г. Хабаровск |
|
15 апреля 2016 г. |
А73-12433/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Козловой Т.Д., Шевц А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликом Е.С.
при участии в заседании:
от акционерного общества "ННК-Хабаровскнефтепродукт": Дыба А.В., представитель по доверенности от 11.02.2016 N 07-69;
от общества с ограниченной ответственностью "Спектр": Унтевский О.А., представитель по доверенности от 01.09.2015 б/н.;
от акционерного общества "ННК-Транс": Катренко К.Н., представитель по доверенности от 23.12.2015 N 43/15;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Хабаровскнефтепродукт", акционерного общества "ННК-Транс"
на решение от 05.02.2016
по делу N А73-12433/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей В.Н. Трещевой
по иску Акционерного общества "ННК - Хабаровскнефтепродукт"
к обществу с ограниченной ответственностью "Спектр"
о взыскании 90 270 руб. 00 коп.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ННК - Хабаровскнефтепродукт" (далее - АО "ННК-Хабаровскнефтепродукт") обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Спектр" (далее - ООО "Спектр") о взыскании задолженности за сверхнормативное пользование вагоноцистернами в размере 90 270 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "ННК-Транс" (далее - АО "ННК-Транс") и открытое акционерное общество "Российские железные дорого" (далее - ОАО "РЖД").
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, АО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" и АО "ННК-Транс" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, удовлетворив заявленный иск.
В судебном заседании представители заявителей жалоб свои доводы поддержали. Представитель ООО "Спектр" с жалобами не согласился, просил оставить решение суда без изменения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установи л следующие обстоятельства.
19.01.2015 между АО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" (поставщик) и ООО "Спектр" (покупатель) заключен договор поставки нефтепродуктов N ХНП-15803, в соответствии с которым поставщик обязуется поставлять, а покупатель принимать и оплачивать нефтепродукты согласно предлагаемому поставщиком ассортименту.
Согласно пункту 1.2 договора поставка товара может осуществляться на условиях и в порядке, предусмотренных настоящим договором, следующими способами: железнодорожным транспортом, автомобильным транспортом, в резервуаре третьего лица.
При поставке товара железнодорожным транспортом покупатель поручает поставщику организовать за вознаграждение от своего имени, но за счет покупателя транспортировку его товара от станции отправления до станции назначения. Поставщик вправе заключить договоры с третьими лицами на организацию транспортировки товара покупателя, оставаясь ответственным за действия третьих лиц перед покупателями. За организацию транспортировки железнодорожным транспортом покупатель обязуется оплатить поставщику вознаграждение в размере 11 руб. без учета НДС за каждую тонну товара, транспортировка которых будет организована поставщиком по настоящему договору. В величину вознаграждения включены все издержки поставщика, связанные с выполнением им услуг по организации транспортировки товара железнодорожным транспортом. После отгрузки товара, поставщик направляет покупателю отчет об исполнении поручения по организации доставки товара до станции назначения с приложением копий документов, полученных от организации, оказывающей транспортные услуги, а так же перевыставляет транспортные расходы (счет, счет-фактуру) от своего имени (пункт 1.6 договора).
В соответствии с пунктом 3.1 договора поставка товара железнодорожным транспортом осуществляется на условиях "франко-вагон ж/д станция отправления": путем отгрузки товара в железнодорожных цистернах/вагонах на железнодорожной станции отправления. Наименование станции отправления, ее код и прочие реквизиты определяются в соответствующем Приложении к настоящему договору. Грузоотправителем выступает поставщик или третьи лица (пункт 2.4 настоящего договора).
Согласно пункту 3.2 договора поставщик считается исполнившим свою обязанность по поставке товара покупателю с момента сдачи товара перевозчику на железнодорожной станции отправления для его транспортировки на железнодорожную станцию назначения по отгрузочным реквизитам, указанным в соответствующем Приложении к настоящему договору, что удостоверяется квитанцией о приеме груза к перевозке и/или железнодорожной накладной. Датой поставки считается дата, указанная в календарном штемпеле железнодорожной станции отправления в такой квитанции о приеме груза к перевозке и/или железнодорожной накладной.
В соответствии с пунктом 3.7 договора отгрузка товара производится в собственных (арендованных) цистернах поставщика или цистернах, предоставленных поставщику третьими лицами по иным основаниям.
При отгрузке товара в собственных/арендованных цистернах, сторонами принят следующий порядок их возврата (пункт 3.8 договора).
Согласованный сторонами норматив времени по железнодорожной станции назначения, включая время на слив товара из цистерн, оформление комплекта перевозочных документов на возврат собственных/арендованных цистерн и сдачу порожних цистерн перевозчику, составляет 2 суток с даты прибытия их на железнодорожную станцию назначения (датой прибытия цистерн на станцию назначения считается наиболее ранняя из дат, указанных в календарных штемпелях станции назначения в железнодорожной накладной) и до даты сдачи порожних цистерн перевозчику (датой сдачи порожних цистерн перевозчику считается дата, указанная в календарном штемпеле станции назначения в железнодорожной накладной на возврат порожних цистерн). Указанный норматив времени по железнодорожной станции назначения начинает исчисляться с 00 час 00 мин дня, следующего за датой прибытия цистерн на железнодорожную станцию назначения и исчисляется в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные. Превышение покупателем (грузополучателем) указанного норматива времени по железнодорожной станции назначения (простой цистерн свыше установленных сроков) оплачивается покупателем в соответствии с пунктом 8.4.3.1 настоящего договора (пункт 3.8.1 договора).
Согласно пункту 3.8.2 договора порожние собственные/арендованные цистерны подлежат обязательному возврату покупателем (грузополучателем). Покупатель обязан обеспечить отправку порожних собственных/арендованных цистерн грузополучателем за его пломбой по полным грузовым документам на станцию приписки в адрес грузоотправителя либо по указанию поставщика на другую станцию (пункт 3.8.3 договора) с соблюдением всех нормативных требований. При возврате порожних собственных/арендованных цистерн в железнодорожной накладной в графе "получатель" покупатель (грузополучатель) обязан указать наименование получателя порожних собственных/арендованных цистерн.
В соответствии с пунктом 3.12 договора, если иное не согласовано в соответствующем приложении к настоящему договору, расходы, связанные с отгрузкой и транспортировкой товара не включаются в цену товара и оплачиваются, возмещаются покупателем поставщику дополнительно к общей стоимости товара в порядке и на условиях, предусмотренных в пункте 3.1.3 настоящего договора. Железнодорожные транспортные расходы включают в себя провозную плату до железнодорожной станции назначения, стоимость услуги по предоставлению собственных/арендованных цистерн, плату за возврат порожних цистерн при отгрузке в собственных/арендованных цистернах, стоимость услуги по наливу товара в цистерны, стоимости запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), стоимости услуг третьих лиц, с которыми поставщиком заключены договоры на организацию транспортировки товара (в том числе услуг по грузоотправлению), и другие документально подтвержденные расходы, оплачиваемые грузоотправителем и/или поставщиком и непосредственно связанные с отгрузкой товара на железнодорожной станции отправления и/или транспортировкой товара от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения.
Основанием для осуществления окончательных расчетов за поставленный товар является его количество, указанное в квитанции о приеме груза к перевозке и/ил в железнодорожной накладной и составленной на ее основании счета-фактуры. Поставщик в течение 5 (пяти) дней с даты поставки каждой партии товара (пункт 3.2 договора) выставляет покупателю счет-фактуру на поставленный товар, к которому прилагается в двух экземплярах подписанный поставщиком акт поставки товара, который покупатель обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения подписать, скрепить своей печатью и направить поставщику (пункт 3.18 договора).
При отгрузке товара в собственных/арендованных цистернах стороны согласовали следующее (пункт 8.4.3 договора):
В случае превышения согласованного сторонами норматива времени по железнодорожной станции назначения (пункт 3.8 договора), покупатель уплачивает поставщику плату за пользование цистернами за фактическое время превышения данного норматива: при превышении норматива времени на 5 суток и менее - в размере 1 500 руб. за каждые, в том числе неполные сутки сверхнормативного использования каждой цистерны;
свыше 5 суток - в размере 3 000 руб. за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны;
или возмещает поставщику расходы поставщика, понесенные им в связи с уплатой штрафов/расходов третьи лицам, с которыми поставщиком заключены договоры на организацию транспортировки товара.
Расчет превышения норматива времени по железнодорожной станции назначения производится на основании данных систем ЭТРАН ОАО "РЖД". Оплата пользования цистернами производится покупателем на основании счета поставщика в течение 5 банковских дней со дня получения покупателем счета.
Из материалов дела следует, что спецификацией N 03/2015 от 24.03.2015 стороны согласовали поставку топлива судового маловязкого (далее товар) в объеме 180 тонн, спецификацией N 04/2015 от 30.03.2015 - поставку товара в объеме 120 тонн и спецификацией N 05/2015 от 08.04.2015 поставку товара в объеме 120 тонн.
Истец поставил ответчику по товарной накладной N Р-00000000473 от 31.03.2015 - 188,816 тонн на сумму 6 854 023 руб. 80 коп., по товарной накладной N Р-00000000542 от 05.04.2015 - 129,517 тонн на сумму 4 701 467 руб. 10 коп. и по товарной накладной N Р-0000000586 от 09.04.2015 - 128,835 тонн на сумму 4 676 710 руб. 50 коп.
Ссылаясь на превышение ответчиком согласованного в пункте 3.8.1 договора поставки норматива времени по возврату порожних цистерн по указанным накладным, истец рассчитал штраф в сумме 90 270 руб. и обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у истца права на предъявление штрафных санкций в отношении не принадлежащих ему на каком-либо праве цистерн.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ, обязательства по договору должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 330 ГК РФ установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Как видно из материалов дела, во исполнение условий договора от 19.01.2015 поставки нефтепродуктов N ХНП-15803, истец поставил в адрес ответчика по товарной накладной N Р-00000000473 от 31.03.2015 топливо судовое маловязкое в количестве 188,816 тонн на сумму 6 854 023 руб. 80 коп., по товарной накладной N Р-00000000542 от 05.04.2015 в количестве 129,517 тонн на сумму 4 701 467 руб. 10 коп. и по товарной накладной N Р-0000000586 от 09.04.2015 в количестве 128,835 тонн на сумму 4 676 710 руб. 50 коп.
При этом, согласно железнодорожной накладной N ЭЬ 997277 вагоноцистерны N 75067801, N 54081039 и N 73976920 с грузом прибыли 02.04.2015 на ст. Ленинск ДВЖД и выставлены на подъездной путь, о чем ОАО "РЖД" уведомило ООО "Спектр" 02.04.2015 в 07 час. 00 мин. московского времени, что подтверждается ведомостью подачи и уборки вагонов N 900144 от 02.04.2015.
02.04.2015 в 12 час. 00 мин. ООО "Спектр" уведомило ОАО "РЖД" о завершении грузовой операции, что подтверждается уведомлением N от 02.04.2015 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 900148 от 05.04.2015.
Согласно железнодорожной накладной N ЭЭ 206076 на возврат порожних цистерн вагоноцистерны убраны с подъездного пути 05.04.2015.
Согласно железнодорожной накладной N ЭЭ 239851 вагоноцистерны N 53865960 и N 50758697 с грузом прибыли 06.04.2015 на ст. Ленинск ДВЖД и выставлены на подъездной путь, о чем ОАО "РЖД" уведомило грузополучателя ООО "Спектр" 06.04.2015 в 05 час. 50 мин. Московского времени, что подтверждается ведомостью подачи и уборки вагонов N 900149 от 06.04.2015.
06.04.2015 в 09 час. 00 мин ООО "Спектр" уведомило ОАО "РЖД" о завершении грузовой операции, что подтверждается уведомлением N 71 от 06.04.2015 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 900167 от 20.04.2015
Согласно железнодорожной накладной N ЭЭ 735339 на возврат порожних цистерн вагоноцистерны убраны с подъездного пути 20.04.2015.
Согласно железнодорожной накладной N ЭЭ 449191 вагоноцистерны N 54080577 и N 75088450 с грузом прибыли 13.04.2015 на ст. Ленинск ДВЖД и выставлены на подъездной путь, о чем ОАО "РЖД" уведомило грузополучателя ООО "Спектр" 13.04.2015 в 06 час. 10 мин. Московского времени, что подтверждается ведомостью подачи и уборки вагонов N 900155 от 13.04.2015.
13.04.2015 в 10 час. 00 мин ООО "Спектр" уведомило ОАО "РЖД" о завершении грузовой операции, что подтверждается уведомлением N 74 от 13.04.2015 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 900167 от 20.04.2015
Согласно железнодорожной накладной N ЭЭ 735339 на возврат порожних цистерн вагоноцистерны убраны с подъездного пути 20.04.2015.
Таким образом, время сверхнормативного пользования вагоноцистернами N 75067801, N 54081039 и N 73976920 составило 1 день, вагоноцистернами N 53865960 и N 50758697 - 12 дней, вагоноцистернами N 54080577 и N 75088450 - 5 дней.
Вместе с тем, согласно пунктам 3.7, 3.8.1 и 3.8.2 договора поставки от 19.01.2015 N ХНП-15803 порожние цистерны подлежат обязательному возврату покупателем (грузополучателем) лишь в случае, если отгрузка товара производится в собственных/арендованных цистернах поставщика либо в цистернах, предоставленных поставщику третьими лицами.
Однако, спорные цистерны истцу на праве собственности или аренды не принадлежат, их владельцем является АО "ННК-Транс".
Доказательств предоставления АО "ННК-Транс" цистерн истцу для транспортировки товара до станции назначения, по заключенному между сторонами договору от 25.11.2008 об оказании услуг по грузоотправлению нефтепродуктов N АТО 11/2008, истцом не предоставлено.
В это связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанности по возврату порожних вагонов в силу пункта 3.8.2 договора поставки у ответчика не возникло.
Доводы истца о том, что организация перевозки товара была произведена ЗАО "ННК" по заключенному договору поставки нефтепродуктов N АО-НП-45/2013 от 20.12.2013, которому, в свою очередь, были предоставлены вагоны АО "ННК-Транс" по договору оказания услуг по грузоотправлению N АО-Тр-99/2008 от 26.11.2008, обоснованно не принято судом во внимание.
В силу пункта 2.1 договора N АО-Тр-99/2008 от 26.11.2008 услуги АО "ННК-Транс" по грузоотправлению нефтепродуктов включают в себя организацию передислокации (порожнего возврата) со станций выгрузки на станцию Хабаровск-1 ДВЖД порожних вагонов.
Условия данного договора соответствуют и Правилам приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 28 (далее - Правила), согласно пункту 22 которых отправителем собственных порожних вагонов может являться владелец вагона, (в том числе оператор железнодорожного подвижного состава) или грузополучатель предыдущего рейса, не являющийся владельцем вагона, если порожний вагон направляется после выгрузки на железнодорожную станцию пропарки, промывки или ветеринарно-санитарной обработки, если иное не установлено соглашением между грузополучателем и владельцем вагона.
Также оформить перевозочный документ и предъявить собственный порожний вагон к перевозке имеет право любое лицо, имеющее полномочие или указание владельца вагона на предъявление его порожнего вагона к перевозке, выданное в письменной форме, в том числе с использованием телеграфных или иных средств связи.
В соответствии с пунктом 22.1 Правил до предъявления к перевозке собственного порожнего вагона (группы вагонов) отправитель не позднее четырех часов до предъявления вагона к перевозке направляет перевозчику уведомление о предъявлении вагона для перевозки, в котором содержатся сведения о перевозке собственного порожнего вагона (железнодорожные станции отправления и назначения, получатель, цель перевозки) с указанием даты и времени его передачи перевозчику. В качестве уведомления может использоваться бланк транспортной железнодорожной накладной.
Перевозчик в течение трех часов после получения уведомления от отправителя собственного порожнего вагона обязан либо согласовать указанные отправителем дату и время приема собственного порожнего вагона для перевозки либо представить отправителю мотивированный отказ с указанием технических и/или технологических причин отказа, в том числе при отсутствии согласованной перевозчиком заявки на перевозку груза в вагоне владельца, которому принадлежит предъявляемый к перевозке собственный порожний вагон, по железнодорожной станции назначения данного вагона, если порожний вагон следует под погрузку груза. При этом перевозчиком совместно с отправителем может быть согласована иная дата и/или время приема собственного порожнего вагона к перевозке, а также иная железнодорожная станция назначения.
В течение указанного времени перевозчик согласовывает возможность осуществления такой перевозки с владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, по которым будет осуществляться перевозка собственного порожнего вагона, исходя из технических и/или технологических возможностей железнодорожной станции, на которой предполагается прием собственного порожнего вагона к перевозке, а также с учетом иных обстоятельств, влияющих на возможность осуществления перевозки.
При подтверждении согласования приема собственного порожнего вагона для перевозки уполномоченное лицо перевозчика проставляет на уведомлении визу "Согласовано", заверяемую подписью указанного лица и календарным штемпелем.
Пунктом 22.2 Правил определено, что основанием для приема собственного порожнего вагона к перевозке является согласованное уведомление. Оформленная в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, транспортная железнодорожная накладная и выданная перевозчиком отправителю квитанция (по форме квитанции о приеме груза к перевозке), оформленная на собственный порожний вагон, подтверждают заключение договора перевозки.
Предъявление накладной перевозчику и выдача квитанции отправителю могут производиться в электронном виде при наличии и в порядке, установленном в договоре об обмене электронными документами между перевозчиком и отправителем.
Таким образом, в силу указанного выше договора и Правил приема грузов к перевозке, обязанность по возврату порожних цистерн возникла у АО "ННК-Транс".
Материалами дела подтверждается, что спорные вагоны убраны ОАО "РЖД" с путей необщего пользования к дальнейшей перевозке после предоставления владельцем вагонов АО "ННК-Транс" железнодорожных накладных N ЭЭ 206076 от 05.04.2015 и N ЭЭ 735339 от 20.04.2015.
Довод АО "ННК-Транс" о том, что при оформлении груженых вагонов к перевозочным документам прикладывается инструкция о порядке оформления порожних вагонов, в связи с чем его вина в возникновении сверхнормативного простоя спорных цистерн отсутствует, судом отклоняется, поскольку доказательств, подтверждающих, что данные инструкции были переданы ответчику, суду не предоставлены, ссылки на нормативно-правовой акт или пункт договора поставки, подтверждающие предоставление АО "ННК-Транс" полномочий покупателю (грузополучателю) на оформление железнодорожных накладных на возврат порожних вагоноцистерн отсутствуют.
Довод истца о возникновении на стороне ответчика обязательства уплатить неустойку за сверхнормативный простой вагонов в силу одного только факта заключения договора, без установления конкретных обстоятельств исполнения (нарушения) сторонами его условий, суд признает необоснованным.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к вывод о том, что принятое судом первой инстанции решение об отказе в иске АО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.02.2016 по делу N А73-12433/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12433/2015
Истец: ОАО "Хабаровскнефтепродукт"
Ответчик: ООО "Спектр"
Третье лицо: АО "ННК Транс", АО "ННК-Транс", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в дице Дальневосточной железной дороги, филиал ОАО "РЖД"
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1300/17
12.07.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3152/16
15.04.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1582/16
05.02.2016 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-12433/15