г. Владивосток |
|
15 апреля 2016 г. |
Дело N А24-4628/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Чарекчян,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Ликвидационная комиссия Отдела внутренних дел администрации Карагинского района,
апелляционное производство N 05АП-2129/2016
на решение от 01.02.2016
судьи В.И. Решетько
по делу N А24-4628/2015 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению ликвидационной комиссии Отдела внутренних дел администрации Карагинского района (ИНН 8203000829, ОГРН 1024101418175, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14.12.2002)
о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю (ИНН 4101135273, ОГРН 1104101000013, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 01.01.2010) от 31.08.2015 N 08-17/09691 в принятии решения о предстоящем исключении Отдела внутренних дел администрации Карагинского района из Единого государственного реестра юридических лиц; об обязании принять решение о предстоящем исключении Отдела внутренних дел администрации Карагинского района из Единого государственного реестра юридических лиц,
при участии:
от Ликвидационной комиссии Отдела внутренних дел администрации Карагинского района - Кондратюк Кирилл Александрович, по доверенности от 10.02.2016 сроком на один год, удостоверение N 004004 от 02.10.2013.
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю представителю не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Ликвидационная комиссия Отдела внутренних дел администрации Карагинского района (далее - заявитель, ликвидационная комиссия) обратилась в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 31.08.2015 N 08-17/09691 в принятии решения о предстоящем исключении Отдела внутренних дел администрации Карагинского района (далее - Отдел внутренних дел) из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 01.02.2016 в удовлетворении требований ликвидационной комиссии отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ликвидационная комиссия обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что с 2007 года Отдел внутренних дел никакую деятельность не осуществляет, доходов не имеет, находится в стадии ликвидации более семи лет, денежных средств и имущества не имеет, банковские счета и лицевые счета в органе Федерального казначейства отсутствуют, операции по счетам не осуществляются. Отчетность не представляется с 2007 года. Недоимка по налогам, задолженность по пеням и штрафам являются безнадежными к взысканию.
Ликвидационная комиссия полагает, что отказ ответчика в положительном решении о предстоящем исключении Отдела внутренних дел администрации Карагинского района из Единого государственного реестра юридических лиц является необоснованным, нецелесообразным, а также не позволяет реализовать заявителем закрепленное законом право.
В канцелярию суда от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Также Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя. Данное ходатайство рассмотрено судом и удовлетворено. Суд, руководствуясь статьями 156, 159, 258 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю.
Представитель заявителя поддерживает доводы апелляционной жалобы. Решение суда первой инстанции просит отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия установила следующее.
05.08.2015 Управление МВД России по Камчатскому краю обратилось в регистрирующий орган с заявлением о принятии решения об исключении Отдела внутренних дел администрации Карагинского района из Единого государственного реестра юридических лиц на основании статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Письмом Инспекции от 31.08.2015 N 08-17/09691 в удовлетворении заявления отказано по причине наличия у Отдела внутренних дел задолженности по обязательным платежам в бюджет.
Не согласившись с вышеуказанным отказом, ликвидационная комиссия обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, выслушав пояснения сторон, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ликвидационной комиссии - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела следует, что ликвидационная комиссия оспаривает отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю от 31.08.2015 N 08-17/09691 в принятии решения о предстоящем исключении Отдела внутренних дел администрации Карагинского района из Единого государственного реестра юридических лиц.
Суд первой инстанции верно указал, что данные правоотношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Данная норма также продублирована в статьей 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ, установлено, что фактически прекратившим свою деятельность считается и подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Только при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и статьи 64.2 ГК РФ признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
При этом, указанное в оспариваемом отказе основание (наличие у налогоплательщика задолженности по обязательным платежам в бюджет) не является препятствием для применения процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (абзац третий пункта 1, пункт 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц").
При этом из содержания положений Закона N 129-ФЗ следует, что решение исключении юридического лица из ЕГРЮЛ по указанному выше основанию является правом регистрирующего органа, но не обязанностью.
Указанный ввод также согласуется с позиций, изложенной Высшим арбитражным судом РФ при рассмотрении аналогичных споров (определения от 06.06.2008 N 4810/08, от 10.08.2010 N ВАС-10506/10, от 18.02.2013 NВАС-957/13, определение от 04.04.2013 N ВАС-3696/13), и направлен на поддержание существующей правоприменительной судебной практики.
При этом, коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции о том, что введение в действие процитированной выше нормы статьи 64.2 ГК РФ не изменяет установленный выше и выявленный, в том числе, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в указанных выше правоприменительных актах смысл нормы, определяющей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Таким образом, отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю от 31.08.2015 N 08-17/09691 в принятии решения о предстоящем исключении Отдела внутренних дел администрации Карагинского района из Единого государственного реестра юридических лиц не противоречит действующему законодательству.
Также заявителем ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции дела не представлены какие-либо доказательства того, что права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены оспариваемым отказом, что на него незаконно возлагают какие-либо обязанности, а также создаются иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, отсутствует второе основание, установленное статьей 201 АПК РФ, для признания вынесенного Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю отказа незаконным.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют доводы поданного в суд первой инстанции заявления, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
В связи с изложенным арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 01.02.2016 по делу N А24-4628/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4628/2015
Истец: Ликвидационная комиссия, Ликвидационная комиссия Отдела внутренних дел администрации Карагинского района
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю
Третье лицо: Отдел внутренних дел администрации Карагинского района