город Омск |
|
14 апреля 2016 г. |
Дело N А46-15270/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Еникеевой Л.И., Литвинцевой Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2554/2016) Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Омской области" на решение Арбитражного суда Омской области от 03 февраля 2016 года по делу N А46-15270/2015 (судья Баландин В.А.), по иску общества с ограниченной ответственностью "НПФ "Внедрение" (ОГРН 1095543009418) к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Омской области" (ОГРН 1025500745270), при участии в деле в качестве третьих лиц: Министерства обороны Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, о взыскании 348 359 руб. 97 коп.,
при участии в судебном заседании:
представителя Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Омской области" Зарубиной И.Ю. по доверенности N ППР/11 от 11.01.2016 сроком действия на один год,
представителя Министерства обороны Российской Федерации Зарубиной И.Ю. по доверенности N 212/1/354 от 06.11.2015 сроком действия до 19.01.2017,
представителя общества с ограниченной ответственностью "НПФ "Внедрение" Пожарова А.А. по доверенности от 21.04.2014 сроком действия на три года,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "НПФ "Внедрение" (далее - ООО "НПФ "Внедрение", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Омской области" (далее - Военный комиссариат Омской области, ответчик) о взыскании 348 359 руб. 97 коп. компенсации расходов на выплату среднего заработка работникам, привлекаемым для проведения мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФ РФ) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны) и Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин).
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.02.2016 по делу N А46-15270/2015 исковые требования удовлетворены.
Возражая против принятого по делу судебного акта, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы Военный комиссариат Омской области указывает, что обратившись в суд с настоящими требованиями, ООО "НПФ "Внедрение" не представило доказательств факта и размера несения расходов, связанных с реализацией требований Закона N 53-ФЗ. При этом, по мнению апеллянта, в его обязанности входит исключительно компенсация понесенных юридическими лицами расходов в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
В письменном отзыве на жалобу ответчика Минобороны выражает согласие с позицией Военного комиссариата Омской области. Также в отзыве изложено ходатайство о рассмотрении настоящей апелляционной жалобы в отсутствие представителя Минобороны.
Также в суд поступил письменный отзыв ООО "НПФ "Внедрение", в котором истец просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ответчика и Минобороны поддержана позиция, изложенная в апелляционной жалобе. Представитель истца высказался в соответствии с доводами письменного отзыва ООО "НПФ "Внедрение" на апелляционную жалобу.
Минфин, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные отзывы на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке, установленном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09.01.2013 истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) заключен договор о порядке компенсации расходов, понесенных организацией в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ.
В соответствии с условиями указанного договора исполнитель обязался привлечь заказчику граждан в количестве 9 человек к участию в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, с сохранением среднего заработка, по месту их постоянной работы, за время участия в указанных мероприятиях, а заказчик обязался возмещать исполнителю расходы, связанные с выплатой среднего заработка путем перечисления на счета исполнителя денежных средств.
На основании договора от 09.01.2013 заказчиком подлежат компенсации расходы, связанные с выплатой заработной платы сотрудникам, без начисленных страховых взносов.
Как указал при обращении в суд истец, Управлением ПФ РФ в Кировском административном округе города Омска проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиком страховых взносов ООО "НПФ "Внедрение" за период 13.11.2012 года по 31.12.2014.
В результат указанной проверки вынесено решение N 16ВП от 13.08.2015, согласно которому ООО "НПФ "Внедрение" доначислены недоимка, пени и штрафы, которые предложено уплатить, из которых: 1) недоимка 805 560 руб. 58 коп., из которых 650 793 руб. 79 коп. неоплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ в результате занижения базы для начисления страховых взносов с сумм среднего заработка, выплачиваемых организацией работникам за период их участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности; 150 865 руб. 83 коп. неоплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в результате занижения базы для начисления страховых взносов с сумм среднего заработка, выплачиваемых организацией работникам за период их участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности; 3 166 руб. 83 коп. неоплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ в результате занижения базы для начисления страховых взносов с сумм не принятых филиалом N 8 ГУ-ОРО Фонда социального страхования Российской Федерации к зачету по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 734 руб. 13 коп. неоплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в результате занижения базы для начисления страховых взносов с сумм не принятых филиалом N 8 ГУ-ОРО Фонда социального страхования Российской Федерации к зачету по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 2) штраф, предусмотренный частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в сумме 161 112 руб. 12 коп.; 3) пени в размере 134 366 руб. 75 коп.
В соответствии с указанным выше решением недоимка по страховым взносам за 2013 год составила 348 359 руб. 97 коп., из которых 282 801 руб. 44 коп. неоплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ; 65 558 руб. 53 коп. неоплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС.
Правомерность указанного решения о доначислении страховых взносов установлена решением Арбитражного суда Омской области от 08.12.2015 по делу А46-11290/2015.
В связи с указанными обстоятельствами 07.10.2015 истец выставил ответчику счет N 876 на оплату компенсации расходов по оплате страховых взносов.
Письмом N 338 от 13.10.2015 ответчик возвратил истцу счет и отказал в выплате компенсации.
09.11.2015 истец обратился к ответчику с претензией, в которой требовал возместить расходы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов на суммы заработной платы сотрудников, участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности за 2013 год в общей сумме 348 359 руб. 97 коп.
Поскольку претензия оставлена Военным комиссариатом Омской области без исполнения, ООО "НПФ "Внедрение" обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований послужило поводом для обращения ответчика с апелляционной жалобой, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации военная служба отнесена к обязанностям гражданина Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 5 Закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Минобороны договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Минобороны договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов, а в случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, также по направлениям внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и органов, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Перечисленное отнесено к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв.
Статьей 1 Закона N 53-ФЗ предусмотрено, что исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица.
Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 1 Закона N 53-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров (часть 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ).
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в статье 9 Закона N 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время привлечения работающего гражданина к исполнению государственных обязанностей, в указанном перечне не поименован.
Из приведенных норм следует, что в период выполнения государственных или общественных обязанностей работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются. Средний заработок, сохраненный за медицинскими работниками за период выполнения ими государственных обязанностей по обеспечению проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет и выплачиваемый в период проведения названных мероприятий, облагается страховыми взносами, и работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, исходя из фонда оплаты труда, с соответствующими отчислениями в страховые фонды.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона N 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 704 от 01.12.2004 утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ (далее - Правила N 704).
В абзаце 2 подпункта 5 пункта 2 Правил N 704 указано, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в частности, с прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы.
Согласно пункту 3 Правил N 704 компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Учитывая установленные в настоящем деле обстоятельства, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у Военного комиссариата Омской области в силу закона и на основании договора от 09.01.2013 обязанности по возмещению расходов на уплату ООО "НПФ "Внедрение" как работодателем страховых взносов, начисленных на средний заработок работников, привлеченных к реализации мероприятий, предусмотренных Законом N 53-ФЗ.
Поскольку факт прохождения работниками в исковой период медицинской комиссии или нахождения на сборах в соответствии с требованиями Закона N 53-ФЗ подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и ответчиком не оспорен, вследствие чего у ООО "НПФ "Внедрение" возникло право на компенсацию расходов по выплате заработной платы работникам.
В соответствии с пунктами 4, 23 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1609 от 07.12.2012, военные комиссариаты являются территориальными органами Минобороны и входят в состав военных округов. Финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Минобороны.
Положениями Федерального закона N 83-ФЗ от 08.05.2010 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" военные комиссариаты отнесены к федеральным казенным учреждениям.
Частью 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Минобороны, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1082 от 16.08.2004, Минобороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны организаций.
Согласно подпункту 31 пункта 10 указанного Положения Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны и реализацию возложенных на него полномочий.
Главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (пункт 12.1 части 1 статьи 158 БК РФ).
Согласно части 3 указанной статьи БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
При этом, Правилами N 704 не установлена зависимость указанных выше выплат от времени предъявления получателями компенсации сведений о размере фактических расходов, подлежащих возмещению, либо от иных обстоятельств, не связанных напрямую с фактом несения расходов. Бюджетное законодательство также не предусматривает ограничений по срокам принятия денежных обязательств, подлежащих оплате в счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку апеллянта на наличие лимитов бюджетных обязательств и утвержденных объемов финансирования.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о недоказанности факта несения истцом расходов, компенсация которых является предметом настоящих требований ООО "НПФ "Внедрение", коллегия признает их необоснованными.
Факт уплаты начисленных на основании решения Управления ПФ РФ сумм подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями N N 14, 16, 18 от 05.11.2015 на общую сумму 348 359 руб. 97 коп. (том 1 л. 19-21).
Истец ссылался на перечисленные платежные документы в претензии от 09.11.2015, направленной в адрес ответчика и оставленной последним без исполнения (том 1 л. 22-23).
Поскольку доказательств выплаты указанной суммы истцу ответчиком не представлено, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального законодательства.
Решение Арбитражного суда Омской области от 03.02.2016 по делу N А46-15270/2015 подлежит оставлению без удовлетворения, апелляционная жалоба Военного комиссариата Омской области - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 03 февраля 2016 года по делу N А46-15270/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А. В. Веревкин |
Судьи |
Л. И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15270/2015
Истец: ООО "НПФ "ВНЕДРЕНИЕ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Министерство оброны Российской Федерации, Министерство финансов Омской области, Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Омской области, УФК по Омской области