город Ростов-на-Дону |
|
15 апреля 2016 г. |
дело N А32-38364/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2016 по делу N А32-38364/2015,
принятое судьей Меньшиковой О.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дюрун тайрс Рус"
к заинтересованному лицу Новороссийской таможне
о признании незаконным отказа в возврате излишне взысканных таможенных платежей
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дюрун Тайрс Рус" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможенный орган; таможня) о признании незаконным отказа Новороссийской таможни по возврату излишне взысканных таможенных платежей в сумме 732 539,26 рублей по ДТ N 10317110/181114/0028767, N 10317110/231214/0032525, выразившегося в отказе в рассмотрении Заявления N 25, изложенного в письме от 25.08.2015 N 13-13/27257, обязании возвратить излишне взысканные таможенные платежи по ДТ N 10317110/181114/0028767, N 10317110/231214/0032525 в размере 732 539,26 рублей.
Заявленные требования мотивированы нарушением ответчиком положений Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008, Таможенного кодекса Таможенного союза, Решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2016 отказ Новороссийской таможни по возврату излишне взысканных таможенных платежей в сумме 732 539,26 рублей по ДТ N 10317110/181114/0028767, N 10317110/231214/0032525, выразившийся в отказе в рассмотрении заявления N 25, изложенном в письме от 25.08.2015 N 13-13/27257, признан незаконным. Указанным решением суд обязал Новороссийскую таможню возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Дюрун тайрс Рус" излишне взысканные таможенные платежи по ДТ N 10317110/181114/0028767, N 10317110/231214/0032525 в сумме 732 539,26 рублей.
Новороссийская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2016 отменить, ссылаясь на отсутствие документа, свидетельствующего об излишней уплате таможенных платежей, а также на правомерность проведенной корректировки таможенной стоимости.
В отзыве на апелляционную жалобу общество возражало на доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменений.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Дюрун тайрс Рус", г. Ростов-на-Дону на основании договора купли-продажи от 20.03.2014 N 101, заключенного с фирмой "Uniforce Tires Limited" (Китай), спецификациями к контракту N 30 от 11.09.2014 на сумму 23 733,00 доллара США, N 31 от 11.09.2014 на сумму 23 247,00 долларов США, N 32 от 11.09.2014 на сумму 23 247,00 долларов США, N 33 от 11.09.2014 на сумму 23 733,00 доллара США в 2014 году на территорию Российской Федерации был осуществлен ввоз новых пневматических грузовых шин для автомобилей, страна происхождения Китай.
Доставка товаров осуществлялись из Китая на условиях поставки FOB Qingdao (в соответствии с Инкотермс 2010).
Указанный товар был ввезен на территорию Российской Федерации и оформлен в таможенном отношении в Новороссийской таможне по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10317110/181114/0028767, N 10317110/231214/0032525.
По данным ДТ были оформлены:
- по ДТ N 10317110/181114/0028767:
товар N 1 - шины пневматические новые для грузовых автомобилей с цельнометаллическим кордом с камерами и флипперами (ободная лента), размер: 10.00R20, слойность 18, рисунок 308, индекс нагрузки 149/146К в количестве 270 шт., код товара 4011209001, весом нетто/брутто - 17060 кг, изготовитель SHANDONG XINGMIN WHEEL CO., LTD, Китай, товарный знак "ANNAITE", марка " ANNAITE ";
товар N 2 - шины пневматические новые для грузовых автомобилей с цельнометаллическим кордом с камерами и флипперами (ободная лента), размер: 10.00R20, слойность 18, рисунок 755, индекс нагрузки 149/146К в количестве 270 шт., код товара 4011209001, весом нетто/брутто - 17380 кг, изготовитель SHANDONG XINGMIN WHEEL CO., LTD, Китай, товарный знак "ANNAITE", марка " ANNAITE ";
- по ДТ N 10317110/231214/0032525:
товар N 1 - шины пневматические новые для грузовых автомобилей с цельнометаллическим кордом с камерами и флипперами (ободными лентами), размер: 10.00R20, слойность 18, рисунок 308, индекс нагрузки 149/146К в количестве 270 шт., код товара 4011209001, весом нетто/брутто - 16980 кг, изготовитель SHANDONG XINGMIN WHEEL CO., LTD, Китай, товарный знак "ANNAITE", марка " ANNAITE ";
товар N 2 - шины пневматические новые для грузовых автомобилей с цельнометаллическим кордом с камерами и флипперами (ободная лента), размер: 10.00R20, слойность 18, рисунок 755, индекс нагрузки 149/146К в количестве 270 шт., код товара 4011209001, весом нетто/брутто - 17900 кг, изготовитель SHANDONG XINGMIN WHEEL CO., LTD, Китай, товарный знак "ANNAITE", марка " ANNAITE ".
При осуществлении таможенного оформления таможенная стоимость ввезенных и оформленных по ДТ N 10317110/181114/0028767, N 10317110/231214/0032525 товаров была заявлена ООО "Дюрун тайрс Рус" 1 Методом определения таможенной стоимости в соответствии со ст.4 и ст.5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, оформленных по данным ДТ, ООО "Дюрун тайрс Рус", в соответствии со ст.183 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также в соответствии с п.1 Приложения N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" были представлены следующие документы: контракт купли-продажи от 20.03.2014 N 101, заключенным между ООО "Дюрун тайрс Рус" (г.Ростов-на-Дону, Россия) и фирмой "Uniforce Tires Limited" (Китай), спецификации к контракту N30 от 11.09.2014 на сумму 23733,00 доллара США, N31 от 11.09.2014 на сумму 23247,00 долларов США, N32 от 11.09.2014 на сумму 23247,00 долларов США, N33 от 11.09.2014 на сумму 23733,00 доллара США; коммерческие инвойсы N UF-ACS-005-3-001/30 от 12.09.2014 на сумму 23 733,00 доллара США, N UF-ACS-005-3-001/31 от 12.09.2014 на сумму 23 247,00 долларов США (по ДТ N 10317110/181114/0028767); N UF-ACS-005-3-001/32 от 12.09.2014 на сумму 23 247,00 долларов США, N UF-ACS-005-3-001/33 от 12.09.2014 на сумму 23 733,00 доллара США (по ДТ N10317110/231214/0032525), упаковочные листы, коносаменты, договор транспортной экспедиции N00016 от 31.01.2014, счета на оплату транспортировки, паспорт сделки.
Вместе с тем, должностные лица Новороссийской таможни не согласились с заявленным 1 Методом определения таможенной стоимости по ДТ N 10317110/181114/0028767, N 10317110/231214/0032525 обосновав это тем, что при использовании системы управления рисков (далее - СУР) выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, установлены более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза, не представлены документы по оплате товара, не представлены документы и пояснения по оплате лицензионных платежей за использование товарного знака, наличию или отсутствию страхования товара, оплате транспортных услуг на условиях CFR, не представлен прайс-лист. На основании данных доводов Новороссийской таможней в процессе таможенного оформления были приняты решения о проведении дополнительной проверки в отношении товаров, заявленных в таможенных декларациях.
В адрес ООО "Дюрун тайрс Рус" Новороссийской таможней были направлены Решения о проведении дополнительной проверки от 19.11.2014 по ДТ N 10317110/181114/0028767 (со сроком предоставления дополнительных документов до 17.01.2015), от 24.12.2014 по ДТ N 10317110/231214/0032525 (со сроком предоставления дополнительных документов до 21.02.2015), расчеты обеспечения уплаты таможенных платежей и перечни документов, которые необходимо дополнительно представить в указанный срок, а именно: по ДТ N 10317110/181114/0028767 - сведения о стоимости товаров от производителя товаров; сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления; экспортная таможенная декларация страны отправления (если ее заполнение предусмотрено в стране отправления) и ее заверенный перевод; цена, подлежащая уплате за товары при их продаже на единой таможенной территории тс, наличие/отсутствие ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами; факторы, влияющие на цену товара; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур; ведомость банковского контроля; бухгалтерские документы об оприходовании товаров; калькуляция себестоимости товаров; выписки по лицевым счетам, платежные поручения, заявления на перевод; платежные документы по оплате фрахта; документы, содержащие сведения о согласованных тарифах на транспортировку; подтверждение сведений о наличии или отсутствии платежей за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права); пояснения по условиям продаж, которые могли повлиять на цену сделки с одновременным предоставлением документов, обосновывающих приводимые пояснения (проформа-инвойс, заказы, коммерческая переписка сторон и другие виды документов); дополнительные обстоятельства рассматриваемой сделки при условии продажи товара; документы, позволяющие провести контроль соблюдения сроков оплаты по контракту; по ДТ N 10317110/231214/0032525 - экспортная таможенная декларация с переводом, заверенным в установленном порядке; прайс-лист производителя (публичная оферта) с переводом на русский язык; пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на стоимость сделки; пояснения о способе и форме заказа покупателя, заказы/заявки покупателя на поставку данной партии; ведомость банковского контроля на текущую дату; платежные поручения по оплате рассматриваемой поставки (в случае если такая оплата была произведена); платежные поручения по оплате предыдущих поставок; оферты, заказы, прайс-листы продавцов идентичных, однородных товаров, а так же товаров того же класса или вида (если имеются); имеющаяся в распоряжении декларанта информация о стоимости однородных товаров; сведения о платежном документе, которым была произведена оплата за данную поставку, банковские платежные документы по оплате данной партии товара; бухгалтерские документы об оприходовании товаров; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; лицензионное соглашение по данной поставке, сведения о наличии/отсутствии лицензионных платежей за использование товарного знака, а также их влияние на стоимость оцениваемых товаров; сведения о размере лицензионных платежей за использование товарного знака, сведения о лице, осуществляющем лицензионные платежи за использование товарного знака, документы, подтверждающие включение лицензионных платежей за использование товарного знака (при их наличии) в стоимость оцениваемых товаров; заявка заказчика, согласованные тарифы за услуги экспедитора, счета, отчеты экспедитора, расчетные документы с экспедитором, акты об оказанных услугах; документы об оплате транспортных расходов; другие документы, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых товаров.
Заявитель не предоставил дополнительно запрошенные документы.
Новороссийской таможней в процессе таможенного оформления были приняты Решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 19.11.2014 по ДТ N 10317110/181114/0028767, от 24.12.2015 по ДТ N 10317110/231214/0032525.
В обоснование причин корректировки таможенной стоимости, Новороссийская таможня указала на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости товаров должным образом не подтверждены, т.к. не предоставлены дополнительно запрошенные документы.
В соответствии с п.10 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС N 376 от 20.09.2010 г. "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" в случае принятия таможенным органом в процессе таможенного оформления решения о корректировке таможенной стоимости, у декларанта возникает обязанность откорректировать таможенную стоимость и уплатить доначисленные таможенные платежи в обязательном порядке, о именно "_При принятии решения о корректировке таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) обязан осуществить в установленном порядке корректировку заявленной таможенной стоимости товаров и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, в срок, не превышающий срок выпуска товаров, установленный статьей 196 Таможенного Кодекса ТС. Если декларантом (таможенным представителем) до истечения срока выпуска товаров не осуществлена корректировка таможенной стоимости товаров и не уплачены таможенные пошлины, налоги, в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, таможенный орган отказывает в выпуске товаров (пункт 2 статьи 68 Таможенного Кодекса ТС)".
В связи с возникшей обязанностью откорректировать таможенную стоимость и уплатить доначисленные таможенные платежи в обязательном порядке, установленной п.10 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС N 376 от 20.09.2010 г. "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", а также с целью ускорения завершения таможенного оформления товаров и исключения увеличения дополнительных расходов, Заявитель, в соответствии с решениями и расчетами таможенного органа, откорректировал таможенную стоимость товаров по 6 Методу определения таможенной стоимости (Резервный).
Судом также установлено, а материалами дела подтверждается, что Новороссийской таможней в процессе проведения дополнительной проверки было предложено заявителю внести обеспечение уплаты таможенных платежей в сумме в значительно большей, чем было затем указано в решениях о корректировке таможенной стоимости, принятых в процессе таможенного оформления.
В результате корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10317110/181114/0028767, N 10317110/231214/0032525 Новороссийской таможней были излишне взысканы таможенные пошлины и налоги в размере 732539 рублей 26 копеек, в том числе: по ДТ N 10317110/181114/0028767 - 320752 рубля 03 копейки, по ДТ N 10317110/231214/0032525 - 411787 рублей 23 копейки, в то время как в расчетах суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов к решениям о проведении дополнительной проверки обществу было предложено внести следующие суммы обеспечения: по ДТ N 10317110/181114/0028767 - 718462 рубля 01 копейка, по ДТ N 10317110/231214/0032525 - 884170 рублей 21 копейка.
В соответствии со ст.129, 147, 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ООО "Дюрун тайрс Рус" обратилось в Новороссийскую таможню с Заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств N25 от 01.06.2015 (вх. таможни от 20.08.2015 N26328) на сумму 732539 рублей 26 копеек, считая незаконными принятые Новороссийской таможней Решения о корректировке таможенной стоимости в отношении товаров, оформленных по ДТ N10317110/181114/0028767, N10317110/231214/0032525.
25.08.2015 Новороссийская таможня отказала в рассмотрении данного заявления, о чем известила ООО "Дюрун тайрс Рус" письмом N 13-13/27257.
Основанием для отказа в рассмотрении заявления Новороссийская таможня указала на отсутствие факта уплаты или взыскания в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных видов товаров.
Считая данный отказ Новороссийской таможни в возврате излишне взысканных таможенных платежей в сумме в сумме 732539 рублей 26 копеек по ДТ N 10317110/181114/0028767, N 10317110/231214/0032525, незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи (часть 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Таким образом, необходимыми условиями для начала процедуры возврата излишне уплаченных таможенных сборов является подача заинтересованным лицом заявления по установленной форме с приложением необходимых документов.
Из материалов дела усматривается, что заявление ООО " Дюрун тайрс Рус" о возврате таможенных платежей оставлено без рассмотрения со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты либо излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
По мнению таможенного органа, факт излишней уплаты таможенных платежей отсутствует, поскольку действия по корректировке таможенной стоимости правомерны. Таможенные платежи взысканы в соответствии с откорректированной таможенной стоимостью.
Поскольку таможенный орган в качестве законности принятого решения сослался на указанное обстоятельство, суд первой инстанции исследовал законность корректировки таможенной стоимости как основания для принятия оспариваемого решения.
Согласно статье 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, регламентирован Соглашением Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение "О таможенной стоимости").
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения "О таможенной стоимости" таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из условий, в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения "О таможенной стоимости").
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения "О таможенной стоимости" в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
В Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" указано, что основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.
Таким образом, первоосновой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Статьей 68 Таможенного кодекса Таможенного Союза предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Как следует из материалов дела, при таможенном оформлении ввезенного товара обществом представлен Новороссийской таможне весь необходимый пакет документов, в том числе контракт купли-продажи от 20.03.2014 N 101, заключенным между ООО "Дюрун тайрс Рус" (г.Ростов-на-Дону, Россия) и фирмой "Uniforce Tires Limited" (Китай), спецификации к контракту N30 от 11.09.2014 на сумму 23733,00 доллара США, N31 от 11.09.2014 на сумму 23247,00 долларов США, N32 от 11.09.2014 на сумму 23247,00 долларов США, N33 от 11.09.2014 на сумму 23733,00 доллара США; коммерческие инвойсы N UF-ACS-005-3-001/30 от 12.09.2014 на сумму 23 733,00 доллара США, N UF-ACS-005-3-001/31 от 12.09.2014 на сумму 23 247,00 долларов США (по ДТ N 10317110/181114/0028767); N UF-ACS-005-3-001/32 от 12.09.2014 на сумму 23 247,00 долларов США, N UF-ACS-005-3-001/33 от 12.09.2014 на сумму 23 733,00 доллара США (по ДТ N10317110/231214/0032525), упаковочные листы, коносаменты, договор транспортной экспедиции N00016 от 31.01.2014, счета на оплату транспортировки, паспорт сделки.
Представленные обществом в таможенный орган документы не содержали признаков недостоверности, в связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара была надлежащим образом подтверждена и основания для ее корректировки у таможенного органа отсутствовали, признается апелляционной инстанцией обоснованным.
В силу положений таможенного законодательства, устанавливающих исчерпывающий перечень оснований невозможности применения метода определения таможенной стоимости товара по цене сделки, таможня должна была не просто сомневаться в достоверности заявленной стоимости товара, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода оценки товара. Таких доказательств ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Новороссийской таможней не представлено надлежащих доказательств наличия условий, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, обоснованности сомнений в достоверности заявленной к декларированию стоимости товаров.
С учетом разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", таможенный орган, реализующий право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов, представив доказательства объективной невозможности получения или использования ценовой и иной информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
Судом установлено, что корректировка таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ N 10317110/181114/0028767, N 10317110/231214/0032525 была произведена на основании расчетов таможенного органа неверно, поскольку корректировка таможенной стоимости осуществлялась на основе товаров, количество, сортность, фирма изготовитель, коммерческие условия, которых несопоставимы с количеством, сортностью, фирмой изготовителем, коммерческими условиями товаров, поставляемых в адрес общества.
Новороссийская таможня не доказала наличие оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара на основании метода по цене сделки с ввозимыми товарами, в связи с чем непринятие таможенной стоимости товара, определенной декларантом по первому методу является незаконным и нарушает права и законные интересы общества.
При выборе источников для осуществления корректировки таможенной стоимости, таможенный орган должен выбирать ту информацию, которая отвечает критериям, установленным статьями 4-10 Соглашения. При корректировке таможенной стоимости товаров необходимо учитывать страну отправления, условия поставки, вес товара, упаковку товара, сортность, производителя товара, его репутацию на рынке сбыта продукта, торговую марку, коммерческие условия и другие условия, поскольку они существенно влияют на таможенную стоимость ввозимого товара. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 и пунктом 3 статьи 7 Соглашения между Правительством РФ, правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" необходимо учитывать тот факт, что если выявлено наличие более одной стоимости сделки с идентичными или однородными товарами, для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.
Судом установлено, что корректировка таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ N 10317110/181114/0028767, N 10317110/231214/0032525 была произведена на основании расчетов таможенного органа неверно, поскольку корректировка таможенной стоимости осуществлялась на основе товаров, количество, сортность, фирма изготовитель, коммерческие условия, которых несопоставимы с количеством, сортностью, фирмой изготовителем, коммерческими условиями товаров, поставляемых в адрес Общества.
Кроме того, внесение обеспечения уплаты таможенных платежей, в результате которого происходит выпуск таможенным органом товаров в свободное обращение, является правом декларанта, но ни в коем случае не обязанностью.
Таким образом, учитывая отсутствие законных оснований для корректировки таможенной стоимости, таможенный орган неправомерно отказал в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
В силу части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании заявление о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Частью 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ установлен перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин.
Материалами дела подтверждается, что заявитель документально обосновал правомерность обращения в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Отчетом о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей по состоянию на 18.01.2015, а также платежными поручениями N 1086 от 13.11.2014, N1087 от 13.11.2014, N 1002 от 21.10.2014, N931 от 02.10.2014, N 1109 от 18.11.2014, подтверждается уплата заявителем таможенных платежей в полном объеме по корректировкам таможенной стоимости по спорным ДТ.
Решение таможенного органа о возвращении заявления общества без рассмотрения не содержит ссылок на предусмотренные частью 12 статьи 147 Закона о таможенном регулировании основания для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
В силу пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" при рассмотрении требований о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога судам необходимо исходить из того, что такие требования должны быть рассмотрены по существу независимо от того, оспаривались ли в судебном порядке решение таможенного органа (должностного лица), влияющее на исчисление таможенных платежей (в частности по классификации товаров, по корректировке таможенной стоимости товаров), решение о возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов или заявления о возврате сумм денежного залога.
Таким образом, незаявление в арбитражный суд требований о признании незаконными решений о корректировке таможенной стоимости не лишает общество возможности защитить свои права, иным способом, что соответствует положениям статей 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, таможня неправомерно оставила заявление общества о возврате излишне уплаченных платежей без рассмотрения.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора правомерно исходил из того, что досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден, срок для возврата излишне уплаченных таможенных платежей не истек, и обоснованно обязал произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют. Требования заявителя о признании незаконным отказа Новороссийской таможни по возврату излишне взысканных таможенных платежей в сумме 732539 рублей 26 копеек по ДТ N 10317110/181114/0028767, N 10317110/231214/0032525, выразившегося в отказе в рассмотрении заявления N 2, изложенного в письме от 08.07.2015 N 13-13/21596, об обязании Новороссийской таможни осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей по ДТ ДТ N 10317110/181114/0028767, N 10317110/231214/0032525 в сумме 732539 рублей 26 копеек являются правомерными.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2016 по делу N А32-38364/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38364/2015
Истец: ООО "Дюрун тайрс рус"
Ответчик: Новороссийская таможня
Третье лицо: Новороссийская таможня