г. Вологда |
|
14 апреля 2016 г. |
Дело N А44-10057/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 апреля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Виноградовой Т.В. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 января 2016 года по делу N А44-10057/2015 (судья Киселева М.С.),
установил:
Комитет по опеке и попечительству администрации Великого Новгорода (место нахождения: 173007, Великий Новгород, ул. Десятинная, д. 20/10; ИНН 5321106880, ОГРН 1065321008411; далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Государственному учреждению - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (место нахождения: 173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15; ИНН 5321033864, ОГРН 1025300783848; далее - учреждение, фонд, ФСС) о признании недействительным решения от 01.12.2015 N 148.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 14 января 2016 года заявленные требования удовлетворены. Кроме того, на ФСС возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов комитета путем отмены решения.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что поскольку объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений, то произведенные страхователем единовременные выплаты на лечение не относятся к компенсационным, должны быть включены в базу для начисления страховых взносов.
От комитета отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний плательщиком страховых взносов комитетом за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, о чем составлен акт выездной проверки от 30.10.2015 N 318.
Проверкой установлены выплаты единовременного характера на лечение (оздоровление) муниципальным служащим комитета в 2014 году на сумму 520 650 руб. Полагая, что на указанные выплаты не распространяется действие статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ, Закон о страховых взносах), фондом принято решение от 01.12.2015 N 148 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 3019 руб. 77 коп. и начислены пени в размере 501 руб. 79 коп.
Не согласившись с указанным решением, комитет обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
По расчетам фонда сумма неуплаченных страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов составила 15 098 руб. 85 коп.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого же Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
- выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
- выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
- компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Поскольку статьи 7 и 8 Закона N 212-ФЗ не дают определения трудовых отношений, то их толкование следует рассматривать в совокупности с трудовым законодательством.
В силу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статьей 16 ТК РФ установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Согласно статье 129 ТК РФ оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 129 названного Кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Поскольку объектом начисления страховых взносов являются выплаты, произведенные работнику за определенный трудовой результат (выполнение трудовой функции), являющиеся оплатой его труда, постольку сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые производятся работникам, представляют собой оплату их труда.
В данном случае спорными являются единовременные выплаты муниципальным служащим.
Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) регулируются отношения, связанные с прохождением муниципальной службы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 данного Закона на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Законом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 25-ФЗ муниципальной службой признается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Оплата труда и другие выплаты производятся в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом) (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 25-ФЗ).
В силу части 1 статьи 22 Закона N 25-ФЗ оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 23 Закона N 25-ФЗ установлены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему. При этом законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Пунктом 9 статьи 1-1 Областного закона Новгородской области от 12.07.2007 N 140-ОЗ "О некоторых вопросах правового регулирования деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в Новгородской области" предусмотрено, что лицу, замещающему муниципальную должность в Новгородской области, осуществляющему свою деятельность на постоянной (штатной) основе, выплачивается единовременная выплата на лечение (оздоровление).
Пунктом 2 статьи 9 областного закона от 25 декабря 2007 года N 240-ОЗ "О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Новгородской области" установлено, что уставом муниципального образования муниципальным служащим может быть предоставлена дополнительная гарантия в виде ежегодной единовременной выплаты на лечение (оздоровление).
Статьей 38 Устава Великого Новгорода установлено, что муниципальному служащему ежегодно выплачивается единовременная выплата на лечение (оздоровление).
Размер единовременной выплаты на лечение (оздоровление) устанавливается Думой Великого Новгорода ежегодно одновременно с принятием решения о бюджете Великого Новгорода на очередной финансовый год и на плановый период. Порядок выплаты единовременной выплаты на лечение (оздоровление) определяется Думой Великого Новгорода.
Решением Думы Великого Новгорода от 27.12.2011 N 1145 утверждено Положение о порядке осуществления единовременной выплаты на лечение (оздоровление) лицам, замещающим муниципальные должности в Великом Новгороде и осуществляющим свою деятельность на постоянной (штатной) основе, и лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Великого Новгорода, согласно которому единовременная выплата выплачивается один раз в год к ежегодному основному оплачиваемому отпуску (л.д. 40).
Размер единовременной выплаты на лечение на 2014 год составил 40 050 руб. согласно решению Думы Великого Новгорода от 26.12.2013 N 101 (л.д. 39).
Поскольку в рассматриваемой ситуации выплаты муниципальным служащим единовременного пособия на лечение (оздоровление) основаны на решениях представительных органов местного самоуправления и законодательных актах субъекта Российской Федерации, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и стажа, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), а по существу являются компенсационными, то они не подлежат обложению страховыми взносами.
У суда апелляционной инстанции не имеется оснований для иной оценки фактических обстоятельств, установленных обжалуемым решением на основании статьи 71 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы учреждения отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оно освобождено от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 января 2016 года по делу N А44-10057/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-10057/2015
Истец: Комитет по опеке и попечительству Администрации Великого Новгорода
Ответчик: ГУ-Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации