город Ростов-на-Дону |
|
15 апреля 2016 г. |
дело N А32-38492/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 19.02.2016 N 17 - Колясникова Ю.С., паспорт;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 11.12.2015 - Иванова В.С., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2016 по делу N А32-38492/2015,
принятое судьей Шкира Д.М.,
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к заинтересованному лицу Государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании незаконным акта выездной проверки
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственному учреждению Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными акта выездной проверки от 15.07.2015 N 127с/с, протокола от 25.08.2015 N 127, решения от 26.08.2015 N 127, решения от 27.08.2015 N 127, об обязании возместить расходы в сумме 209 381,04 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что Фондом социального страхования неправомерно отказано в части возмещения выплат пособия по беременности и родам. Учреждением представлены все необходимые документы для получения средств на возмещение расходов, произведенных на выплату своему работнику пособия по беременности и родам.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2016 в части требований о признании незаконным акта выездной внеплановой проверки от 15.07.2015 N 127/с/с, протокола о рассмотрении материалов документальной выездной проверки страхователя от 25.08.2015 N 127 производство по делу прекращено, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что страхователь в проверяемом периоде отразил в отчетах формы 4-ФСС расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 983 393,99 рубля, а документально подтвердил произведенные расходы в сумме 156 283,36 рубля, то разница 983393,99 - 156283,36=827110,63 рублей не принята к зачету.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2016 отменить. В обоснование апелляционной жалобы учреждение ссылается на то, что несогласия с указанными в расчетах по форме - 4 ФСС суммами задолженности Фонда перед страхователем ответчик не высказывал, решение о зачете (возврате) суммы страховых взносов в установленный законом срок принято не было, ответчику были представлены все необходимые документы, подтверждающие образование задолженности в сумме 209381,04 рублей.
В отзыве на апелляционную жалобу Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2016 оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что затребованные документы для подтверждения правомерности произведенных расходов предоставлены не были. В случае выявления расходов на выплаты страхового обеспечения не подтвержденных документами, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель фонда не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, правопреемник заявителя обратился в Фонд социального страхования за возмещением задолженности, возникшей на 01.10.2011 по произведенным расходам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователем Федеральным государственным учреждением "314 квартирно-эксплуатационной части района" Министерства обороны Российской Федерации в сумме 209 381,04 рублей.
В период с 22.05.2015 по 07.07.2015 Фондом социального страхования была проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России за период с 01.01.2011 по 08.11.2012 и составлен акт документальной выездной проверки N 127 сс от 15.07.2015.
На основании результатов проверки Фондом социального страхования были приняты решение от 26.08.2015 N 127 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и решение от 27.08.2015 N 127 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Основанием вынесения решения послужил вывод фонда о том, что страхователем не представлены необходимые документы, подтверждающие расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Не согласившись с вынесенным актом проверки, протоколом о рассмотрении материалов документальной выездной проверки, решений, учреждение обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Под ненормативным правовым актом понимается индивидуальный акт, адресованный одному или нескольким лицам, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия, а также действия (бездействие), нарушающие права и охраняемые законом интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, носит властно-распорядительный характер, ввиду чего акт проверки, протокол о рассмотрении материалов документальной выездной проверки не являются ненормативными правовыми актами, в смысле, придаваемом ему статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не носят властно-распорядительный характер, и, следовательно, не подлежат обжалованию в судебном порядке.
Так, в части требований о признании незаконным акта выездной внеплановой проверки от 15.07.2015 N 127/с/с, протокола о рассмотрении материалов документальной выездной проверки страхователя от 25.08.2015 N 127 судом первой инстанции сделан верный вывод о прекращении производства по делу.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора.
В соответствии со статьей 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В силу статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Назначение, исчисление и выплата пособий по беременности и родам по страховым случаям, наступившим после 01.01.2007, предусмотрены в главе 4 Закона N 255-ФЗ. Статьей 11 Закона определены порядок и размер пособия по беременности и родам, выплачиваемого застрахованной женщине. Пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам (пункт 2 статьи 12 Закона).
Финансирование выплаты пособий по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи Федерального закона).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. При этом в соответствии с частью 2 настоящей статьи в заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ установлено, что страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 13 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Министра обороны РФ от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ" ФГУ "314 КЭЧ района" Минобороны России прекратило свою деятельность как юридическое лицо путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России.
В соответствии с извещениями N 2 и N 3 от 31.08.2011 от ФГУ "314 КЭЧ района" Минобороны России в ФГУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России была передана задолженность Фонда социального образования в сумме 209 381,04 рублей.
В 2010 году страхователем Федеральным государственным учреждением "314 квартирно-эксплуатационной части района" Министерства обороны Российской Федерации были произведены расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 724 578,84 рублей по следующим видам пособий: по временной нетрудоспособности в сумме 484 866,30 рублей, по беременности и родам в сумме 160 153,52 рубля, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности в сумме 21 977,70 рублей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет в сумме 56 757,16 рублей.
В 2011 году страхователем были произведены расходы на сумму 258 815,15 рублей по следующим видам пособий: по временной нетрудоспособности в сумме 127 459,57 рублей, единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 11 703,13 рубля, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет в сумме 119 652,45 рубля.
По требованию N 127 от 22.05.2015 для проведения проверки были запрошены следующие документы:
1) в части проверки произведенных расходов ФГУ "314 КЭЧ района" Минобороны РФ документы, подтверждающие правомерность исключения из облагаемой базы для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумм, начисленных государственных пособий, выплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в проверяемом периоде:
а) пособие по временной нетрудоспособности: - листки нетрудоспособности за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 (85 шт.);
- расчеты пособия по временной нетрудоспособности с 01.01.2010 по 31.12.2011 (85 шт.);
б) пособие по беременности и родам:
- больничные листки по беременности и родам за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 (3 шт.);
- расчет пособия по беременности и родам за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 (3 шт.);
- заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам (2 шт.);
- приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам (2 шт.);
в) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности:
- справка из медицинской организации, в которой женщина встала на учет в ранние сроки беременности (2 шт.);
г) единовременное пособие при рождении ребенка:
- заявления о назначении пособия за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 (3 шт.);
- справки о рождении, выданные органом ЗАГС по форме N 24 (3 шт.);
- справки с места работы (службы) другого супруга о том, что пособие ему не выплачивалось (3 шт.) или справки из органов социальной защиты населения по месту жительства другого родителя о неполучении им единовременного пособия при рождении ребенка (3 шт.);
д) пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет:
- заявления о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и выплате пособия за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 (8 шт.);
- приказы о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и выплате пособия за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 (8 шт.);
- копии свидетельства о рождении ребенка, за которым осуществляется уход (8 шт.);
- копии свидетельства о рождении предыдущего ребенка;
- справки с места работы другого родителя, что он не находится в отпуске по уходу за этим ребенком и ему это пособие не выплачивается (8 шт.) или справки из органов социальной защиты населения по месту жительства другого родителя о неполучении им пособия по уходу за ребенком (8 шт.);
2) документы о правопреемстве юридического лица ФГУ "314 КЭЧ района" Минобороны РФ, которое прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения.
По дополнительному требованию N 127 от 25.05.2015 для проведения проверки были истребованы следующие документы:
1) в части проверки произведенных расходов ФГУ "314 КЭЧ района" Минобороны РФ реестр произведенных расходов на цели социального страхования за период с 01.01.2010 по 31.11.2011;
2) расчеты ежемесячных пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет за период с 01.01.2010 по 31.11.2011.
В установленный Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ период страхователь для выездной проверки дополнительно предоставил только Приказ Министра обороны Российской Федерации N 1871 от 17.12.2010 о реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, остальные вышеперечисленные затребованные документы для подтверждения правомерности произведенных расходов предоставлены не были. В связи с этим, в ходе выездной проверки были проверены только документы, подтверждающие правомерность назначения ежемесячных пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет и приняты к зачету суммы произведенных расходов на выплату этих пособий Лычковской Т.В. в размере 42 938,92 рублей и Котковой О.С. в размере 113 344,44 рубля. Всего подтверждены расходы на сумму 42938,92+113344,44=156283,36 рубля.
Страхователь в проверяемом периоде отразил в отчетах формы 4-ФСС расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 983 393,99 рубля, а документально подтвердил произведенные расходы в сумме 156 283,36 рубля, то разница 983393,99- 156283,36=827110,63 рублей не принята к зачету.
Оспариваемыми решениями заявителю правомерно отказано в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 209 381,04 рублей.
В установленный Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ период страхователь для выездной проверки дополнительно предоставил только Приказ Министра обороны Российской Федерации N1871 от 17.12.2010 о реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод учреждения о том, что ответчику были представлены все необходимые документы, подтверждающие образование задолженности в сумме 209381,04 рублей, так как в материалы дела не представлено документальных доказательств предоставления ФГУ "314 КЭЧ района" Минобороны РФ в филиал Фонда социального страхования расчетов по форме 4-ФСС, что ответчику были предоставлены все необходимые документы, подтверждающие образование задолженности в сумме 209 381,04 рублей, так как срок возврата (зачета) расходов на обязательное социальное страхование, предусмотренный пунктом 13 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ истек.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Доводы апелляционной жалобы в целом повторяют позицию, изложенную в суде первой инстанции, которым надлежащим образом дана правовая оценка.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2016 по делу N А32-38492/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38492/2015
Истец: ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО МО РФ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-КРАСНОДАРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ГУ Краснодарского регионального отделение фонда социального страхования РФ