного пособия из бюджета Астраханской области из расчета 30000 руб. и 50000 руб. на одного медицинского работника. Также Постановлением Правительства Астраханской области от 05.06.2012 N 229-П "О порядке предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 -2012 годах после окончания общеобразовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования на работу в сельскую местность и (или) переехавшим на работу в сельскую местность из другого населенного пункта", предоставляются единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн. и 500 тыс. рублей соответственно.
В соответствии с пунктом 6.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки молодым специалистам системы здравоохранения Астраханской области, установленным Постановлением Правительства Астраханской области от 11.08.2010 N 361-П финансирование мер социальной поддержки осуществляется министерством в виде предоставления из бюджета Астраханской области медицинским учреждениям в установленном порядке субсидии на иные цели. Медицинское учреждение в течение 10 дней со дня зачисления денежных средств на лицевой счет перечисляет их на банковский счет молодого специалиста по реквизитам, указанным в пункте 4.1 настоящего Порядка (п. 6.2).
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования на работу в сельскую местность и (или) переехавшим на работу в сельскую местность из другого населенного пункта (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области от 05.06.2012 N 229-П Министерство в течение 15 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, рассматривает документы и принимает решение о предоставлении выплаты или об отказе в ее предоставлении в форме правового акта министерства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2012-2014 гг. производились выплаты единовременных пособий на основании Постановления Правительства Астраханской области от 11.08.2010 N 361-П "О мерах социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области" следующим работникам заявителя: Агеевой Л.Г., Джаманкуловой А.А., Усеновой Е.С., Далалаевой Ц.В., Боктаевой Б.Б., Имангалиевой К.К., Бекенову К.Д., Ишмуратовой Э.Р., Айтжановой А.А., Шапаевой П.Ш., Баймуханову И.Г, Дергуловой Д.А., Гассановой Р.Н., Сухоруковой О.В., Шнычкиной О.Ю., Колдасовой Р.Н., Анисимовой Н.А., Барсукову Л.А., Сидорову В.А., Куфтовой А.И., Султановой Р.Г.
Спорные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда и соответственно не подлежат обложению страховыми взносами.
Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для доначисления обществу страховых взносов, начислении пени, а также для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Астраханской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации не подлежит удовлетворению.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации освобождено от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов в данной части рассмотрению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 01 февраля 2016 года по делу N А06-8135/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-8135/2015
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Наримановская районная больница"
Ответчик: ГУ Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации