г. Саратов |
|
15 апреля 2016 г. |
Дело N А06-10825/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" апреля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 января 2016 года по делу N А06-10825/2015 (судья Плеханова Г.А.)
по заявлению Федерального государственного казанного учреждения "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России (344010, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, переулок Соборный, д. 51, ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892)
к Государственному учреждению - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (414040, г. Астрахань, ул. Академика Королева, д. 46, ИНН 3015010945, ОГРН 1023000828058)
о признании незаконными акта камеральной проверки от 08.10.2012 N 4401, решения от 08.11.2012 N 587 и решения от 08.11.2012 N 4495 и обязании возместить сумму в размере 26722,42 рублей,
без участия в судебном заседании представителей: Федерального государственного казанного учреждения "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России, Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (почтовые уведомления N 80429, сведения с сайта Почта России о вручении почтового уведомления N 41003195804283 приобщены к материалам дела),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казанное учреждение "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России (далее - заявитель, учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Государственному учреждению - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - фонд, ответчик) о признании незаконными акта камеральной проверки от 08.10.2012 N 4401, решения от 08.11.2012 N 587 и решения от 08.11.2012 N 4495 и обязании возместить сумму в размере 26 722,42 рублей.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 27 января 2016 года по делу N А06-10825/2015 в удовлетворении заявленных Федеральным государственным казанным учреждением "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России требований отказано.
С Федерального государственного казанного учреждения "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Федеральное государственное казанное учреждение "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Государственным учреждением - Астраханским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Федерального государственного казанного учреждения "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России, Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение "2002 Отделение морской инженерной службы" Министерства обороны Российской Федерации, ИНН 3017055500, ОГРН 1083017001176 (далее - ФГЮУ "2002 ОМИС" Минобороны России) состояло на учете в Государственном учреждении - Астраханском региональном отделении Фонда социального страхования РФ в качестве плательщика страховых взносов.
На основании приказа Министра обороны РФ ОТ 12.01.2012 N 8 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ" ФГКЭУ "2002 ОМИС" Минобороны России прекратило свою деятельность как юридическое лицо путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, о чем было выдано свидетельство о прекращении деятельности юридического лини серия 61 N 006534581 от 05.09.2012.
На основании распоряжения Правительства РФ N 422-р от 29.03.2012 тип Федеральное государственное учреждение "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России изменен на Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России.
В соответствии с извещением N 4 от 30.06.2012 от ФГКЭУ "2002 ОМИС" Минобороны России в учреждение была передана задолженность Фонда в сумме 26 722,42 руб.
В целях возмещения суммы превышения расходов на выплату пособий на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 26 722,42 рублей, учреждением в адрес ответчика было направлено письмо, исх. N 141/3/3-12528 от 03.09.2015.
Письмом N 05-35/05-23241 от 30.09.2015 ответчик отказал в принятии указанного заявления учреждения со ссылкой на то, что ранее в отношении ФГКЭУ "2002 ОМИС" Минобороны России Фондом уже был составлен односторонний акт камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательном социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 4401 от 08.10.2012, вынесены решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 587 от 08.12.2012 и решение об отказе и выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения N 4495 от 08.11.2012.
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, полагая, что акт камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательном социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 4401 от 08.10.2012, решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 587 от 08.12.2012 и решение об отказе и выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения N 4495 от 08.11.2012 нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Астраханской области пришел к выводу, что Федеральным государственным казенным учреждением "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России пропущен срок на подачу в арбитражный суд заявления об оспаривании акта камеральной проверки от 08.10.2012 N 4401, решения от 08.11.2012 N 587 и решения от 08.11.2012 N 4495 и обязании возместить сумму в размере 26 722,42 рублей.
Заявитель не обосновал пропуск срока на обращение с заявлением в арбитражный суд, не представил доказательств уважительности причин пропуска срока, невозможности совершения процессуальных действий в установленные сроки в силу каких-либо непреодолимых препятствий.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В рамках дела N А06-10825/2015 установлено, что о наличии задолженности заявителю стало известно 30.06.2012 в связи с передачей от ФГКЭУ "2002 ОМИС" Минобороны России задолженности (извещение N 4).
Согласно положениям главы 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) указанные ненормативные правовые акты управления могли быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (отделение) в течение трех месяцев со дня, когда предприниматель узнала или должна была узнать о нарушении своих прав (пункт 1 статьи 54, пункт 2 статьи 55).
Одновременно либо в последующем соответствующая жалоба могла быть направлена учреждением в арбитражный суд (пункты 2 и 3 статьи 54 Закона N 212-ФЗ).
Сведений об обращении учреждения в установленный законом срок в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (отделение) с жалобой на акт камеральной проверки N 4401 от 08.10.2012, решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 587 от 08.12.2012 и решение об отказе и выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения N 4495 от 08.11.2012 в порядке, предусмотренном главой 7 Закона N 212-ФЗ, в материалах дела не имеется.
Право учреждения на обжалование указанных ненормативных правовых актов реализовано путем подачи соответствующего заявления в арбитражный суд.
С заявлением в Арбитражный суд Астраханской области Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России обратилось 19.11.2015, то есть за пределами срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ не обосновав уважительность причин столь длительной просрочки обращения в суд с такого рода требованиями, а также не представив в материалы дела доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих своевременному совершению соответствующих действий.
В определении от 18.11.2004 N 367-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установленный в части 4 статьи 198 АПК РФ срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
В связи с тем, что заявителю о наличии задолженности Фонда в сумме 26 722,42 руб. стало известно 30.06.2012 в связи с передачей от Отделения Морской Инженерной Службы задолженности, что подтверждается извещением N 4, трехмесячный срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта пропущен.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока Федеральным государственным казенным учреждением "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России не заявлено.
Отсутствие уважительных причин к восстановлению пропущенного заявителем срока для подачи соответствующего заявления в суд является самостоятельным основанием для отказа заявителю в удовлетворении его требования.
При таких обстоятельствах, в связи с тем, что доказательств наличия уважительных причин пропуска срока заявителем не представлено, а каких-либо документов, свидетельствующих о наличии препятствий для обращения учреждения в суд в пределах установленного в части 4 статьи 198 АПК РФ срока, в материалах дела не имеется, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о пропуске заявителем процессуального срока на обращение в арбитражный суд.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 января 2016 года по делу N А06-10825/2015 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России на основании пункта 1 статьи 333.41 НК РФ предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1500 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 января 2016 года по делу N А06-10825/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России (344010, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, переулок Соборный, д. 51, ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение Двенадцатым арбитражным апелляционным судом апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Арбитражному суду Астраханской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-10825/2015
Истец: ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Мнобороны России, федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ- АСТРАХАНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования РФ